комбинированный урок русского языка и внеклассного чтения построен в нестандартной форме- форме путешествия в " Цветочный город ", с использованием интерактивных технологий. .
ребята на уроке внеклассного чтения познакомились с произведением н носова."Приключения Незнайки. а на уроках русского языка изучили тему " Состав слова". опираясь на знания , полученные детьми ранее. построен урок. встреча с героями сказки способствует повышению заинтересованности к уроку. повышает качество усвоения учебного материала. вовлекает в учебный процесс каждого ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«открытый урок русского языка »
Открытый урок по русскому языку в 3-м классе "Состав слова"
Цели:
обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по теме “Состав слова”;
создать условия для проявления творческих способностей, самостоятельности и активности учащихся на уроке;
воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: LCD проектор, экран, компьютер.
План урока
I. Актуализация опорных знаний
1) Вступительное слово учителя:
Ребята на уроках русского языка мы изучили тему “ Состав слова”, а на уроках внеклассного чтения познакомились с произведением Николая Носова “ Приключения Незнайки и его друзей”. Сегодня мы проведём необычный урок – совершим путешествие в Цветочный городок и встретимся с его жителями, а также у нас на уроке появится главный герой – Незнайка. Но это чуть позже, а сейчас займёмся работой в тетрадях.
2) Чистописание.
– На букве Н Я, как на лесенке, Сижу и распеваю Песенки. – Дайте характеристику этому звуку. – Пропишем элементы с буквой н.
3) Индивидуальная работа (2 ученика выполняют задания на доске).
– Вставьте пропущенные буквы:
а) Солнце село, но в л. су ещё св. тло. Птицы вес.ло щ.бечут. Блестит м.л.дая тр.ва. б) Пришла ос.нь. По небу плывёт б.льшая туч. . Весь день л.ёт дож.ь. Р.бята ждут снега и м.роза.
4). Фронтальная работа.
– Повторение блока слов. – Составление предложений, используя данные слова (устно). – Письмо одного предложения, нахождение главных членов.
5) Проверка индивидуальных заданий, выполненных на доске.
II. Воспроизведение и коррекция знаний
– Ребята, сядьте удобней и представьте, что вы стали малышами и малышками, и вы все оказались в Цветочном городке .
(Появляется Незнайка – ученик в костюме героя.)
Учитель:А вот и Незнайка – наш главный герой. Но что – то он очень грустный. Что с тобой?
Незнайка: Да будешь тут грустным, мне в своём городке дали задание выучить всё о составе слова, но один я не справлюсь.
– Ребята, поможем Незнайке? Ты, Незнайка, посиди у нас на уроке и послушай внимательно наших учеников.
– Итак, ребята, из каких частей состоит слово?
1) Работа с деформированным текстом.
– А теперь у нас в гостях самый умный малыш Цветочного городка – Знайка. Он просит вас прочитать этот текст.
– Получилось прочитать? А почему?(в словах нет корня)
– Попробуйте прочитать теперь.
– Что же за текст получился?(отрывок из новогодней песни)
– При помощи какой морфемы смысл слова восстанавливается быстрее?
– А что же такое корень слова?
2) Работа с учебником
–Давайте прочитаем правило на странице 48, посмотрим, что говорится о корне в нашем учебнике.
3) Подбор однокоренных слов
Игра “ Узнай, кто это”.
– Я читаю загадку, а вы должны записать отгадку и подобрать однокоренные слова. Выделите корень.
Кто рыбачит на реке С тонкой удочкой в руке? (Рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит,…)
Кто хлопочет с поварёшкой, Варит вкусный суп с картошкой? (Повар, сварил, варенье, …)
– Что общего во всех этих словах?
4) Поиграем в игру “Острое ухо”.
– Ваша задача такова: запомнить все родственные слова из стихотворения к слову гуси.
Тот, кто с гусятами близко знаком, Знает, гусята гуляют гуськом. Тот же, кто близко знаком с гусаком, К ним не рискнёт подойти босиком.
– Какие родственные слова услышали? Какой корень в этих словах?
IV. Обобщение и систематизация знаний, применение их для выполнения практических заданий.
1) Образование новых слов с помощью приставок.
– А теперь к нам в гости пришли механик Винтик и его помощник Шпунтик. Послушайте, что они нам кричат.
– Как вы думаете, о какой части слова мы будем сейчас говорить?
– А почему вы так решили?
– А что такое приставка? Какие приставки вы знаете? Назовите их.
2) Работа в группах:
I группа, образуйте как можно больше слов с помощью приставок с корнем -ШЁЛ-
II группа – с корнем -ХОД-
III группа – с корнем -БЕГ-
Проверка.
3) Комментированное письмо.
Допишите подходящую по смыслу приставку:
(…)летел ураган, (…)бежал первым, (…)шёл в дом, (…)ехал из города, (…)копал яму, (…) шёл друга.
Вывод: что же такое приставка и для чего она служит?
V. Физкультминутка
VI. Обобщение и систематизация знаний (продолжение)
1. Образование новых слов с помощью суффиксов.
– А теперь подумайте, о какой части слова мы будем говорить?
Девочка Синеглазка написала стихи, прочитаем их. (Чтение хором)
– О суффиксах. Почему так решили?
– А теперь такое задание:
– Добавьте к словам, которые я буду называть, суффиксы, чтобы получилось название профессий людей:
Сад, фокус, трактор, баян, груз.
– Подберите к данным словам однокоренные со значением уменьшительности и ласкательности:
Берёза, роща.
– Вывод: что же такое суффикс? Для чего нам нужны приставка, суффикс?
2) Работа над деформированным предложением.
В Цветочном городке живёт Торопыжка, он очень торопится по своим делам и просит вас быстренько прочитать пословицу (пословица в деформированном виде).
– Прочитайте, получилась у вас пословица? А что нужно сделать, чтобы получился правильный вариант? Какая морфема необходима нам, чтобы связать слова в предложении?
– А как вы понимаете смысл данной пословицы?
– Запишите эту пословицу себе в тетрадь.
– А теперь скажите, что же такое окончание и для чего оно служит?
– Итак, какие морфемы мы с вами повторили? Какая морфема самая главная? Какие морфемы служат для образования новых слов? А для связи слов в предложении?
– Вот мы и вернулись из нашего путешествия:
– Ну, как, Незнайка, ты разобрался в частях слова?
(слова Незнайки)
3) Творческая работа.
– Ребята, используя полученные знания, нам с вами предстоит выполнить трудную, но в тоже время интересную работу. Вы сейчас напишите небольшое сочинение из 4–5 предложений, т. е. сочинение-миниатюру, по материалам нашей экскурсии в лес, используя однокоренные слова: лес, лесная, лесник, гриб, грибной, пошли, пришли, ушли
– Проверка.
VII. Домашнее задание
Упр.45, списать слова, разобрать их по составу
VIII. Рефлексия:
– Что мы делали на уроке? Зачем делали? Как мы достигли поставленной цели?
Использованная литература:
Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П. “Поурочные разработки по русскому языку”
Узорова О.В. “Самый полный сборник контрольных тестов”,
Ходова Т.В. “Подготовка к олимпиадам по русскому языку” (2-4 классы)
Ушакова О.Д. “Разбор слова по составу” (2-4 классы)
Шевердина Н.А. “Новые олимпиады для начальной школы”
Анохина Т.М. Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы.