Открытый урок по русскому языку на тему: "Буквы И-Ы после Ц"
Открытый урок по русскому языку на тему: "Буквы И-Ы после Ц"
ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц
Цель: изучение условия выбора букв И-Ы в корнях слов после Ц
Задачи:
- познакомить с условиями написания И-Ы после Ц; формировать умение
правильно писать слова с данной орфограммой;
- развивать творческие способности учащихся; память; мышление;
воображение;
- воспитывать внимательное отношение слову.
Оборудование: таблица,учебник,игра «Добрые бабушки», викторина «Узнай слово»
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
Творческий диктант. При помощи данных суффиксов образовать новые слова, объяснить их написание.
-ок - башмак, язык, клок, круг
-ов- камыш, кумач, холст, грош
-онок- внук, барсук, верблюд, уж
3. Проверка домашнего задания
1. Фронтальный опрос по теоретическому содержанию п.11
- В каких случаях после шипящих и ц в суффиксах существительных и прилагательных пишется буква о? А в каких – буква е?
- В каких случаях после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных пишется буква о? А в каких – буква е?
2. Упр. 149 – проверка «по цепочке»
4. Изучение новой темы
- Переходим к изучению новой орфографической темы. Для этого обратимся к материалу для наблюдений за написанием слов с буквами ы-и после ц по таблице.
Буква и после ц пишется:
1. В корнях слов и в словах на -ция :
цирк
панцирь
станция
нация
Буква ы после ц пишется:
1. В суффиксах прила- 2. В окончаниях существительных
гательных и прилагательных:
птицын лестницы
лисицын куцый
3. В словах исключения:
цыган
цыпленок
цыкнуть
цыц
2. Чтение правила на странице 48 учебника
5. Закрепление нового материала
1. Письмо по памяти. Задание: запомнить слова, в корне которых после ц пишется ы ; написать их по памяти. Цыган подошел к цыпленку на цыпочках и цыкнул:»Цыц!» - Это предложение поможет вам, ребята, запомнить слова – исключения.
2. Упражнение на словообразование.Задания:1) от слов,в корне которых после ц пишется ы, образовать другие, графически обозначить корень слова:
Цыган, цыганка, цыганочка, цыганский; цыпленок, цыплята, цыплятник, цыплятница, цыплячий; цыкать, цыканье, цыкнуть, прицыкнуть.
2)от существительных куница, львица, тигрица, образовать прилагательные; графически обозначить в них суффикс –ын
3. Игра «Добрые бабушки»
( На доске нарисовать два домика-столбика. Доску делят на две части,сверху две крыши. На одной крыше написана большая буква Ы, на другой – И)
Учитель:
- Бабушка Ы и бабушка И принимают гостей.У обеих сегодня именины. Решите, какие слова пойдут в гости к бабушке Ы, а какие – к бабушке И.
(Синицы,цирковой,циркуль,Птицын(фамилия),лекция,цитрус,молодцы,от гостиницы,рукавицы,цигейка,цыганка,сестрицы,циновка,гостинцы,цыкнуть.
цифра,инфекция,для больницы,операция,бледнолицый,цыплята,с
улицы,милиция)
4.Работа с учебником.Выполнение упражнений 155,158 (с. 76).
5. Викторина «Узнай слово»
1. Точная,буквальная выдержка из какого-нибудь текста.(Цитата)
2. Знак, обозначающий число.(Цифра)
3.Цирковой артист (Циркач)
4. Вид театрального искусства,объединяющий выступления акробатов,гимнастов,клоунов,дрессировщиков.(Цирк)
5. Массы ветра, несущие осадки.(Циклон)
6. Учебная принадлежность для черчения кругов.(Циркуль)
7. Апельсины, мандарины, лимоны.(Цитрус)
8. В древнегреческой мифологии одноглазый великан.(Циклоп)
6. Этап информации о домашнем задании
§ 12, упр. 157, 159
7. Подведение итогов урока
8. Этап рефлексии.
Я понял, что…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Нужно выучить…
Сабитова З.К., Павленко В. К.Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения. – Алматы: Атамура,2006
Никитина Е. И. Уроки русского языка в 4 классе.(Из опыта работы) Пособие для учителей. М., «Просвещение»,1975.
Рик Т.Г.Игры на уроках рус.яз.5кл.М.-ВАКО,2011
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Творческий диктант. При помощи данных суффиксов образовать новые слова, объяснить их написание.
-ок - башмак, язык, клок, круг
-ов- камыш, кумач, холст, грош
-онок- внук, барсук, верблюд, уж
3. Проверка домашнего задания
1. Фронтальный опрос по теоретическому содержанию п.11
- В каких случаях после шипящих и ц в суффиксах существительных и прилагательных пишется буква о? А в каких – буква е?
- В каких случаях после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных пишется буква о? А в каких – буква е?
2. Упр. 149 – проверка «по цепочке»
4. Изучение новой темы
- Переходим к изучению новой орфографической темы. Для этого обратимся к материалу для наблюдений за написанием слов с буквами ы-и после ц по таблице.
Буква и после ц пишется:
1. В корнях слов и в словах на -ция :
цирк
панцирь
станция
нация
Буква ы после ц пишется:
1. В суффиксах прила- 2. В окончаниях существительных
гательных и прилагательных:
птицын лестницы
лисицын куцый
3. В словах исключения:
цыган
цыпленок
цыкнуть
цыц
2. Чтение правила на странице 48 учебника
5. Закрепление нового материала
1. Письмо по памяти. Задание: запомнить слова, в корне которых после ц пишется ы ; написать их по памяти . Цыган подошел к цыпленку на цыпочках и цыкнул:»Цыц!» - Это предложение поможет вам, ребята, запомнить слова – исключения.
2. Упражнение на словообразование.Задания:1) от слов ,в корне которых после ц пишется ы, образовать другие, графически обозначить корень слова: