kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме " Обращение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка по теме " Обращение". На материале сказок  обучающиеся научатся не только находить обращение , но и расставлять знаки препинания. На уроке формируется коммуникативные навыки и умения, обеспечивающие свободное употребление обращения в речи разных ситуациях. На уроке развиваются творческие способноти обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме " Обращение" »

1. Предмет: Русский язык

2. Класс: 5

3. Автор УМК: В.В.. Бабайцевой

4. Тема урока: « Обращения и их роль в речи» 1 –ый урок.

5. Тип урока: Урок изучения нового.

6. Цель урока: Сформировать представление об обращении, учить правильно оформлять предложение с обращением.

7. Задачи урока:

образовательные – познакомить учащихся с обращением, развивать умения точно употреблять в речи обращение, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении.

развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.

воспитательные - воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели уверенность в себе, воспитание культуры общения.

8. Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: основные понятия синтаксиса; правила постановки знаков препинания при обращении и роль их в речи.

Уметь: опознавать основные единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры(простое или сложное); ставить знаки препинания при письме; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.

Личностные: Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

9. Основные поняти темы: Синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложения, члены предложения (главные и второстепенные), обращение, интонация; знаки препинания; синтаксический и пунктуационный разборы.

10. Межпредметные связи: Литература

11. Ресурсы: основные Учебник «Русский язык», 5 класс. Авторы А.Ю.Купалова,словари;

дополнительные: мультимедийный проектор, ноутбук; карточки со знаками препинания, индивидуальные карточки с дидактическими заданиями; электронная физкультминутка.

12. Организация пространства: Работа фронтальная Ф, индивидуальная И, групповая Г.

Ход урока:

1.Организационный момент:

Здравствуйте, дорогие друзья! Присаживайтесь на места. Проверьте свою готовность. Сегодня на уроке нам понадобятся знания прошлого урока, ваше внимание и сосредоточенность, чтобы закрепить уже имеющиеся приобретенные навыки. Итак, начнем. Запишите дату.

Предлагает повторить тему «Синтаксис», выполнив Лингвистическую разминку (кроссворд). Разгаданное слово поможет нам определить тему нашего урока.

2. Лингвистическая разминка Кроссворд.
(
Учащиеся записывают понятия в тетрадь, затем самопроверка по слайду)

  1. Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание)

  2. Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (Обстоятельство)

  3. Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные)

  4. Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (Сказуемое)

  5. Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее)

  6. Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимением. (Дополнение)

  7. Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (Однородные)

  8. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире)

  9. Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (Определение)

Получилось слово обращение. Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни. Учащиеся сами определяют тему урока – «Обращения», а именно – « Обращения и их роль в речи».


3.Эмоциональное введение в тему урока.

Учитель задает проблемные вопросы. Побуждает к высказыванию своего мнения. Координирует действия.

Ребята! К нам кто-то стучится в дверь. Театрализация.(Выходят две ученицы)

1 ученица: Если надо обратиться,

Я могу вам пригодиться.

Без сомнения, друзья,

Помогу вам только я.

Могу быть выражено словом –

И не одним – двумя, тремя.

И в предложении готова

Занять любое место я

2 ученик:

Всем вам при общении поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй!

Учитель : какие же задачи сегодня нам предстоит решить на уроке?

Обучающиеся сами определяют задачи урока:

- Какое место занимает обращение в предложении?

-Знаки препинания при обращении.

- Чем может быть выражено обращение.

- Роль в тексте.

Учитель: Запишите тему урока, начинаем работу .

4.Синтаксическая минутка.

Друзья откроют нам сказочный мир.

Я вам, друзья, открою сказочный мир.

- Орфографическая работа: откроют, сказочный.

- Фонетическая разминка: найти слова, в которых звуков больше, чем букв.

- Выделим грамматическую основу в данных предложениях

- Дайте характеристику предложению.

- Чем выражено подлежащее.

- Определите грамматический признак обращения. (Выражено чаще всего существительным в именительном падеже).

Сравнение с подлежащим

- Как можно отличить обращение от подлежащего?

(1. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет. 2. Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть. 3.В предложении подчеркиваем галочками.

Давайте посмотрим как изображено обращение в схеме.

Следующие задания выполняются по группам:

Исследование

1группа

Алгоритм:

1.Выписать слово с непроизносимой согласной.2.Выделить запятыми обращение. 3.Как называются выделенные слова? 4. Посмотрите, к кому обращаются герои сказки.

