открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме "Повторим орфографию"
Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме "Повторим орфографию"
Тема: Повторим орфографию.
Цели урока:
1. Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении орфограмм, изученных в 5-7-х классах. Вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
2. Развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.
3. Воспитывать интерес к предмету, культуру общения, уважение к чужому труду.
Просмотр содержимого документа
«открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме "Повторим орфографию" »
МОУ Игжейская СОШ
Открытый урок
по русского языка
в 8-м классе по теме
«Повторим орфографию»
Подготовила и провела: Проскурякова С.С.
2011-2012 учебный год
Тема: Повторим орфографию.
Цели урока:
1. Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении орфограмм, изученных в 5-7-х классах. Вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
2. Развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.
3. Воспитывать интерес к предмету, культуру общения, уважение к чужому труду.
Вид урока: учебное занятие по обобщению систематизации знаний и способов деятельности.
Форма урока: деловая игра.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Учитель записывает тему урока на доске, а дети в тетрадях)
II. Актуализация знаний
-О чём вы подумали, когда услышали тему урока?
-А какие орфограммы вы изучали в 5-7 классах?
-Как вы считаете, нужно ли вам повторить эти орфограммы?
III. Сообщаю цели урока.
-В начале каждого учебного года мы с вами проводим уроки повторения ранее изученного материала. К сожалению вы, ребята, знающие формулировки правил орфографии, зачастую не умеете опираться на них в процессе письма. Не всегда обнаруживаете в тексте места, чреватые ошибками. Сегодня я предлагаю вам такую форму работы, когда ученик становится на место учителя. Начинается деловая игра «Я учитель». Попрошу вас разделиться на три группы. Задания будете выполнять каждый самостоятельно, затем проверять у друг друга.
IV. Самостоятельная работа по группам. (Контролирую ответы учащихся в каждой группе).
Задание.
1. Ученикам предлагается недеформированный (то есть без пропуска букв и знаков препинания) текст. Вместе с учениками вырабатывается порядок работы: подчеркнуть в тексте самые «ошибкоопасные» (по мнению школьников) места. Лучше эту работу сначала сделать индивидуально, а затем обсудить ее результаты в группе и прийти к общему мнению. Эта работа необходима, чтобы не подчеркивались слишком простые орфограммы и не пропускались трудные.(карточка с текстом у каждого ученика).
Текст
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
(А.П. Чехов)
Все учащиеся выполняют задания: это разные виды разборов, о которых группа договорилась заранее.
Далее дети меняются листками и проверяют выполненную товарищами работу.
2.После проверки и обсуждения результатов каждая группа выбирает по одному редактору, которые готовят окончательный вариант справочных листков (при этом необходимо иметь на столах словари: толковый, этимологический, словообразовательный, орфографический).
Выполненная работа выглядит так:
Первый (справочный) листок
Безударные гласные, проверяемые ударением:
Выглянуло (глянуть)
Далеко (даль)
Засверкала (посверкивать)
Росой (росы)
Засветилась (свет)
Чередование гласных в корне:
Коснулось (касаться)
Правописание суффиксов:
Ветряной (мельницы) - ветер
Утреннюю (полутень) - утро
Правописание окончаний:
Сходится (сходиться, на -ить, не исключение, глагол 2-го спряжения, окончание -ит).
Размахивающего] (человечка) Окончание определяем по вопросу - какого? Без ударения после шипящей окончание -его).
Правописание предлогов:
Из-за - сложный предлог.
Понеслась навстречу другим полосам - производный предлог, можно заменить другим предлогом: понеслась к другим полосам.
Правописание сложных слов:
Ярко-желтая - прилагательное, обозначает оттенок цвета.
Полутень - полу - всегда пишется слитно.
Правописание наречий:
Сзади, впереди - запомнить.
Сначала - нет зависимого слова: с начала урока.
Издали - нет зависимого слова: из дали моря.
Сначала, вправо
Правописание местоимений:
Что-то - неопределенное местоимение
V. Динамическая пауза.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
3. (После этого каждая группа готовит и сдает деформированный текст.)
Деформированный текст, подготовленный учащимися
Солнце уже выгл...нуло (с)зади1 (из) за города и тихо, без хлопот прин...лось за свою работу4. (С) начал... д...леко (в)переди, где небо сход...тся с землею, около курганчиков и ветр...(н, нн)ой мельницы, которая (из)д...али похожа на маленького человечка, размахивающего2 руками, поползла по земле широкая (ярко) желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла (в)право и охватила холмы; что(то) теплое к...снулось3 Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись (с)зади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась (на)встречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь (с, з)бросила с себя утре(н, нн)юю (по-лу)тень, улыбнулась и засв...ркала р...сой.
(А.П. Чехов).
VI. Итог урока.
Выполненные задания сдаются учителю.
- Ребята, я хочу поблагодарить вас и особо подчеркнуть то, что ваша работы очень пригодятся мне для других уроков. Выставляю оценки.
VII. Домашнего задания.
1-й уровень:взять недеформированный текст с подчеркнутыми орфограммами из учебника и приготовить к нему только справочные листки.
2-й уровень:выполнить на выбор упражнение из учебника (с деформированным текстом).
Самоанализ личностно ориентированного урока в 8-м классе по теме: «Повторим орфографию»
Данный урок проведен в 8 классе по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
Форма урока: деловая игра «Я - учитель».
Цели урока:
1. Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении орфограмм, изученных в 5-7-х классах. Вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
2. Развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.
