Технологическая карта к уроку
по русскому языку с использованием ИКТ
по теме «Антонимы»
(УМК «Школа России»)
Автор урока: Соколик Инна Сновбаровна (учитель начальных классов)
Образовательное учреждение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», г. Кременки
Республика, край: Калужская область
Город, поселение: Город Кременки
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель урока: познакомить с термином антонимы
Задачи урока:
образовательные: Наблюдение за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы».
развивающие: Способствовать развитию образного мышления, связной речи.
воспитательные: Воспитывать аккуратность, прилежность, эстетический вкус, чувство любви к русскому языку.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Предметные: знание определения «антонимы», построение модели слов - антонимов, выявлять слова, значение которых требует уточнения, подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении. Определять значение слова по тексту или с помощью словаря.
Личностные: учебно-познавательный интерес к словам – антонимам и умению использовать эти слова в речи
Метапредметные:
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем и самостоятельно.
Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением критериев, проводить сравнение по заданным основаниям, выстраивать модель в сотрудничестве с учителем и самостоятельно.
Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию, умение договариваться, задавать вопросы, выслушивать мнения других.
Планируемые достижения учащихся: учащиеся научатся находить в тексте антонимы; употреблять их в речи; аргументировано отвечать; делать выводы; анализировать; сравнивать; доказывать своё мнение.
Используемые педагогические технологии:
Личностно-ориентированное обучение.
ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), просмотр слайдовой презентации к уроку окружающего мира во 2 классе по теме «Что такое антонимы» с комментированием.
Технология работы в группах;
Место урока в образовательном процессе: первый урок по теме «Антонимы» проводится для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Канакина В.П. Русский язык 2 класс. Часть 1. - М.: Просвещение, 2012. Данный урок русского языка включён в раздел учебника «Слова, слова…»
Использованы методы обучения:
по виду источника информации:
-словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации)
- практические (работа с карточками).
по виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
На уроке применены формы познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.
В ходе урока осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи: с литературой ( выразительное чтение стихов).
Работа по карточкам способствовало развитию творческое мышление учащихся
Учебник и учебные пособия:
Канакина В.П. Русский язык Учебник 2 класс, М.: Просвещение, 2012. Ч. 1
Канакина В.П. Русский язык Рабочая тетрадь 2 класс, М.: Просвещение, 2012. Ч. 1
Оборудование урока: мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран; интерактивная презентация «Антонимы »,( созданная в SMART); конверты с заданием ; парты расставлены для работы в группах (3 группы);
План-конспект урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Примечание | |
I. Организационный этап. | Цель – настрой на урок, мотивация. | |
- Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у вас все получится. - Поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой. -Улыбнитесь друг другу. Опустите ладошки. - Что подарили вы своему соседу? | Выполняют действия. Настраиваются на учебную деятельность.
Уверенность, смелость, активно работать на уроке и т.д. | Формирование личностных УУД
| | |
II. Актуализация знаний и мотивация к деятельности. | Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме. | |
- Прежде чем мы с вами продолжим работу на уроке, предлагаю узнать пословицу. - Как вы думаете, почему на уроке вспомнили эту пословицу? Объясните. - Предположите, как это относится к нам? - Я желаю вам, чтобы у вас сегодня все получилось.
- Открываем тетради, записываем число. -Какое сегодня число и месяц? -Какой по счету месяц осени – октябрь? Орфографическая минутка - По картинке записать словарное слово, поставить ударение и подчеркнуть безударную гласную. - Предлагаю вам обменяться тетрадями с соседом и проверить работу. - Оцените работу, если выполнено все верно подымите зеленый смайлик. - Если допущены 1-2 ошибки – желтый. - Если в каждом слове – красный. -Что вы посоветуете, тем ребятам, кто допускает еще ошибки в словарных словах.
Повторение изученного ранее -Посмотрите внимательно на слова. -Как вы думаете, что общего у этих слов? -На какие группы можно разделить эти слова? - Подберите синонимы к слову ученик, ветер, ребята. -Какие слова называются синонимами?
-Что значит определить лексическое значение слова? - Где можно узнать о словах-синонимах? -Молодцы! | Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Всякое дело требует усилий. Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение и усилие. Тогда все получится. (Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.)
Открывают тетради, записывают. 22 октября. Второй.
Дети записывают слова.
Взаимопроверка. Сравнивают работу с образцом на доске. Исправляют . Оценивают свои работы.
Быть внимательными на уроках. Запомнить написание словарных слов.
Безударная гласная -е-
На двухсложные, трехсложные.
Школьник, ураган, буря, дети. Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или близкие по значению. Сказать, что обозначает это слово.
В словаре синонимов. | Формирование коммуникативных УУД. Коммуникативное взаимодействие, беседа Доброе пожелание учителя. Мобилизация внимания на плодотворную работу. Формирование регулятивных УУД
Формирование личностных УУД
Формирование познавательных УУД
| Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3-10
Слайд11 | |
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. | Цель – постановка учебной задачи, формулирование темы урока. |
- Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.
- Вам понравилось стихотворение? Чем. - Хорошо! – Назовите слова-синонимы из этого стихотворения. -Почему вы не можете выполнить мое задание? -Правильно! Молодцы! -Чем интересны слова? Что объединяет эти пары слов. -На прошлых уроках мы изучали слова, близкие по значению – синонимы, сейчас мы выяснили, что есть слова противоположные по значению и их называют антонимы. - Сформулируйте тему урока. -Молодцы! -Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? -Чему будем учиться на уроке? | Читает ученик. Добрый – злой, Трусливый – смелый, Толстый – тонкий, Чёрный – белый, Вверх – вниз, Внутри – снаружи, Над – под, Жара – стужа, Чистить – пачкать, День – ночь, Все сюда! – ступайте прочь! Труд – безделье, Смех – рыданья… Здравствуйте… и до свиданья! Оно веселое, читается легко. Здесь их нет. Эти слова противоположные по значению.
Тема урока – антонимы.
Что такое антонимы? Какие это слова? Похожи они по смыслу или нет? Находить слова-антонимы в тексте, правильно употреблять их в речи. | Формирование познавательных УУД Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации Направляющая и контролирующая деятельность учителя. | Слайд 12
Слайд13
|
IV. Этап актуализации знаний. | Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Антонимы». |
- Ответим на вопрос: «Какие это слова?» - Хорошо, вы молодцы. Ответьте на следующий вопрос: «Похожи они по смыслу или нет?» -Что обозначает, например, чёрный -белый? А вот эти слова: жара-стужа? - Молодцы! Значит, какие это слова? | Разные. Они не похожи друг на друга. Они не похожи.
Это цвета. Жара – это когда тепло, а стужа, когда холодно. Противоположные по значению. | Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. |
|
V. Этап изучения новых знаний. | Цель – самостоятельно добывать информацию из учебника. |
- Откройте учебник на странице 54. - Самостоятельно прочитайте правило мудрой совы. -Кто уже может ответить – что такое антонимы. -Молодцы! - на странице 55 найдите и прочитайте, на что нужно обратить внимание? -Есть он и у нас в конце учебника на стр. 142. -Чем нам поможет словарь?
Динамическая пауза Цель: Создание условий для снятия умственного и физического напряжения. Подбираю упражнения. Провожу паузу |
Антонимы -это слова с противоположным значением.
В русском языке существует словарь антонимов.
Поможет при выполнении заданий.
Выполняют упражнения.
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветерок все тише, тише, Деревцо все выше, выше. Понимают значимость паузы. | Формирование познавательных УУД
Формирование регулятивных УУД
Развитие умения работать со словарями Формирование личностных УУД |
Слайд14
Слайд15
|
VI. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся. | Цель – умение работать в группе, вести учебный диалог, работать с дополнительной литературой, расширение кругозора учащихся, умение добывать информацию из иллюстраций, текста, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища, развитие восприятия, тактильных ощущений, внимания, мышления, речи. |
- Теперь вам предстоит поработать в группе. Если вы внимательно слушали, вы обязательно справитесь с заданием. - Вспомним правила работы в группах. - У каждой группы в конверте находится задание. -Предлагаю каждой группе самостоятельно ознакомиться с заданием и приступить к выполнению.
Защита работ. Контролирующая и направляющая деятельность учителя. |
Не выкрикивать, не шуметь, не мешать остальным ученикам в классе; работать сплочённо, выслушивать мнения всех учеников; Задание: 1 гр.- Найти в следующих стихах слова с противоположным значением. 2 гр.- Найти в пословицах слова, противоположные по значению (антонимы). Объяснить , как вы понимаете их значение. 3гр. – назвать слова-антонимы к картинкам. Выполняют мыслительные операции. | Умение самостоятельно работать. Умение доказать свою точку зрения. Умение работать в группе. Формирование регулятивных УУД Формирование коммуникативных УУД Формирование познавательных УУД |
Слайд16 |
VII. Этап контроля и самоконтроля.
| Цель – проверить усвоение материала. |
-Проверим, как вы усвоили тему урока. -Проведем небольшую самостоятельную работу. 1ученик Будет самостоятельно выполнять из учебника упражнение 71, на странице 54. 2 ученика(в паре) Из словаря выписать в тетрадь 3 пары слов-антонимов. -Ребята, а вам из каждого четверостишия надо выписать только пары слов-антонимов. -Каждую пару напишите на новой строке. -Повторите, какие слова называются антонимами? - Чтение четверостиший. 1.Очень толстый червячок Яблоку прогрыз бочок, С тонким он теперь соседом О скворцах ведёт беседу. 2. Сегодня пасмурный день был, Глеб зонт взял, а лев забыл. Дождь пролился неплохой Лев весь мокрый, Глеб сухой 3.Любопытный карапуз Изучал продуктов вкус, Но из всех запомнил только Сладкий торт и перец горький 4.Полный чемодан гордится, Что поедет за границу, Ну, а старый и пустой В шкаф отправят на постой. Проверка индивидуального задания(документ-камера).
-Ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте задания друг у друга. У вас должно быть также, как на экране. Ошибки исправьте карандашом.
-Ребята, поднимите красные смайлики у кого не так. Опустите. -Поднимите зеленые, у кого все правильно. -Молодцы!. -Сделайте вывод: -Какие слова называются антонимами? |
Самостоятельное выполнение заданий.
Слова, противоположные по значению.
Дети проверяют, оценивают работу учеников.
Проверяют по образцу Толстый – тонкий Взял – забыл Мокрый – сухой Сладкий – горький Полный – пустой .
Оценивают работу.
Проговаривают правило. | Формирование познавательных УУД
Организация индивидуальной работы.
Организация работы с остальными учениками класса. Формирование личностных УУД |
Слайд17-20
Слайд 21
|
VIII. Этап подведения итогов занятия. | Цель – подведение итогов, формулирование вывода. |
-Сейчас я проверю, как вы запомнили, что такое антонимы и кто из вас на уроке был самым внимательным. 1.Я- антоним к слову «зной» Я в реке, в тени густой, И в бутылке лимонада, А зовут меня…… 2.Я -антоним к слову «лето», В шубу снежную одета. Хоть люблю мороз сама, Потому что я ….. 3.Я – антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Называюсь …….. - Молодцы, вы все правильно отвечали! - Подведем итог нашей работы. - Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Какие это слова? - Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?
- Хорошо! Молодцы! Вы сегодня были все активны на уроке. Отвечали правильно на мои вопросы. | (Устная работа. Дети хором отвечают отгадки)
прохлада
зима
тишина
Какие слова называются антонимами. Слова, противоположные по значению. Отгадывали загадки. Учились подбирать антонимы к картинкам и к пословицам. | Формирование познавательных УУД
Формирование коммуникативных УУД | Слайд 22 |
IX. Этап рефлексии. | Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке. |
- Оцените свою работу на уроке , работу вашей группы, понравился ли вам урок | Работа детей с деревцом самооценки. | Осознание качества и уровня усвоения. | Слайд 23 |