5.Какова функция обращения? (Называет того, к кому обращаются с речью)

3.Чем выражено обращения.

4.Место в предложении.

Предлагаю вам провести исследование. Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи. Перед вами отрывки из сказок А.С.Пушкина.

1.

Чем вы, гости, торг ведёте?И куда теперь плывёте?

..,О,….



 

2.

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее.

3.

Что такое, господа?-

Говорит Дадон, зевая…

4.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный!

…..,О

5. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу.

О, …


Учитель: Вы научились находить обращения.

А ещё какую закономерность вы заметили в обращении?

Вывод:

1. Место обращения в предложении может быть свободным;
2. Обращение состоит из одного или нескольких слов.

Молодцы! А вы у нас ещё и юные исследователи. Нам предстоит большая работа и поэтому нужно отдохнуть. Я прошу … помочь мне провести физкультминутку.

Слушайте внимательно и определите, прозвучат ли в речи физорга слова, связанные с темой.

Ребята, встаньте! Раз- поднялись, потянулись.

Два- согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою- три кивка.

На четыре -руки шире.

Пять- руками помахать.

Шесть- за парты тихо сесть.

Молодцы, юные исследователи!

Исследование

2 группа.

Алгоритм:

1 Приведите примеры слов с безударной гласной в корне

(3 слова)

2. Найдите обращения в тексте сказки.

Учитель: У нас на уроке прозвучали отрывки из разных сказок А.С.Пушкина. Какая ваша самая любимая. Какое настроение при чтении вызвала у вас сказка?

Дети: Хорошее, радостное.

Учитель: Но сначала и грустное, вы волновались за судьбу царевны. Вы как заметили художественное своеобразие сказки: повторы, эпитеты, и, конечно же, обращения. К кому обращались герои сказки.

Дети: Это обращения к зеркальцу, Королевича Елисея к солнцу и ветру (выразительное чтение наизусть 1,2 уч.-ся)

Учитель: Беседа об эмоционально-интонационной окраске обращений.

Обращение обладает звательной интонацией. Именно с помощью интонации выражаются оттенки мыслей или чувства – испуг, упрек, радость, злость, недовольство и т. д.

Часто по обращению становятся понятными отношения между говорящими.

– Приведите примеры обращений из литературных произведений. А. С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – обращение царицы к зеркальцу;

Обращения играют заметную роль в речи: они не только называют того, к кому или к чему обращаются, но и оживляют нашу речь. Наконец, обращения очень часто помогают раскрыть характер героя произведения и произносят с соответствующей интонацией.

Открыть также текст «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина (по учебнику литературы).

- В каких случаях и как царица обращается к зеркальцу? Что пишет автор о царице? Как характеризуют царицу эти обращения? Прочитать с соответствующей интонацией.

  1. – Посмотрим, какой изображена царица в первый раз. Как она

обращается к зеркальцу?

С ним приветливо шутила (приветливо, весело)

И, красуясь, говорила:

«Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

 – Что пишет автор в другой раз? В чём меняется интонация царицы?

Как это её характеризует?

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

(горделиво, самонадеянно, настойчиво)

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

  (зло, возмущённо, в голосе чувствуется ненависть и зависть

(«чёрной зависти полна») к юной царевне).

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло.

Как тягаться ей со мной?

Я в ней дурь-то успокою…»

 Перед вами отрывки из сказки А.С.Пушкина. Давайте запишем эти предложения, расставим знаки препинания.

Тексты (отрывки из "Сказки о рыбаке и рыбке" и "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях")

2.Ветер ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.

3.Ей с поклоном старик отвечает:

"Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою:

4.Она его ласкать,

Треплет нежною рукою:

«Что, Соколко, что с тобою?

Ляг!" - и в комнату вошла,

Дверь тихонько заперла.

5."Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось!»

По окончании работы один участник группы дает ответ.

Какова роль обращений в речи?

(Назвать того, к кому обращаются с речью.

Выразить отношение говорящего к тому, к кому обращается с речью).  

Исследование ( группа слабых учащихся)

3 группа.

Алгоритм:

1.Найти предложения разные по цели высказывания.

2.Морфемный разбор слова прекрасный.

Работа с иллюстрациями.

Предлагаю еще одно небольшое исследование. Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Рассмотрите их. Выберите одно предложение, в котором есть обращение (на выполнение работы отводится 5 минут).

Догадались, к какой сказке рисунок?                                  

Знаки препинания в предложении с обращением не расcтавлены.

