Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" »
Тема урока: Имя прилагательное.
Форма: урок – путешествие.
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.
Цель: формировать прочных знаний об имени прилагательном.
Задачи:
*обобщить знания учащихся, полученных при изучении раздела «Имя прилагательное»;
*развивать умение определять род, число прилагательных, расширять словарный запас;
*воспитывать навык контроля и самоконтроля:
*повышать познавательную активность учащихся с помощью учебного материала на
основе игры:
*формировать дружеские взаимоотношения с одноклассниками, умение работать в
группе, ввести правило «Мы готовы!»
Методы обучения: беседа, интерактивный, демонстрация, тестовый, проблемно-
поисковый.
Средства обучения: столы расставлены в «банкетном стиле», для работы в группах.
На каждом столе флажок (красный, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый)
В каждой группе белый лист бумаги, маркер, тестовое задание.
Карточки с заданиями для групп.
Карта путешествия.
Наглядный материал по теме: «Имя прилагательное».
Содержание урока:
I.Организационный момент.
-Дети, начинаем наш урок.
«Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Пожелаем успехов глазами
И, вперёд, за новыми знаньями»
- Займите, пожалуйста, свои места.
- Приглашаем всех на урок русского языка.
II. Объявление темы и задач урока.
- Сегодня у нас необычный урок. Это будет урок – приключение, урок – путешествие
полное неожиданностей, путешествие к земле знаний. На доске карта нашего путешествия,
на ней указан наш маршрут.
- Какой вид транспорта мы с вами выберем?
(Хорошо, пусть это будет корабль, значит ваши столики – это каюты, а вы команда).
- Вы должны друг другу помогать, работать сообща, помогать вам будут капитаны. Если вы
выполнили задание, то поднимаете вверх правую руку, это знак «Мы готовы!»
За правильные ответы я буду давать вам кружок красного цвета.
Итак, счастливого пути. Семь футов под килем!
III. Чистописание.
- А отправляемся мы из порта Чистописание.
Кто напомнит правила посадки при письме?
Кк
Корабль
Большому кораблю – большое плавание.
IV. Создание проблемной ситуации.
- У каждой команды на столе флажок. С чем у вас ассоциируется цвет вашей каюты? (ответы детей)
- Красный, жёлтый, зелёный, голубой, оранжевый – эти слова какой частью речи являются?
- Для чего в речи имена прилагательные? (ответы детей)
V. Работа по учебнику.
а) Откройте учебник на странице 181, прочитайте упражнение 584.
- Скажите, что же случилось в этой сказке?
- Чего бы вы ни увидели, если бы мир стал вдруг одноцветным? (ответы детей)
б) – Ребята, мы с вами оказались в заливе Прилагательных.
-Давайте посоревнуемся: каждая команда должна подобрать как можно больше имён прилагательных к данным существительным:
капитан, море, погода, настроение, весна.
VI. Основная часть урока.
- Пока мы плыли, по заливу к днищу нашего корабля прикрепился гигантский осьминог, он мешает нам двигаться дальше. Если мы правильно ответим на вопросы теста, то сможем избежать опасности.
Группы отвечают на вопросы теста и защищают их, рассказывают правила.
VII. Работа в тетрадях.
- Наш корабль набирает скорость и приближается к Разноцветной бухте. Чтобы попасть в неё нужно выполнить задания. Готовим задание сообща, рапортует капитан.
Задание для 1 команды:
Продолжите ряд синонимов к прилагательному смелый
Задание для 2 команды:
Запишите антонимы к прилагательным: шумный, лёгкий, поздний, грустный, светлый.
Задание для 3 команды:
Выпишите имена прилагательные: синий, синева, синеватый, синеть, синенький, синь.
Задание для 4 команды:
Составьте словосочетание с каждым словом:
Интересный …. Яркая …
Свежая … Серебристый…
Тёмная…
Задание для 5 команды:
Допишите окончания прилагательных, определите род:
Ярк… солнце
Лёгк… облака
Сильн… ветер
Чист… воздух
Грозов… туча.
в) Нас встречают обитатели Разноцветной бухты – рыбки
VIII. Физминутка «Рыбки плавают, ныряют…»
г) Ветер гонит нас к острову Поэзии.
Прочитайте на доске четверостишие:
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
- Из какого произведения эти строки?
- Кто автор этой сказки?
-Запишите в тетрадь это четверостишие и разберите его по членам предложения.
IX. Составление рассказа
- Ежедневно на корабле ведётся судовой журнал. Дополните сегодняшнюю запись дежурного. Вставьте в текст имена прилагательные.
Текст №1
Снежный барс живёт в …. Горах. Он очень … и хищное животное. … барс любит свободу.
Он является символом нашего государства.
Текст №2
На островах озера Тенгиз обитают … фламинго. Эти …. Птицы – гордость заповедника. В народе эту птицу называют … гусь. Перья у этой птицы розовато - …., а крылья … с чёрными концами.
Текст №3 Волк - … зверь. Он похож на … собаку. Тело его покрыто … шерстью. Ноги … . Он может быстро бегать. Пасть у него … . Зубы … . Зимой и летом волк ищет добычу.
Текст №4
Лебедь назван царём всей водяной птицы. Он …, как снег, с … глазками и … носом, с … лапками. У него длинная, красивая и … шея. Он прекрасен, когда плывёт по поверхности воды.
Текст №5.
Каждому человеку надо любить природу: быть её … другом. Друг не портит деревья в лесу, не разрушает … гнёзда. Друг природы не рвёт … цветы и не убивает … животных.
- Почему животные нуждаются в защите человека?
- Что объединяет все рассказы?
- Какие меры приняты государством для охраны исчезающих видов животных и растений? (Заповедники Казахстана).
д) склонение имён прилагательных.
Уже вдали видна Земля Знаний. Чтобы ускорить наше приближение выполните ещё одно задание. Просклоняйте словосочетания:
Задание для 1 команды: отважный капитан
Задание для 2 команды: чистое небо
Задание для 3 команды: голубая волна
Задание для 4 команды: хорошее настроение
Задание для 5 команды: добрые люди.
Взаимопроверка по парам.
X. Поведение итогов урока.
- Вот и приплыли мы в удивительную страну Знаний.
- С каждым уроком, с каждой новой книгой мы глубже окунаемся в море Знаний.
- Сегодня наше путешествие подошло к концу. Сколько чудесных путешествий по океану книг,
через моря предметов ждёт вас впереди.
Чтобы корабль вести по океану,
И горные хребты раздвигать,
Пересекать моря и океаны,
Утёсы, камни разбивать,
Найти чудесное лекарство,
Чтоб бабушку омолодить,
Чтоб победить болезнь и старость
Нам надо знанья получить! Ф.Унгарсынова.
XI. Выставление оценок за урок.
Подсчитываем набранные группами жетоны.
Даём оценку уроку (поднимаем вверх флажки, если урок понравился).