3. Воспитывать интерес к предмету, культуру общения, уважение к чужому труду.
Для того чтобы вызвать интерес к «неинтересной», но очень важной теме (а именно такой является повторение ранее изученного материала), учебная задача была поставлена так, чтобы учащиеся посмотрели на традиционное задание (вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, произвести различные виды разборов и т.д.) с другой стороны - с точки зрения учителя. Это позволяет ученикам увидеть проблемы, на которые они раньше не обращали внимания, сделать работу не для себя, а для других (одноклассников, учеников и для учителя, который будет пользоваться результатами их труда). Следовательно, задание должно быть выполнено безукоризненно и максимально самостоятельно.
Для этого ученики должны договориться между собой о порядке выполнения работы, о распределении функций (то есть каждый выбирает для себя посильное задание). Такую работу лучше всего делать в небольших группах (учащиеся разбились на три равные группы), чтобы участие каждого в выполнении общего задания было замечено всеми и правильно оценено.
Это хорошо видно в конце урока, когда ученики высказывали свое мнение о проделанной работе, оценивали свою роль в выполнении общего задания, отмечали удачи, делали выводы о том, что вызвало наибольшие затруднения и как их преодолеть в будущем
Задания, выполняемые на уроке, носили в основном продуктивный характер: дети сами выбирали наиболее трудные орфограммы, сами решали, какие слова и предложения взять для разбора - то есть выполняли взятую в начале урока роль учителя. Очень важно, что при этом закрепляли навыки работы со справочной литературой. Ученики и сами создавали подобие справочника - справочные листки.
Во время работы возникали проблемные ситуаций, связанные с порядком выполнения заданий, проявлялись разногласия. Ребята при необходимости обращались к учителю, к ученикам, работающим в других группах, то есть учились договариваться, выбирать наиболее продуктивные способы выполнения работы.
Для такой работы как нельзя лучше подходит урок, построенный в форме деловой игры, так как она (игра) позволяет сделать урок повторения более емким, создает иной уровень речевого поведения, важнейшую роль в котором играет ученик. Умения и навыки развиваются более успешно, чем при традиционной форме проведения урока.
Как уже было сказано выше, работа на уроке была организована в небольших группах, так как для данной формы урока (деловая игра) это лучший способ не только проявить свою индивидуальность, выбрав понравившееся задание, но и научиться умению обосновывать свою точку зрения или отказываться от своего суждения, если аргументы товарищей по группе окажутся более убедительными.
Урок повторения невозможен без опоры на ранее изученный материал. Ученики обычно неплохо знают правила, но применять эти правила в новой ситуации могут далеко не все. Многие просто не видят орфограмм в тексте, если они не указаны учителем или если в тексте нет пропущенных букв. Поэтому работа с недеформированным текстом (как на данном уроке) хорошо развивает орфографическую зоркость. Ученикам гораздо интереснее (хотя и сложнее) самим найти трудные орфограммы, чем действовать по подсказке учителя. Когда предоставляется выбор, учащиеся (за редким исключением) стараются выполнить не более легкое, а более сложное задание, а для этого им нужно уметь правильно оценивать свои возможности.
Исследовательская деятельность учащихся на уроке - одно из обязательных условий деловой игры. В данной ситуации ученики исследовали текст с целью найти в нем как можно больше трудных с точки зрения орфографии мест. Это значит, что текст прочитывали неоднократно, индивидуально выбранные орфограммы сверяли с орфограммами, выбранными другими членами группы. В процессе работы виден каждый ученик, видны его самостоятельность и инициатива.
На дом задала двухуровневые задания (по степени сложности), ученики, как правило, выполняют работу повышенного уровня сложности, так как она не только выше оценивается, но и более интересна.
Во время деловой игры учащимся, как уже было сказано, предоставляется максимум самостоятельности. Но это не означает, что учителю на этом уроке делать нечего. Я видела, слышала и понимала каждого ученика, показала свою личную заинтересованность в успешных результатах работы, обращала внимание на интересные предложения учеников.
Личностно ориентированный урок позволяет ярче проявить себя не только ученику, но и учителю. Он вступает на уроке в такие отношения с учениками, когда обе стороны начинают сотрудничать между собой. На данном уроке я становилась коллегой ученикам. Эмоционально поддерживала их, создавала условия для успешной работы.
Проведение деловой игры невозможно без особого настроя и во многом зависит от доброжелательности, спокойствия и уравновешенности учителя. Все это обязательно присутствовало на уроке. Я внимательно выслушивает все мнения (даже неправильные) и предлагала разобраться во всем вместе, в результате чего учащиеся приходили к правильному решению, делая верный выбор самостоятельно (например, поиск «ошибкоопасных» мест в тексте проводился сначала индивидуально, и лишь потом каждый, предлагал «свои» орфограммы. Я при этом не вмешивалась в обсуждение, что позволяло каждому свободно и полно высказываться). Это побуждает к нестандартному мышлению и предполагает постоянные «шаги навстречу» учителя к ученикам, а учеников друг к другу.
В деловой игре постоянно возникают ситуации, когда ученикам необходим совет, причем не только учительский, но и товарищеский. Особенно это проявилось при подготовке справочных листков. Легче всего такую помощь получить при работе в группах. Все это помогает превратить обычный монотонный урок повторения в игру, которая всегда интересна ученикам. В конце урока, при подведении итогов я поблагодарила участников игры и сказала, что их работы очень пригодятся мне для уроков.
Таким образом, выбранная мною форма урока позволила организовать равноправное, партнерское общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.