Открытый урок по русскому языку по теме: "Ы-И поле Ц"
Открытый урок по русскому языку по теме: "Ы-И поле Ц"
Работа направлена на достижение трех целей:обучающую, развивающую и воспитывающую.
I. Обучающая цель:
1) дать понятие о правописании букв ы-и после ц;
2) формировать умения определять условия выбора гласных ы-и после ц в корнях, в словах на –ция, суффиксах и окончаниях; знать слова-исключения; 3) повторить правописание о – ё после шипящих в корне слова, безударных гласных корня; 4) расширить лексический запас учащихся.
II.Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
III. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.
В течение урока все три цели достигаются различными формами и методами работы. Так, напрмер, для достижения внимания со стороны учеников, учитель читает лингвистическую сказку по данной теме. Учащиеся с легкостью определяют правила написания ы-и после ц. После этого составляется алгоритм и записывается в тетрадь для опорных сигналов. После этого идет закрепление. Для этого проводится ряд работ: работа у доски и в тетрадях, решение загадок, работа с сигнальными карточками, игра "Угадай и напиши", самостоятельная работа. В конце урока учащиеся оценивают урок и себя сами с помощью смайликов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку по теме: "Ы-И поле Ц"»
Открытый урок в 5 классе
Тема: «Гласные Ы-И после Ц»
Цель урока:
I. Обучающая цель:
1) дать понятие о правописании букв ы-и после ц;
2) формировать умения определять условия выбора гласных ы-и после ц в корнях, в словах на –ция, суффиксах и окончаниях; знать слова-исключения; 3) повторить правописание о – ё после шипящих в корне слова, безударных гласных корня; 4) расширить лексический запас учащихся.
II.Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
III. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: учебник русского языка для 5 классов; проектор, экран, картинки, текст сказки, алгоритм, сигнальные карточки, слайды со смайликами
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс. Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс ваш хоть куда
Мы начнем урок. Пора!
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке.
Записываем число, классная работа.
II. Объяснение нового материала
Посмотрите, что изображено на картинках (Цифры, огурцы, синицы, цыпленок, циркуль, акация, цыганка, мотоцикл, борцы ).
- Какие одинаковые звуки вы слышите во всех словах? Цы
- А давайте посмотрим на то, как слова написаны. Почему?
Слайд 1 с вышеуказанными словами
- Что мы должны научиться делать? (Наша задача понять, когда после ц нужно писать ы, а когда и?)
–Обратимся к лингвистической сказке для наблюдений и постараемся это понять.
Чтение сказки «Ы-И после Ц» с комментарием.
В каких же случаях будет писаться после Ц гласная Ы, а когда И.
Составление алгоритма учителем
– Вот мы и разгадали секрет этой орфограммы. А чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. При выполнении заданий нам поможет наш алгоритм.
Не забывайте про него.
3. Закрепление
Слайды 2 (каждое слово – слайд) Объясни, пользуясь правилом, правописание слов
Делегация
цилиндр
купцы
репетиция
лисицын хвост
цыган
модницы
цирк
станция
продавщицы
дверцы
4. Работа у доски (два ученика), остальные в тетрадях
Распределительный диктант
Цирковой, цыпочки, операция, цыц, традиция, секция, цыганский, у ящерицы, с улицы, циркуль, мультипликация, сестрицын, циновка, панцирь, цифра, белолицый, (16 слов)
Циновка – плотное плетеное изделие из соломы, тростника.
Цигейка – стриженый и крашеный мех овцы (первоначально козы).
Цинга – болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и проявляющаяся в разрыхлении и кровоточивости слизистой оболочки десен, в мышечно-сосудистых болях, в общей слабости.
7.Отгадайте загадки и запишите ответ:
1.Пятерка братьев неразлучна. Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором (Пальцы)
2.Он циркач такой лихой, чертит круг одной ногой, а другой проткнул бумагу, уцепился и – ни шагу (Циркуль)
3. Летом — в огороде, Свежие зелёные, А зимою — в бочке, Жёлтые, солёные. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас?... (Огурцы)
4. Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете (Цифры)
5. Я чрезвычайно хитрое пальто. Меня не сможет расстегнуть, увы, никто. ( Панцирь черепахи)
6. Явился в жёлтой шубке: — Прощайте, две скорлупки!
8. С загадками вы справились хорошо. Усложним задачу. Игра «Угадай и напиши»
Слово учителя: Подберите нужное слово к определению, запишите его в тетрадь, обозначьте орфограмму.
1. Основной закон государства. (Конституция)
2. Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой. (Цыкнуть)
3. Систематическое собрание каких-нибудь предметов. (Коллекция)
4. Плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины. (Цитрусовые)
5. Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками. (Циклон)
6. Домик черепахи. (Панцирь)
7. Птенец курицы. (Цыплёнок)
8. Инструмент для вычерчивания окружностей. (Циркуль)
9. Звуковая установка для защиты автомобиля от угонщиков.(Сигнализация)
9. Контроль по теме ( Для слабоуспевающих – самоконтроль. Работа с тестом на ноутбуках)
Давайте послушаем с вами текст, в котором описываются впечатления вашего ровесника Вовы Синицына о посещении цирка. (Читает Борисов М.)
В ц…рк.
Сегодня мы идем в ц…рк. Мы - это папа, мама, моя сестренка и я, Вова Синиц…н. Папа сказал, что сегодня будут выступать борц…, гимнасты, акробаты, наездниц…, мотоц…клисты, веселый зверинец.
Весь день я смотрел на часы. Наконец, маленькая стрелка остановилась на ц…фре "три". Отец скомандовал нам, что пора собираться, но мы давно уже были готовы.
По дороге в ц…рк, на углу одной улиц…, папа купил букет душистой белой акац…и для артистов, а нам вкусные леденц…. Сестрёнка приподнялась на ц…почки и понюхала цветы. Ах, как они пахнут! А нес их я.
Вот и цирк. Круглолиц…й контролер с улыбкой пригласил нас в зал.
Подпишите листочки и заполните пробелы на месте пропусков. На выполнение задания вам 5 минут.
III . Итог работы.
- Ребята, скажите, пожалуйста, чему мы должны были научиться сегодня на уроке?
- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели??
- Когда пишется Ы после Ц? И после Ц? Приведите примеры.
IY.Выберите себе домашнее задание:
1. & 38 , упражнение 336;
2. Написать сочинение-миниатюру, употребив слова-исключения (на выбор) и другие (с буквами ы – и после ц) на тему «Цирк».
Y. Рефлексия
- Каким "Смайликом" вы оцениваете свою работу на уроке? (Веселый и грустный на одном слайде). Изобразите этот смайлик.
- Мою работу?
- Я работу класса в целом оценила бы весёлым "Смайликом". ( Слайд со смайликом с косичками)
- Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы!
- Скоро прозвенит звонок и окончится урок!
VI. Всем СПАСИБО.
(Дополнительное задание на оставшееся время)
Ребята, к нам пришло письмо от Незнайки. Вот что он пишет?
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птицы мешают в работе.
Незнайка.
Циклон – вихревое движение атмосферы при низком давлении в центре движения, сопровождающееся появлением сильной облачности, осадков.
Экспедиция – путешествие, поездка группы лиц, отряда с какой-нибудь специальной целью, со специальным заданием. Научная экспедиция. Экспедиция на Северный полюс.
Коллекция – систематизированное собрание каких-либо однородных предметов.
Цикады – прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерныйстрекот