kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему: "Имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                             Ход урока

  1. Организация внимания класса.

Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе  на уроке, настроить на активную работу, вызвать интерес к предстоящей работе.

У. Прозвенел и смолк звонок,      Начинаем наш урок.

-Сегодня урок русского языка я хочу начать словами К.Г Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»

Каждый урок русского языка- это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием   

-Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

На доске: Внимательный, активный, аккуратный, любознательный, трудолюбивый, самостоятельный.

Д. Будем отвечать активно

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

-Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руку, кто уверен, что справится со всеми трудностями на нашем уроке. Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

У.- Ребята сейчас вы очень внимательно посмотрите небольшой видео ролик и скажите, что вы почувствовали, услышали, увидели.

(Просмотр видео ролика)

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Имена существительные"»

Ход урока

  1. Организация внимания класса.

Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке, настроить на активную работу, вызвать интерес к предстоящей работе.

У. Прозвенел и смолк звонок, Начинаем наш урок.

-Сегодня урок русского языка я хочу начать словами К.Г Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»

Каждый урок русского языка- это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием

-Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

На доске: Внимательный, активный, аккуратный, любознательный, трудолюбивый, самостоятельный.

Д. Будем отвечать активно

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

-Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руку, кто уверен, что справится со всеми трудностями на нашем уроке. Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

У.- Ребята сейчас вы очень внимательно посмотрите небольшой видео ролик и скажите, что вы почувствовали, услышали, увидели.

(Просмотр видео ролика)

У.- Какое время года мы наблюдали? Назовите признаки весны.

У.- Что можем сказать о словах которые вы назвали?

Д.- Это имена существительные .

У.- Что вы уже знаете о имени существительном? Сформулируем тему и цель урока.

(Слайд)

Имена существительные

Цель: сегодня на уроке повторим всё что знаем о этой части речи.

Эмоциональное включение в урок.

(Слайд)

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей-

Весенние!

-А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас. Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке.

(На партах у детей сигналы настроений)

-Улыбнитесь друг другу.

Подарите и мне свои улыбки.

-Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.



Минутка чистописания.

Дидактическая задача: продолжить формирование навыка аккуратного каллиграфического письма.

У.- Возьмите волшебные ручки и скажем волшебные слова.

Д.- Ручка! Мы с тобой друзья!

Нам писать на три нельзя!

Постараемся опять и

Напишем всё на «5»!

У.- На протяжении всего урока старайтесь писать красиво и в конце урока мы ещё раз оценим каллиграфию.

(Слайд)

24 апреля

Классная работа



У. Что нам делать предстоит?

Вот вопрос, какой стоит.

Чтоб ответ нам получить

Задачу нужно нам решить.

(Слайд)

весна-?

ранняя-п

наступила-г

У.- Догадайтесь, как слово связано с буквой?

- Какую букву можно поставить вместо вопроса?

- Докажите.

- Сейчас мы определили какие буквы будем писать на минутке чистописания.

- Мы будем отрабатывать соединения букв спг.

- Определите порядок следования букв в данном ряду и напишите этот ряд букв в данной последовательности.

У.- На какую тему подобраны слова? Составим и запишем с этими словами предложение.

Наступила ранняя весна.

Найдите грамматическую основу этого предложения.

Работа по теме урока

У.- Из чего состоит наша речь?

Д.- Наша речь состоит из слов.

У.- Слово- главный работник в языке. У каждого слова своя работа. Послушаем нашего эксперта.

Эксперт:

Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, растений, явлений природы, города, реки, озера, горы, государства, события, качества, действия – всё названо, всё имеет свое имя, и все эти имена – существительные. По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи: почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное

У.- Применим свои знания об имени существительном на практике

(Слайд)

Работа по учебнику. (стр. 95 упр. 149)

У.- Перед вами замечательное стихотворение, которое написал Самуил Маршак.

Прочитайте стихотворение. Поделитесь своими мыслями и чувствами. Какой месяц описывает поэт? ( Апрель) Докажите.

Назовите все имена существительные, которые встретились в этом стихотворении (снег, ручьи, лужи, муравьи, медведь, птицы, подснежник)

(Слайд) Что помогло вам справиться с этим заданием?

Д.- Имя существительное обозначает людей, животных, вещи, предметы, события, явления природы. Отвечает на вопросы кто? что?

У.- Какие непонятные слова встретились в этом стихотворении?

СТУЖА -и ж. (разг.). Сильный холод мороз. Зимняя с. В стужу (во время стужи).

ВАЛЕЖНИК -а (-у) м. собир. Сухие сучья деревья упавшие на землю. В. для костра.

Вид работы: работа в паре.

Цель: выписать имена существительные в два столбика.

Выпиши имена существительные отвечающие на вопрос кто?, а твой сосед на вопрос что?

(Слайд)

Кто? Что?

муравьи снег

медведь ручьи

птицы лужи

подснежник

Вывод:

Имя существительное

Что?

Кто?





Обозначает людей, животных, вещи, предметы, события, явления природы, состояние и чувства людей.















Род имен существительных.

У.- В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности. Раскроем ещё один секрет.

Фронтальная работа

На слайде записаны слова:

Вкусное торт

Вкусный конфета

Вкусная мороженое

У.- К какой части речи относятся слова в левом столбике? (Имена прилагательные)

У.- К какой части речи относятся слова правого столбика? (Имена существительные)

У.- Что обозначает прилагательное? (Признак предмета)

У.- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? ( Какой? Какое? Какая? Какие?)

У.- Правильно ли записаны словосочетания? (Нет)

У.- Соотнесите имена существительные и соответствующие им имена прилагательные.

На слайде: Вкусный торт. Вкусная конфета. Вкусное мороженое.

У.- Одинаковы ли окончания имени прилагательного в каждом словосочетании? (Нет)

У.- Как вы думаете, почему? (Имена прилагательные стоят в том же роде, что и имена существительные)

У.- Что такое род? (Это грамматический признак имени существительного)



У.- Что вы знаете о роде имени существительного?( Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

У.- Как определить род существительных?
-К именам существительным женского рода можно подставить сочетание слов «Она- моя»; к именам существительным мужского рода можно подставить сочетание слов «Он- мой»; к именам существительным среднего рода можно подставить сочетание слов «Оно- моё»

-Есть стихотворная форма этого правила.

Женский род запомню я

И скажу : «Она- моя»

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он- мой»

Средний род: «Оно- моё»

Это правило- твоё!



У.- Определите род имён существительных в данных словосочетаниях.

Слайд

Дифференцированная работа.

  1. уровень- определить род имён существительных.

Резинка, журнал, сердце, поезд, ведро, ветка, бумага, небо.

2-уровень- дописать имена существительные, определить род.

Цветная _______________________ .

Красивый ______________________.

Узкая __________________________.

Голубое ________________________ .



3- уровень – дописать окончание прилагательных и определить род существительных

Рыженьк___ белочка (______).

Сер ____ волк (________).

Холодн_____ вода (______).

Высок____ дерево (_____).

Вывод:

(Слайд)

Род имён существительных



женский

мужской

средний



Оно, моё

Она, моя

Он, мой



























Изменение имён существительных по числам

У.- Вспомним ещё один грамматический признак

(Слайд- подарки)

У.- Вы видите две картинки. На одной надпись «Подарок» , а на другой «Подарки». Какую картинку вы бы выбрали?

Д.- Подарки

У.- Почему?

Д.- Потому что там не один подарок, а много.

У.- А теперь поиграем в игру «Наоборот»

Школа- школы

Гости- гость

Ученик- ученики

Учитель- учителя

У.- Ребята, какой вывод можно сделать?

Вывод:

Имена существительные изменяются по числам.
Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: цветок, собака, письмо. Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: цветы, собаки, письма.
При изменении имён существительных по числам изменяются окончание: рисунок - рисунки, звезда – звёзды, лицо - лица.

Вид работы: самостоятельная работа.

Цель: К словам единственного числа допиши слова множественного числа и наоборот.





Вариант №1 Вариант №2

Ведро певцы

Бедро концы

Метро щипцы

Пень кони

лень пони

У.- Ко всем ли именам существительным удалось подобрать пару? Почему?

Вывод: в русском языке встречаются имена существительные, которые употребляются только в форме единственного или множественного числа.

У.- Что изменяется в имени существительном при изменении его числа?

Д.- При изменении существительного по числам в нем меняется окончание.

(Слайд- проверь себя)

Вариант №1 Вариант №2

Ведро- вёдра певцы- певец

Бедро- бёдра концы- конец

Метро щипцы

Пень- пни кони- конь

лень пони



Несколько или много предметов

предметов

Множественное число

Один предмет

Единственное число

Изменение существительных по числам.











Изменение имён существительных по падежам.

У.- Замечательный словесный портрет имени существительного у нас получился. Но необходимо его дополнить. О каком грамматическом признаке имени существительного мы ещё не сказали?( Изменение имён существительных по падежам).

У.- Поможет нам в этом сказка. Я буду её читать, а вы найдите в ней существительное с разными окончаниями.





(Слайды) Мозговой штурм

  • Изменение имён существительных по падежам называется ….

  • Перечислите их ….

  • В русском языке …. Падежей

  • Чтобы определить падеж имени существительного надо ….

Проверь себя

  • Изменение имён существительных по падежам называется склонением.

  • В русском языке 6 падежей.

  • Перечислите их. (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

  • Чтобы определить падеж имени существительного надо найти слово, с которым оно связано, и поставить от него вопрос.

У.- Установите связь между словом помощником и именем существительным «Весна»

Слово помощник: Весна

Есть

Нет

Обрадоваться

Вижу

Доволен

Думаю

У.- Что ещё поможет установить связь? (Вопросы)

У.- Просклоняйте существительное весна при помощи вопросов. (Слайд)





И.п (есть) что? весна

Р.п (нет) чего? весны

Д.п (обрадоваться) чему? весне

В.п (вижу) что? весну

Т.п (доволен) чем? весной

П.п (думаю) о чём? о весне



Вывод:

12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок на тему: "Имена существительные"

Автор: Неклюдова Елена Александровна

Дата: 16.01.2016

Номер свидетельства: 277606

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Открытый урок на тему "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(49) "otkrytyi-urok-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "143928"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418624028"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "урок повторения по теме "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-povtorieniia-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "232562"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442858359"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок-презентация по русскому языку, Тема:" Имя существительное. Обобщение"."
    ["seo_title"] => string(87) "urok-priezientatsiia-po-russkomu-iazyku-tiema-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "258153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448453751"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Урок  на тему "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(40) "urok-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "121692"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414051684"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Открытый урок по русскому языку на тему: " Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "161337"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422202873"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства