Открытый урок русского языка по теме " Обращение". На материале сказок обучающиеся научатся не только находить обращение , но и расставлять знаки препинания. На уроке формируется коммуникативные навыки и умения, обеспечивающие свободное употребление обращения в речи разных ситуациях. На уроке развиваются творческие способноти обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме " Обращение" »
1. Предмет: Русский язык
2. Класс: 5
3. Автор УМК: В.В.. Бабайцевой
4. Тема урока: « Обращения и их роль в речи» 1 –ый урок.
5. Тип урока: Урок изучения нового.
6. Цель урока: Сформировать представление об обращении, учить правильно оформлять предложение с обращением.
7. Задачи урока:
образовательные – познакомить учащихся с обращением, развивать умения точно употреблять в речи обращение, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении.
развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.
воспитательные - воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели уверенность в себе, воспитание культуры общения.
8. Планируемые результаты:
Предметные:
Знать:основные понятия синтаксиса; правила постановки знаков препинания при обращении и роль их в речи.
Уметь:опознавать основные единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры(простое или сложное); ставить знаки препинания при письме; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умениеставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;оформлять свои мысли в устной форме,слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.
9. Основные поняти темы: Синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложения, члены предложения (главные и второстепенные), обращение, интонация; знаки препинания; синтаксический и пунктуационный разборы.
10. Межпредметные связи: Литература
11. Ресурсы: основные Учебник «Русский язык», 5 класс. Авторы А.Ю.Купалова,словари;
дополнительные: мультимедийный проектор, ноутбук; карточки со знаками препинания, индивидуальные карточки с дидактическими заданиями; электронная физкультминутка.
12. Организация пространства: Работафронтальная Ф, индивидуальная И, групповая Г.
Ход урока:
1.Организационный момент:
Здравствуйте, дорогие друзья! Присаживайтесь на места. Проверьте свою готовность. Сегодня на уроке нам понадобятся знания прошлого урока, ваше внимание и сосредоточенность, чтобы закрепить уже имеющиеся приобретенные навыки. Итак, начнем. Запишите дату.
Предлагает повторить тему «Синтаксис», выполнив Лингвистическую разминку (кроссворд). Разгаданное слово поможет нам определить тему нашего урока.
2. Лингвистическая разминка Кроссворд. (Учащиеся записывают понятия в тетрадь, затем самопроверка по слайду)
Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание)
Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (Обстоятельство)
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные)
Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (Сказуемое)
Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее)
Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимением. (Дополнение)
Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (Однородные)
Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире)
Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (Определение)
Получилось слово обращение. Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни. Учащиеся сами определяют тему урока – «Обращения», а именно – « Обращения и их роль в речи».
3.Эмоциональное введение в тему урока.
Учитель задает проблемные вопросы. Побуждает к высказыванию своего мнения. Координирует действия.
Ребята! К нам кто-то стучится в дверь. Театрализация.(Выходят две ученицы)
1 ученица: Если надо обратиться,
Я могу вам пригодиться.
Без сомнения, друзья,
Помогу вам только я.
Могу быть выражено словом –
И не одним – двумя, тремя.
И в предложении готова
Занять любое место я
2 ученик:
Всем вам при общении поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй!
Учитель : какие же задачи сегодня нам предстоит решить на уроке?
Обучающиеся сами определяют задачи урока:
- Какое место занимает обращение в предложении?
-Знаки препинания при обращении.
- Чем может быть выражено обращение.
- Роль в тексте.
Учитель: Запишите тему урока, начинаем работу .
4.Синтаксическая минутка.
Друзья откроют нам сказочный мир.
Я вам, друзья, открою сказочный мир.
- Орфографическая работа: откроют, сказочный.
- Фонетическая разминка: найти слова, в которых звуков больше, чем букв.
- Выделим грамматическую основу в данных предложениях
- Дайте характеристику предложению.
- Чем выражено подлежащее.
- Определите грамматический признак обращения. (Выражено чаще всего существительным в именительном падеже).
Сравнение с подлежащим
- Как можно отличить обращение от подлежащего?
(1. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет. 2. Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть. 3.В предложении подчеркиваем галочками.
Давайте посмотрим как изображено обращение в схеме.
Следующие задания выполняются по группам:
Исследование
1группа
Алгоритм:
1.Выписать слово с непроизносимой согласной.2.Выделить запятыми обращение. 3.Как называются выделенные слова?4. Посмотрите, к кому обращаются герои сказки.
5.Какова функция обращения? (Называет того, к кому обращаются с речью)
3.Чем выражено обращения.
4.Место в предложении.
Предлагаю вам провести исследование. Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи. Перед вами отрывки из сказок А.С.Пушкина.
1.
Чем вы, гости, торг ведёте?И куда теперь плывёте?
..,О,….
2.
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее.
3.
Что такое, господа?-
Говорит Дадон, зевая…
4.
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный!
…..,О
5. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу.
О, …
Учитель: Вы научились находить обращения.
А ещё какую закономерность вы заметили в обращении?
Вывод:
1. Место обращения в предложении может быть свободным; 2. Обращение состоит из одного или нескольких слов.
Молодцы! А вы у нас ещё и юные исследователи. Нам предстоит большая работа и поэтому нужно отдохнуть. Я прошу … помочь мне провести физкультминутку.
Слушайте внимательно и определите, прозвучат ли в речи физорга слова, связанные с темой.
Ребята, встаньте! Раз- поднялись, потянулись.
Два- согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою- три кивка.
На четыре -руки шире.
Пять- руками помахать.
Шесть- за парты тихо сесть.
Молодцы, юные исследователи!
Исследование
2 группа.
Алгоритм:
1 Приведите примеры слов с безударной гласной в корне
(3 слова)
2.Найдите обращения в тексте сказки.
Учитель: У нас на уроке прозвучали отрывки из разных сказок А.С.Пушкина. Какая ваша самая любимая. Какое настроение при чтении вызвала у вас сказка?
Дети: Хорошее, радостное.
Учитель: Но сначала и грустное, вы волновались за судьбу царевны. Вы как заметили художественное своеобразие сказки: повторы, эпитеты, и, конечно же, обращения. К кому обращались герои сказки.
Дети: Это обращения к зеркальцу, Королевича Елисея к солнцу и ветру (выразительное чтение наизусть 1,2 уч.-ся)
Учитель: Беседа об эмоционально-интонационной окраске обращений.
Обращение обладает звательной интонацией. Именно с помощью интонации выражаются оттенки мыслей или чувства – испуг, упрек, радость, злость, недовольство и т. д.
Часто по обращению становятся понятными отношения между говорящими.
– Приведите примеры обращений из литературных произведений. А. С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – обращение царицы к зеркальцу;
Обращения играют заметную роль в речи: они не только называют того, к кому или к чему обращаются, но и оживляют нашу речь. Наконец, обращения очень часто помогают раскрыть характер героя произведения и произносят с соответствующей интонацией.
Открыть также текст «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина (по учебнику литературы).
- В каких случаях и как царица обращается к зеркальцу? Что пишет автор о царице? Как характеризуют царицу эти обращения? Прочитать с соответствующей интонацией.
– Посмотрим, какой изображена царица в первый раз. Как она
обращается к зеркальцу?
С ним приветливо шутила (приветливо, весело)
И, красуясь, говорила:
«Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
– Что пишет автор в другой раз? В чём меняется интонация царицы?
Как это её характеризует?
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
(горделиво, самонадеянно, настойчиво)
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
(зло, возмущённо, в голосе чувствуется ненависть и зависть
(«чёрной зависти полна») к юной царевне).
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Как тягаться ей со мной?
Я в ней дурь-то успокою…»
Перед вами отрывки из сказки А.С.Пушкина. Давайте запишем эти предложения, расставим знаки препинания.
Тексты (отрывки из "Сказки о рыбаке и рыбке" и "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях")
2.Ветер ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч.
3.Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою:
4.Она его ласкать,
Треплет нежною рукою:
«Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!" - и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла.
5."Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось!»
По окончании работы один участник группы дает ответ.
Какова роль обращений в речи?
(Назвать того, к кому обращаются с речью.
Выразить отношение говорящего к тому, к кому обращается с речью).
Исследование ( группа слабых учащихся)
3 группа.
Алгоритм:
1.Найти предложения разные по цели высказывания.
2.Морфемный разбор слова прекрасный.
Работа с иллюстрациями.
Предлагаю еще одно небольшое исследование. Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Рассмотрите их. Выберите одно предложение, в котором есть обращение (на выполнение работы отводится 5 минут).
Догадались, к какой сказке рисунок?
Знаки препинания в предложении с обращением не расcтавлены.
Итак, какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
Раздаточный материал
1.Иллюстрация к "Сказке о попе и работнике его Балде»
Вот из моря вылез старый Бес:
«Зачем ты, Балда, к нам залез?»
2.Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане".
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
3.Иллюстрация к "Сказке о мертвой царевне:"
Свет наш, солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу.
К красну солнцу, наконец
Обратился молодец.
4.Иллюстрация к "Сказке о рыбаке и рыбке".
Чего тебе надобно, старче?
Отыскали старика, привели к ней.
Задание
Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:
К какой сказке иллюстрация?
Выбери предложение с обращением. Как расставлены знаки препинания?
Чем выражено обращение? (словом, сочетанием слов)
Определи место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения).
Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
Какой знак препинания ставится в конце предложения (вид предложения по цели высказывания и интонации)?
После выполнения задания один участник группы выходит к доске и записывает предложение с обращением.
Ребята, обращение не является членом предложения, но оно обозначается условным значком:
Ребята, какое слово показалось вам здесь необычным?А знаете вы историю происхождения таких слов? … провел свое исследование. Сейчас он поделится с вами результатом.
Историческая справка. (Выступление одного из учеников)
В «Сказке о рыбаке и рыбке» нам встретилось слово «старче» (старик).
Раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных, седьмой звательный падеж. “Старче” и есть форма звательного падежа.
Другие примеры звательного падежа в современной речи “други” (вместо друзья), “Отче наш” (отец). В разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, несколько отличная от именительного падежа, сокращённая форма слова “мам”, “Тань”, “бабуль”, “Дим” и т. д. Она применима только в разговорной речи.
Cамостоятельная работа: Графический диктант.
В заключении : Давайте подведем итог нашей работе. Что вы узнали нового сегодня на уроке? Мы с вами соприкоснулись с творчеством А.С.Пушкина,а можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя.
Посмотрите, кто сидит рядом с вами.
Как вы обращаетесь друг к другу?
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.
Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении.
Кто желает прочесть обращение к однокласснику?
Рефлексия: теперь оцените свою деятельность на уроке.
На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.
Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.
ТЕЛЕГРАММА
Сегодня на уроке...
На выполнение работы отводится 2 минуты.
Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?
Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие?
Выставление оценок. Закончим мы свой урок стихотворением ,посвященым Пушкину.