kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по русскому языку в 5 классе. Тема: Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по русскому языку в 5 классе.

Тема: Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия: формирование умения строить алгоритм, умения фиксировать шаги по построению нового знания, умения работать в группах

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов: чередования О-А в корнях  -лаг – и –лож-

Оборудование: ММ проектор, ИД, Презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по русскому языку в 5 классе»

7


Урок русского языка по русскому языку в 5 классе.

Тема: Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия: формирование умения строить алгоритм, умения фиксировать шаги по построению нового знания, умения работать в группах

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов: чередования О-А в корнях -лаг – и –лож-

Оборудование: ММ проектор, ИД, Презентация.

Ход урока:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

_ Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Хочу начать урок с арабской мудрости: «Знание завершается только делом. Знание  - дерево, а дело – плоды».  А значит, впереди у нас новые дела и открытия, которые подарят нам прекрасное настроение.

- Итак, начинаем.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Посмотрите на доску, перед вами графические изображения (корень, приставка, суффикс, окончание), расшифруйте их.

- Какая из этих морфем самая значимая? (корень)

-Почему? (Корень — морфема, несущая лексическое значение слова )

- Ребята, а какие орфограммы в корне мы уже изучили? (ответы учащихся).

( проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корнях слов)

- А теперь разделите данные слова на группы, вставьте пропущенные буквы, графически выделив условия выбора той или иной орфограммы:

( на доске слова. Уд…вительный, увл…катеьный, зап…х, с…реневый, к…бинет, в…лшебник)

Ребята, а почему вы разделили эти слова именно так? Обоснуйте своё решение.

Что объединяет слова 1 группы?

Удивительный

Увлекательный

Запах

Орфограмма «Проверяемые безударные гласные корня» Как проверить правильность написания орфограммы? ( подобрать проверочные слова)

- А что объединяет слова 2 группы?

с…реневый

к…бинет

в…лшебник

(Непроверяемые безударные гласные в корне.)

- Что вам поможет правильно написать эти слова?

(Нужно обратиться к орфографическому словарю.)

Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

- А теперь давайте обратим внимание на следующую группу слов. Прочитайте внимательно, выделите корни, и выпишите их.

Пол_жить, предпол_гать, изл_гать, предл_жить.

- Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова.

- Получилось это у вас? Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило.


3.Выявление места и причины затруднения.


? ?

л…г ------- л….ж


-Где возникла трудность при выполнении задания? ( В корне слова мы не можем определить, какая пишется буква.)

- Почему возникло затруднение? ( Мы не знаем правила, с помощью которого мы могли бы проверить правописание буквы в корне)

-Ребята, вот об этом мы будем говорить на уроке. Сформулируйте тему урока. (Тема урока записана на доске и закрыта листочками.)

Формулируют тему урока и записывают в тетрадь « Гласные А-О в корнях –лаг-, -лож-.» Ребята, а они меняются? (да). Значит, давайте добавим – чередующиеся гласные.

4.Формулирование цели урока.

- Какую цель мы поставим перед собой?

Совместно с учителем или самостоятельно формулируют цель урока:

- Узнать правило написания А-О в корнях –лаг-, -лож-

-Что мы для этого будем делать? ( нужно вывести правило, с помощью которого мы сможем выбрать правильную букву в корне, научиться им пользоваться) т.е. исследовать это чередование.

5. Реализация построенного проекта.

- Посмотрите на доску (слайд презентации), перед нами записаны слова, прочитайте слова правого и левого столбиков.

приЛАГАется  --------------------------  приЛОЖить

изЛАГАть ------------------------------- изЛОЖить

возЛАГАть------------------------------ поЛОЖение

приЛАГАтельное---------------------- сЛОЖение

- Почему слова записаны в столбик?

- В какой морфеме находится орфограмма? (в корне слова)

- Какие гласные пишутся в корнях? (А-О)

- Какие особенности вы заметили вы в корнях слов?

- Кто догадался, в каком случае пишется гласная а, в каком – о?

- Попробуйте сформулировать правило написания букв корней. Если кто-то затрудняется может обратиться к п .51 на стр.70 теории. Даю вам на это 1 мин.

1. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишутся  перед Г — А, перед Ж — О.

2. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишется А, если после корня суффикс А;
О, если этого суффикса нет.

- а теперь посмотрим, какие сведения у составителей нашего учебника. Откройте учебник Теория на стр.70

(Учащиеся приходят к выводу, что в том правиле, которое они вывели самостоятельно, более чётко указан признак, определяющий выбор букв А//О. )

- Где правило звучит более четко: в учебнике или то, которое вывели вы сами?

- Как же мы будем применять данное правило на практике?

- Давайте составим алгоритм, который будем применять при выборе букв А и о в чередующихся корнях.

Один ученик работает у доски.

- Ребята, каждая орфограмма имеет своё графическое обозначение. Давайте посмотрим, как выделяется эта орфограмма в учебнике «Практика» на стр.166.