Итак, какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

Раздаточный материал

1.Иллюстрация к "Сказке о попе и работнике его Балде»

Вот из моря вылез старый Бес:

    «Зачем ты, Балда, к нам залез?»

2.Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане".

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

3.Иллюстрация к "Сказке о мертвой царевне:"

Свет наш, солнышко! Ты ходишь

   Круглый год по небу.

К красну солнцу, наконец

    Обратился молодец.

4.Иллюстрация к "Сказке о рыбаке и рыбке".

Чего тебе надобно, старче?

Отыскали старика, привели к ней.

Задание 

Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:

К какой сказке иллюстрация?

Выбери предложение с обращением. Как расставлены знаки препинания?

Чем выражено обращение? (словом, сочетанием слов)

Определи место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения).

Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

Какой знак препинания ставится в конце предложения (вид предложения по цели высказывания и интонации)?

После выполнения задания один участник группы выходит к доске и записывает предложение с обращением.

Ребята, обращение не является членом предложения, но оно обозначается условным значком:

Ребята, какое слово показалось вам здесь необычным?А знаете вы историю происхождения таких слов? … провел свое исследование. Сейчас он поделится с вами результатом.

Историческая справка.     (Выступление одного из учеников)

В «Сказке о рыбаке и рыбке» нам встретилось слово «старче» (старик).

Раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных, седьмой звательный падеж. “Старче” и есть форма звательного падежа.

Другие примеры звательного падежа в современной речи “други” (вместо друзья), “Отче наш” (отец). В разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, несколько отличная от именительного падежа, сокращённая форма слова “мам”, “Тань”, “бабуль”, “Дим” и т. д. Она применима только в разговорной речи.

Cамостоятельная работа: Графический диктант.

В заключении : Давайте подведем итог нашей работе. Что вы узнали нового сегодня на уроке? Мы с вами соприкоснулись с творчеством А.С.Пушкина,а можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя.

Посмотрите, кто сидит рядом с вами.

Как вы обращаетесь друг к другу?

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.

Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении.

Кто желает прочесть обращение к однокласснику?

Рефлексия: теперь оцените свою деятельность на уроке.

На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.

Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.

ТЕЛЕГРАММА

Сегодня на уроке...

 На выполнение работы отводится 2 минуты.

Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?

Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие?

  Выставление оценок. Закончим мы свой урок стихотворением ,посвященым Пушкину.                                           

Ученик :

Стихотворение.

«Читайте Пушкина, друзья».


Если очень захотеть,

В сказке можно очутиться.

У героев старых сказок

Можем мы всю жизнь учиться.


Читайте Пушкина, друзья.

Читайте сказки.

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки.

Читайте Пушкина, друзья.

Вот вам подсказка.

И пронесёте сквозь года

Вы радость к сказке.


Как прекрасно добрым быть,

Как со злом бороться надо,

Как в житейском море плыть,

Чтоб в конце ждала награда.


Читайте Пушкина, друзья.

Читайте сказки.

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки.

Читайте Пушкина, друзья.

Вот вам подсказка.

И пронесёте сквозьгода

Вы радость к сказке.





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по теме " Обращение"

Автор: Миронова Софья Владимировна

Дата: 08.08.2014

Номер свидетельства: 111499

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока по теме «Обращение. Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_obrashchieniie_priedlozhieniia_s_obrashchieniiem_znaki"
    ["file_id"] => string(6) "379077"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484340949"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "презентация к открытому уроку по теме "Обращение" "
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiia-k-otkrytomu-uroku-po-tiemie-obrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "218549"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433836840"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Методическая разработка открытого урока по дисциплине Право на тему:"Защита прав потребителей""
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-distsiplinie-pravo-na-tiemu-zashchita-prav-potriebitieliei"
    ["file_id"] => string(6) "314919"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459788624"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Открытый урок  подготовки к ОГЭ  по математике в 9 классе  Тема: «ПРОЦЕНТЫ.  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НА ПРОЦЕНТЫ» "
    ["seo_title"] => string(108) "otkrytyi-urok-podghotovki-k-oge-po-matiematikie-v-9-klassie-tiema-protsienty-osnovnyie-zadachi-na-protsienty"
    ["file_id"] => string(6) "229099"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441613599"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Открытый урок по русскому языку в 5 классе. Тема: «Диалог»."
    ["seo_title"] => string(58) "otkrytyi_urok_po_russkomu_iazyku_v_5_klassie_tiema_dialogh"
    ["file_id"] => string(6) "402331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490176604"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства