7
Урок русского языка по русскому языку в 5 классе.
Тема: Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия: формирование умения строить алгоритм, умения фиксировать шаги по построению нового знания, умения работать в группах
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов: чередования О-А в корнях -лаг – и –лож-
Оборудование: ММ проектор, ИД, Презентация.
Ход урока:
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
_ Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!
Хочу начать урок с арабской мудрости: «Знание завершается только делом. Знание - дерево, а дело – плоды». А значит, впереди у нас новые дела и открытия, которые подарят нам прекрасное настроение.
- Итак, начинаем.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Посмотрите на доску, перед вами графические изображения (корень, приставка, суффикс, окончание), расшифруйте их.
- Какая из этих морфем самая значимая? (корень)
-Почему? (Корень — морфема, несущая лексическое значение слова )
- Ребята, а какие орфограммы в корне мы уже изучили? (ответы учащихся).
( проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корнях слов)
- А теперь разделите данные слова на группы, вставьте пропущенные буквы, графически выделив условия выбора той или иной орфограммы:
( на доске слова. Уд…вительный, увл…катеьный, зап…х, с…реневый, к…бинет, в…лшебник)
Ребята, а почему вы разделили эти слова именно так? Обоснуйте своё решение.
Что объединяет слова 1 группы?
Удивительный
Увлекательный
Запах
Орфограмма «Проверяемые безударные гласные корня» Как проверить правильность написания орфограммы? ( подобрать проверочные слова)
- А что объединяет слова 2 группы?
с…реневый
к…бинет
в…лшебник
(Непроверяемые безударные гласные в корне.)
- Что вам поможет правильно написать эти слова?
(Нужно обратиться к орфографическому словарю.)
Учащиеся выполняют задание в тетрадях.
- А теперь давайте обратим внимание на следующую группу слов. Прочитайте внимательно, выделите корни, и выпишите их.
Пол_жить, предпол_гать, изл_гать, предл_жить.
- Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова.
- Получилось это у вас? Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило.
3.Выявление места и причины затруднения.
? ? л…г ------- л….ж |
-Где возникла трудность при выполнении задания? ( В корне слова мы не можем определить, какая пишется буква.)
- Почему возникло затруднение? ( Мы не знаем правила, с помощью которого мы могли бы проверить правописание буквы в корне)
-Ребята, вот об этом мы будем говорить на уроке. Сформулируйте тему урока. (Тема урока записана на доске и закрыта листочками.)
Формулируют тему урока и записывают в тетрадь « Гласные А-О в корнях –лаг-, -лож-.» Ребята, а они меняются? (да). Значит, давайте добавим – чередующиеся гласные.
4.Формулирование цели урока.
- Какую цель мы поставим перед собой?
Совместно с учителем или самостоятельно формулируют цель урока:
- Узнать правило написания А-О в корнях –лаг-, -лож-
-Что мы для этого будем делать? ( нужно вывести правило, с помощью которого мы сможем выбрать правильную букву в корне, научиться им пользоваться) т.е. исследовать это чередование.
5. Реализация построенного проекта.
- Посмотрите на доску (слайд презентации), перед нами записаны слова, прочитайте слова правого и левого столбиков.
приЛАГАется -------------------------- приЛОЖить
изЛАГАть ------------------------------- изЛОЖить
возЛАГАть------------------------------ поЛОЖение
приЛАГАтельное---------------------- сЛОЖение
- Почему слова записаны в столбик?
- В какой морфеме находится орфограмма? (в корне слова)
- Какие гласные пишутся в корнях? (А-О)
- Какие особенности вы заметили вы в корнях слов?
- Кто догадался, в каком случае пишется гласная а, в каком – о?
- Попробуйте сформулировать правило написания букв корней. Если кто-то затрудняется может обратиться к п .51 на стр.70 теории. Даю вам на это 1 мин.
1. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишутся перед Г — А, перед Ж — О.
2. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишется А, если после корня суффикс А;
О, если этого суффикса нет.
- а теперь посмотрим, какие сведения у составителей нашего учебника. Откройте учебник Теория на стр.70
(Учащиеся приходят к выводу, что в том правиле, которое они вывели самостоятельно, более чётко указан признак, определяющий выбор букв А//О. )
- Где правило звучит более четко: в учебнике или то, которое вывели вы сами?
- Как же мы будем применять данное правило на практике?
- Давайте составим алгоритм, который будем применять при выборе букв А и о в чередующихся корнях.
Один ученик работает у доски.
- Ребята, каждая орфограмма имеет своё графическое обозначение. Давайте посмотрим, как выделяется эта орфограмма в учебнике «Практика» на стр.166.
Таблица
Чередующиеся гласные А-О
в корнях –лаг-, -лож-
На доске прописываю.
Стандартное правило:
В корнях -лаг-//-лож, -а пишется, когда после корня идёт суффикс -а. Если суффикса -а нет, пишем букву -о.
Примеры: Положить, Прилагать;
Правило, которое легче запомнить:
В корнях -лаг-//-лож, перед -г пишем -а, перед -ж - о.
Исключение: Полог,
- Ребята, всем понятно правило, которое вы сформулировали?
- А теперь давайте закрепим его.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Используя алгоритм, объясните написание следующих слов (задание №1, приложение)
Задание №1
Используя алгоритм, объясните написание следующих слов, обозначить орфограмму.
1 ученик к доске
Диктую:
Пол__жение, изл__гать, прил__жение, прил__гательное.
В паре выполняют задание.
Совместно с учителем выявляют ошибки и исправляют, оценивают свою работу.
- Молодцы. Вместе мы поработали, а сейчас самостоятельная работа.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель предлагает учащимся выполнить задание по карточке с самопроверкой по эталону.
Задание №2
Спишите слова, распределяя по графам таблицы, выделите орфограмму.
Слова с чередованием гласных в корне |
За корнем следует суффикс – а - | За корнем нет суффикса -а- |
| |
| |
| |
http://learningapps.org/create?new=3&from=pwov9u20t16#preview интерактивное задание
прил__гать усилия,возл__гать надежды,безотл__гательное дело,изл..гать содержание,знать признаки прил..гательных,сл..гаемые числа, сл__жить вещи,предл__жить блины,радостное предпол__жение, распол__житься у костра,хорошо изл..жить,написать изл..жение
Задание 3.
-Ребята, вы знаете, вот эти корни представляют определённую трудность в орфоэпической работе. И я хочу обратить ваше внимание, как правильно их употреблять.
«Говори правильно».
Класть – кладу (книгу) Положить – положу (книгу)
(что делать?) (что сделать?)
В русском языке нет глаголов с корнем -лаг- (-лож-) без приставок.
Один ученик выполняет аналогичное интерактивное задание.
http://learningapps.org/display?v=p0envdcst16
Творческое задание
-Ребята, уверена, что вы – творческие люди, поэтому предлагаю вам следующее задание.
- Внимательно рассмотрите картину Б.М. Кустодиева «Ярмарка». (http://smallbay.ru/kustodiev.html)
- используя слова для справок с изучаемой орфограммой, составьте и запишите небольшой связный текст. (5-6 предложений)
( слова для справок: предлагать, сложить, положить, отложить, располагаться, расположиться)
По окончанию работы зачитывают тексты.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Урок заканчивается, а значит надо подвести итог.
- Какую цель мы ставили на уроке?
-Достигли ее? Как вы можете доказать, что мы её достигли? ( рассказать правило.
- Молодцы! Вы замечательно поработали на уроке, и домашнее задание будет, надеюсь, вам интересно.
- Запишите домашнее задание.
(даётся дифференцированно по выбору учащихся )
Предлагаю сочинить лингвистическую сказку о корнях -лаг- -лож-.
Кому это задание не по душе может составить диктант на правописание корней с чередованием а – о (25 слов)
А для самых привередливых предлагаю выполнить упр. № 567 учебника
Ребята, у меня для вас сюрприз. На доске я поместила апельсиновое дерево. Предлагаю сейчас каждому подойти выбрать свой апельсин. Если вы выберете оранжевый апельсин – значит, вы все сделали хорошо и настроение ваше отличное, а если зелёный, то вы справились не со всеми заданиями, на уроке вам было скучно.
- Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось! Сегодня каждый проявил себя и по достоинству оценил. Спасибо за урок.