Цель: Закрепить знания о грамматических признаках имени существительного
Задачи:
а) образовательные: закрепить умение учащихся определять грамматические признаки имени существительного;
б) коррекционно-развивающие:
- учить правильному построению предложений;
- развивать связную речь (в устной и письменной формах);
- развивать мышление;
в) воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, к чтению, музыке, к родной природе;
г) оздоровительные.
Оборудование: загадки, слова-отгадки, снежинки, наборное полотно, пословица, картина, индивидуальные карточки, диск с музыкальным произведением Вивальди «Зима», фишки.
Структура урока
I. Орг. момент.
II. Повторение. Беседа по вопросам.
III. Основная часть.
- Работа со стихотворением.
- Игра «Снежинки.»
- Работа над пословицей.
IV. Физминутка.
V. Закрепление.
- Работа по картине.
VI. Индивидуальная работа по карточкам.
VII. Домашнее задание.
VIII. Итог урока.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята. Какое сегодня число?
- Какую часть речи мы изучаем?
- Откройте тетради и запишите.
- К какому времени года относится февраль?
- Назовите зимние месяцы.
- Ребята, послушайте и отгадайте загадки; отгадки запишите в тетрадь.
Загадки:
1. Он самый худенький из всех,
Но все-таки случается,
Что раз в четыре годика
На день он прибавляется.
(февраль)
2. Скатерть бела
Весь мир одела.
(снег)
3. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою,
Но солнце её припечет –
Заплачет она и умрет.
(сосулька)
4. Снег на ветках голых,
Отдыхают пчелы,
Поздние восходы…
Что за время года?
(зима)
5. Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И стоять не велит.
(мороз)
Слова-отгадки выставляются учителем на наборное полотно.
- Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
- К какой части речи относятся эти слова?
- Сегодня на уроке тому, кто правильно будет отвечать, я буду давать красивые фишки. В конце урока посчитаем, кто больше их наберет.
II . Повторение. Беседа по вопросам.
- Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Какие бывают имена существительные? (одуш. и неодуш., собств. и нариц.)
- Как изменяются имена существительные? (по числам, по родам, по падежам)
- Сколько склонений у имен существительных?
- Какие существительные относятся к 1 скл.?
- 2 скл.?
- 3 скл.?
(Учитель читает стихотворение):
Существительных в природе
При любой найдешь погоде.
«Кто?» и «Что?» - вопрос задай
И спокойно отвечай:
Это кукла, это книжка.
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно.
Увлекательно, занятно.
На вопросы «Кто?» и «Что?»
Отвечать оно должно.
- Приведите примеры имен существительных.
III. Основная часть.
Работа со стихотворением.
На доске записано стихотворение:
Зимним днём,
Февральским днём
Мы по улице идём.
К сердцу воина-солдата
На гранит цветы кладём.
(В. Степанов)
- Чтение стихотворения учителем.
- Чтение стихотворения учеником.
- О каком празднике идет речь в этом стихотворении? (О Дне защитника Отечества)
- Какого числа мы его отмечаем?
- Кого поздравляем в этот день?
- Спишите стихотворение в тетрадь. Найдите и подчеркните имена существительные.
- Разберем существительное «по улице» у доски и в тетради.
«По улице» - улица – сущ., нариц., неодуш., ед.ч., ж.р., 1 скл., Д.п.
Игра «Снежинки».
- Ребята, посмотрите, какие красивые снежинки прилетели к нам в класс. Снежинки не простые. На каждой снежинке записано предложение. Надо найти в нем имена существительные, подчеркнуть их и разобрать одно из них.
1. Побелели от снега поля.
Поля – поле – сущ., нариц., неодуш., с.р., мн.ч., 2 скл., И.п.
2. Тонким льдом покрылась река.
Льдом – лед – сущ., нариц., неодуш., м.р., 2 скл., Т.п.
3. Ребята поставили кормушки для птиц.
Для птиц – птица – сущ., нариц., одуш., ж.р., 1 скл., Р.п.
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
Работа над пословицей.
На наборном полотне даны слова. Из данных слов надо составить пословицу:
В зимний холод всякий молод.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Запишите пословицу в тетрадь.
- Подчеркните имя существительное, разберите его.
Холод – сущ., нариц., неодуш., ед.ч., м.р., 2 скл., В.п.
IV. Физминутка.
V . Закрепление.
Работа по картине.
- Ребята, посмотрите на картину.
- Какое время года здесь изображено? (зима)
- За что вы любите зиму?
- Послушайте стихи о зиме.
- Послушайте музыкальное произведение Вивальди «Зима».
- Понравилась вам музыка?
- Какую картину зимы вы представили себе?
- Придумайте предложение о зиме.
- Запишите его в тетрадь.
Все деревья покрыты серебристым инеем.
Инеем – иней – сущ., нариц., неодуш., ед.ч., м.р., 2 скл., Т.п.
VI . Индивидуальная работа по карточкам.
Найти и подчеркнуть имена существительные, разобрать одно из них.
(Проверка с места)
VII. Домашнее задание.
Придумать 5 предложений о зиме. Подчеркнуть в них имена существительные и разобрать в каждом предложении по одному существительному.
VIII . Итог урока.
- Какую часть речи мы изучаем?
- Что обозначают имена существительные?
- На какие вопросы отвечают имена существительные?
- Какие бывают имена существительные?
- Как изменяются имена существительные?
- Приведите примеры имен существительных.
- Подсчет фишек. Оценки.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку : "Имя существительное" »
ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Открытый урок
по русскому языку
на тему:
«Имя существительное»
Подготовила: учитель
русского языка
Долбунова Е.В.
г. Саранск, 2013 г.
Тема: Имя существительное
Цель: Закрепить знания о грамматических признаках имени существительного
Задачи:
а) образовательные: закрепить умение учащихся определять грамматические признаки имени существительного;
б) коррекционно-развивающие:
- учить правильному построению предложений;
- развивать связную речь (в устной и письменной формах);
- развивать мышление;
в) воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, к чтению, музыке, к родной природе;
г) оздоровительные.
Оборудование: загадки, слова-отгадки, снежинки, наборное полотно, пословица, картина, индивидуальные карточки, диск с музыкальным произведением Вивальди «Зима», фишки.
Структура урока
I. Орг. момент.
II. Повторение. Беседа по вопросам.
III. Основная часть.
- Работа со стихотворением.
- Игра «Снежинки.»
- Работа над пословицей.
IV. Физминутка.
V. Закрепление.
- Работа по картине.
VI. Индивидуальная работа по карточкам.
VII. Домашнее задание.
VIII. Итог урока.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята. Какое сегодня число?
- Какую часть речи мы изучаем?
- Откройте тетради и запишите.
- К какому времени года относится февраль?
- Назовите зимние месяцы.
- Ребята, послушайте и отгадайте загадки; отгадки запишите в тетрадь.
Загадки:
1. Он самый худенький из всех,
Но все-таки случается,
Что раз в четыре годика
На день он прибавляется.
(февраль)
2. Скатерть бела
Весь мир одела.
(снег)
3. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою,
Но солнце её припечет –
Заплачет она и умрет.
(сосулька)
4. Снег на ветках голых,
Отдыхают пчелы,
Поздние восходы…
Что за время года?
(зима)
5. Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И стоять не велит.
(мороз)
Слова-отгадки выставляются учителем на наборное полотно.
- Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
- К какой части речи относятся эти слова?
- Сегодня на уроке тому, кто правильно будет отвечать, я буду давать красивые фишки. В конце урока посчитаем, кто больше их наберет.
II . Повторение. Беседа по вопросам.
- Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Какие бывают имена существительные? (одуш. и неодуш., собств. и нариц.)
- Как изменяются имена существительные? (по числам, по родам, по падежам)
- Сколько склонений у имен существительных?
- Какие существительные относятся к 1 скл.?
- 2 скл.?
- 3 скл.?
(Учитель читает стихотворение):
Существительных в природе
При любой найдешь погоде.
«Кто?» и «Что?» - вопрос задай
И спокойно отвечай:
Это кукла, это книжка.
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно.
Увлекательно, занятно.
На вопросы «Кто?» и «Что?»
Отвечать оно должно.
- Приведите примеры имен существительных.
III. Основная часть.
Работа со стихотворением.
На доске записано стихотворение:
Зимним днём,
Февральским днём
Мы по улице идём.
К сердцу воина-солдата
На гранит цветы кладём.
(В. Степанов)
- Чтение стихотворения учителем.
- Чтение стихотворения учеником.
- О каком празднике идет речь в этом стихотворении? (О Дне защитника Отечества)
- Какого числа мы его отмечаем?
- Кого поздравляем в этот день?
- Спишите стихотворение в тетрадь. Найдите и подчеркните имена существительные.
- Разберем существительное «по улице» у доски и в тетради.
«По улице» - улица – сущ., нариц., неодуш., ед.ч., ж.р., 1 скл., Д.п.
Игра «Снежинки».
- Ребята, посмотрите, какие красивые снежинки прилетели к нам в класс. Снежинки не простые. На каждой снежинке записано предложение. Надо найти в нем имена существительные, подчеркнуть их и разобрать одно из них.
1. Побелели от снега поля.
Поля – поле – сущ., нариц., неодуш., с.р., мн.ч., 2 скл., И.п.
2. Тонким льдом покрылась река.
Льдом – лед – сущ., нариц., неодуш., м.р., 2 скл., Т.п.
3. Ребята поставили кормушки для птиц .
Для птиц – птица – сущ., нариц., одуш., ж.р., 1 скл., Р.п.
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
Работа над пословицей.
На наборном полотне даны слова. Из данных слов надо составить пословицу:
В зимний холод всякий молод.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Запишите пословицу в тетрадь.
- Подчеркните имя существительное, разберите его.
Холод – сущ., нариц., неодуш., ед.ч., м.р., 2 скл., В.п.
IV. Физминутка.
V . Закрепление.
Работа по картине.
- Ребята, посмотрите на картину.
- Какое время года здесь изображено? (зима)
- За что вы любите зиму?
- Послушайте стихи о зиме.
- Послушайте музыкальное произведение Вивальди «Зима».
- Понравилась вам музыка?
- Какую картину зимы вы представили себе?
- Придумайте предложение о зиме.
- Запишите его в тетрадь.
Все деревья покрыты серебристым инеем.
Инеем – иней – сущ., нариц., неодуш., ед.ч., м.р., 2 скл., Т.п.
VI . Индивидуальная работа по карточкам.
Найти и подчеркнуть имена существительные, разобрать одно из них.
(Проверка с места)
VII. Домашнее задание.
Придумать 5 предложений о зиме. Подчеркнуть в них имена существительные и разобрать в каждом предложении по одному существительному.
VIII . Итог урока.
- Какую часть речи мы изучаем?
- Что обозначают имена существительные?
- На какие вопросы отвечают имена существительные?
- Какие бывают имена существительные?
- Как изменяются имена существительные?
- Приведите примеры имен существительных.
- Подсчет фишек. Оценки.
Тихо, беззвучно в зимнем лесу.
Пришла зима с морозами и метелями.
Ребята поют песню.
Девочки шьют фартуки.
Витя читает книгу.
По реке плывёт пароход.
Катя написала письмо подруге.
Ребята пришли в школу.
Мальчики сажали деревья.
Доктор лечит больных.
В родном краю ветер пахнет ромашками.
Учитель вызвал ученика к доске.
Плохо бросать товарища в беде.
Миша выучил уроки.
Ребята шли по дороге.
По дороге ехала грузовая машина.
Мой товарищ спел песню.
Сосульки свисают с крыши.
Самолёт оторвался от земли.
Туристы вышли из деревни.
Рыболов поймал окуня.
Побелели от снега поля.
Тонким льдом покрылась река.
Ребята поставили кормушки для птиц.
В зимний
холод
всякий
молод.
Пришла
зима с
морозами
и
метелями.
февраль
сосулька
зима
мороз