Таблица

Чередующиеся гласные А-О

в корнях –лаг-, -лож-

На доске прописываю.

Стандартное правило:

В корнях -лаг-//-лож, -а пишется, когда после корня идёт суффикс -а. Если суффикса -а нет, пишем букву -о.

Примеры: Положить, Прилагать;


Правило, которое легче запомнить:

В корнях -лаг-//-лож, перед -г пишем -а, перед -ж - о.

Исключение: Полог,


- Ребята, всем понятно правило, которое вы сформулировали?

- А теперь давайте закрепим его.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Используя алгоритм, объясните написание следующих слов (задание №1, приложение)

Задание №1

Используя алгоритм, объясните написание следующих слов, обозначить орфограмму.

1 ученик к доске

Диктую:

Пол__жение, изл__гать, прил__жение, прил__гательное.

В паре выполняют задание.

Совместно с учителем выявляют ошибки и исправляют, оценивают свою работу.

- Молодцы. Вместе мы поработали, а сейчас самостоятельная работа.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель предлагает учащимся выполнить задание по карточке с самопроверкой по эталону.

Задание №2

Спишите слова, распределяя по графам таблицы, выделите орфограмму.

Слова с чередованием гласных в корне

За корнем следует суффикс – а -

За корнем нет суффикса -а-







http://learningapps.org/create?new=3&from=pwov9u20t16#preview интерактивное задание

прил__гать усилия,возл__гать надежды,безотл__гательное дело,изл..гать содержание,знать признаки прил..гательных,сл..гаемые числа, сл__жить вещи,предл__жить блины,радостное предпол__жение, распол__житься у костра,хорошо изл..жить,написать изл..жение


Задание 3.

-Ребята, вы знаете, вот эти корни представляют определённую трудность в орфоэпической работе. И я хочу обратить ваше внимание, как правильно их употреблять.

«Говори правильно».

Класть – кладу (книгу) Положить – положу (книгу)

(что делать?) (что сделать?)


В русском языке нет глаголов с корнем -лаг- (-лож-) без приставок.

Один ученик выполняет аналогичное интерактивное задание.

http://learningapps.org/display?v=p0envdcst16


Творческое задание

-Ребята, уверена, что вы – творческие люди, поэтому предлагаю вам следующее задание.

- Внимательно рассмотрите картину Б.М. Кустодиева «Ярмарка». (http://smallbay.ru/kustodiev.html)

- используя слова для справок с изучаемой орфограммой, составьте и запишите небольшой связный текст. (5-6 предложений)

( слова для справок: предлагать, сложить, положить, отложить, располагаться, расположиться)

По окончанию работы зачитывают тексты.


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Урок заканчивается, а значит надо подвести итог.

- Какую цель мы ставили на уроке?

-Достигли ее? Как вы можете доказать, что мы её достигли? ( рассказать правило.

- Молодцы! Вы замечательно поработали на уроке, и домашнее задание будет, надеюсь, вам интересно.

- Запишите домашнее задание.

(даётся дифференцированно по выбору учащихся )

  1. Предлагаю сочинить лингвистическую сказку о корнях -лаг- -лож-.

  2. Кому это задание не по душе может составить диктант на правописание корней с чередованием а – о (25 слов)

  3. А для самых привередливых предлагаю выполнить упр. № 567 учебника


Ребята, у меня для вас сюрприз. На доске я поместила апельсиновое дерево. Предлагаю сейчас каждому подойти выбрать свой апельсин. Если вы выберете оранжевый апельсин – значит, вы все сделали хорошо и настроение ваше отличное, а если зелёный, то вы справились не со всеми заданиями, на уроке вам было скучно.

- Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось! Сегодня каждый проявил себя и по достоинству оценил. Спасибо за урок.



Просмотр содержимого документа
«Фамилия»

Фамилия, Имя________________________________________

Число_______________________________________________

Тема урока:__________________________________________


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Задание №1

Используя алгоритм, объясните написание следующих слов, обозначить орфограмму.

Пол__жение, изл__гать, прил__жение, прил__гательное.


Задание №2

Спишите слова, распределяя по графам таблицы

Слова с чередованием гласных в корне

За корнем следует суффикс – а -

За корнем нет суффикса -а-













прил__гать усилия, написать изл..жение, возл__гать надежды, сл__жить вещи, безотл__гательное дело, предл__жить блины, изл..гать содержание, знать признаки прил__гательных, радостное предпол__жение , сл__гаемые числа, распол__житься у костра, хорошо изл..жить,


Упражнение 568.

  1. Я пообещал отцу, что по окончании работы___________________ инструменты в специальный ящик.

  2. В моей памятке записано: «Будь аккуратен, всегда _______________ свои вещи на отведённое для них место».

  3. Закончив уроки, я собираю книги, тетради и ______________ их в портфель.

  4. Когда прочитаешь книгу,________________ её на прежнее место.

  5. Для сохранения здоровья не ________________ в еду много соли.


Творческое задание


- Внимательно рассмотрите картину Б.М. Кустодиева «Ярмарка».

- используя слова для справок с изучаемой орфограммой, составьте и запишите небольшой связный текст. (5-6 предложений)

( слова для справок: предлагать, сложить, положить, отложить, располагаться, расположиться)


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Домашнее задание:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Просмотр содержимого презентации
«урок»

Шестнадцатое февраля  Классная работа

Шестнадцатое февраля

Классная работа

уд…вительный с…реневый  увл…катеьный зап…х  к…бинет  в…лшебник

уд…вительный

с…реневый

увл…катеьный

зап…х

к…бинет

в…лшебник

Удивительный Увлекательный с…реневый Запах  к…бинет   в…лшебник  «Проверяемые безударные гласные корня» «Непроверяемые безударные гласные в корне»

Удивительный

Увлекательный

с…реневый

Запах

к…бинет

в…лшебник

«Проверяемые безударные гласные корня»

«Непроверяемые безударные гласные в корне»

Прочитайте внимательно, выделите корни, и выпишите их.  Пол _ жить, предпол _ гать, изл _ гать, предл _ жить.  ? ?  л…г ------- л….ж

Прочитайте внимательно, выделите корни, и выпишите их.

Пол _ жить, предпол _ гать, изл _ гать, предл _ жить.

? ?

л…г ------- л….ж

приЛАГАется  --------------------------  приЛОЖить изЛАГАть ------------------------------- изЛОЖить возЛАГАть------------------------------ поЛОЖение приЛАГАтельное---------------------- сЛОЖение

приЛАГАется  --------------------------  приЛОЖить

изЛАГАть ------------------------------- изЛОЖить

возЛАГАть------------------------------ поЛОЖение

приЛАГАтельное---------------------- сЛОЖение

Наблюдаем:  от чего зависит написание? При л аг а ется  из л аг а ть  воз л аг а ть  при л аг а тельное  При л ож ить  из л ож ить  по л ож ение  с л ож ение

Наблюдаем: от чего зависит написание?

При л аг а ется

из л аг а ть

воз л аг а ть

при л аг а тельное

При л ож ить

из л ож ить

по л ож ение

с л ож ение

Задание 2 Слова с чередованием гласных в корне За корнем следует суффикс – а - За корнем нет суффикса -а- прилагать усилия сложить вещи возлагать надежды предложить блины безотлагательное дело радостное предположение излагать содержание расположиться у костра знать признаки прилагательных хорошо изложить слагаемые числа написать изложение

Задание 2

Слова с чередованием гласных в корне

За корнем следует суффикс

а -

За корнем нет суффикса -а-

прилагать усилия

сложить вещи

возлагать надежды

предложить блины

безотлагательное дело

радостное предположение

излагать содержание

расположиться у костра

знать признаки прилагательных

хорошо изложить

слагаемые числа

написать изложение

«Говори правильно». Класть – кладу (книгу) Положить – положу (книгу) (что делать?) (что сделать?)   В русском языке нет глаголов с корнем  -лаг- (-лож-) без приставок.    НЕЛЬЗЯ ЛОЖУ

«Говори правильно».

Класть – кладу (книгу) Положить – положу (книгу)

(что делать?) (что сделать?)

 

В русском языке нет глаголов с корнем

-лаг- (-лож-) без приставок.

НЕЛЬЗЯ ЛОЖУ

Домашнее задание: 1. Сочините лингвистическую сказку о корнях -лаг- -лож-.  2. Составьте диктант на правописание корней с чередованием а – о (25 слов) 3. Выполните упражнение 567

Домашнее задание:

1. Сочините лингвистическую сказку о корнях -лаг- -лож-.

2. Составьте диктант на правописание корней с чередованием а – о (25 слов)

3. Выполните упражнение 567


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Ражабова Любовь Игоревна

Дата: 12.05.2016

Номер свидетельства: 326068

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Правописание чередующихся гласных a-о в корнях -лаг-  – -лож-, -рос- – -раст- (-paщ-)""
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-chierieduiushchikhsia-ghlasnykh-a-o-v-korniakh-lagh-lozh-ros-rast-pashch"
    ["file_id"] => string(6) "300629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456764841"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок русского языка в 5 классе "Буквы О – А в корнях -лаг-, -лож-""
    ["seo_title"] => string(64) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-bukvy-o-a-v-korniakh-lagh-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "252240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447347311"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) ""Буквы О – А в корнях -лаг-, -лож-""
    ["seo_title"] => string(30) "bukvy-o-a-v-korniakh-lagh-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "252230"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447345572"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по русскому языку по теме «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ» "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-bukvy-o-a-v-kornie-lag-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "107452"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403258117"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ»."
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosv5klassiepotiemiebukvyoavkornielaglozh"
    ["file_id"] => string(6) "332717"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465132203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства