Таблица. Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова.
- А какие орфограммы мы считаем главными?
- Что значит решить орфографическую задачу? (выбрать правильную букву)
- Что нужно сделать, чтобы выбрать правильную букву? (подобрать проверочное слово)
-Как искать проверочные слова для корня?
- Какие способы вы уже запомнили?
- Что бы расширить наши знания по данной проблеме, выполним следующее задание. Объясните, кого так называют?
( Слайд 4. )
Грязнуля грязный.
Чистюля
Силач
Слабак
-Сравни по значению два слова – первое и второе.
- Как их назовёте? (однокоренные) Докажи.
(У этих слов есть общее значение, то есть можно объяснить при помощи одного и того же слова «грязь», и у них есть общая часть)
- Сравните по значению 2 слова: грязнуля – чистюля, что это за слова? Антонимы. Есть ли здесь, ещё антонимы.
( Слайд 5)
Краска
Указка
Конюшня
Кофейник
- Прочитайте слова второго столбика. Попробуйте объяснить, почему их так назвали? Используйте словосочетания «то, чем… то, где… то, в чём…»
- Подведём итог работы:
- Посмотрите на слова первого и второго столбика, вспомните, как мы подбирали проверочное слово.
- Что мы делали в начале?
(Объясняли значение слова, затем выбирали правильную букву)
-Кто сможет назвать способ проверки?
(Объяснить значение слова – от значения слова – к правильной букве.)
Мы с вами нашли ещё один способ проверки слов: от значения слова – к правильной букве. Таблица: Объяснить значение слова.
(Слайд 6)
1. Подобрать однокоренное слово, т. е назвать предмет ласково, как маленький, или наоборот как большой…
объяснить значение слова
2. Изменить проверяемое слово:
ед. ч. – мн. ч.
по команде вопросов кто?, что? (ед. или мн. ч.)
По команде вопросов (много) кого? чего?)
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
III. Актуализация опорных знаний. (Слайд 7)
1. - Исследуйте слова, записанные на доске: Х . ТРЕЦ, Д .БРЯК,
СТР .ИТЕЛЬ, СМ. ЛЬЧАК, Ч . РТЁЖНИК, Т . ХОНЯ,
В . ДИТЕЛЬ.
- Прочитайте слова, которые называют людей по их качествам? (хИтрец, дОбряк, тИхоня)
- А теперь слова, которые называют людей по профессии
(стрОитель, чЕртёжник, вОдитель)
- Ребята 1 варианта, запишите слова, которые указывают на качества людей, а ребята 2 варианта – на профессию.
- Проверочные слова писать не нужно, устно объясните, какую букву выберите. (Слайд 8. Проверка )
2. Работа по учебнику.
Стр. 48 № 375, самостоятельно
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызла мышка.
От слов по букве откусила
Из книжки в норку утащила.
Слайд 9. Проверка
Жара, тепло, ходьба, шутка, просьба, погрузка.
Объяснение: Жара – это когда жарко, жара – жарко – однокоренные слова. В однокоренных словах корни пишутся одинаково. Если в слове жарко четко слышим под ударением гласный звук А, то и в слове жара тоже пишем букву А
Работаем в Т/З стр. 27 № 375.
Зарядка для глаз.
Включаю слайд зарядка.
3. Стр. 48 № 377 (т/з Стр. 28)
- Кто допустил ошибки в словах?
– Кто ещё с нами сегодня познает тайны русского языка? (Витя из страны невыученных уроков)
- Он очень хочет домой, но своё контрольное задание выполнил с ошибками.
- Помогите их найти и исправить.
Работа в паре.
- Можете пообщаться с соседом, работайте в паре по правилам.
- Последнее задание выполнять не надо.
Проверка. Слайд 10.
Алгоритм ответа (на доске)
Назови слово.
Объясни его значение.
Вспомни секрет корней.
Вставь пропущенную орфограмму.
Ответ ученика:
Солонка – место, куда кладут соль. В слове «солонка» пишется гласная «О»
- Какой способ подбора проверочных слов помог исправить ошибки?
(от значения слова – к правильной букве)
Обобщение. Учитель.
- Решая орфографические задачи, исправляя ошибки, вы отвечали на вопросы: «Когда так говорят?», «Почему так называли?».
- Какой же способ подбора проверочных слов мы сегодня узнали?
(От значения слова – к правильной букве)
Поделитесь дома важным открытием.
Вывод: помните, если задумываться над значением слов,
то в корнях многих из них не сделаешь ошибки.
V. Подведение итогов урока
- Наш урок подошел к концу.
V. Самооценка
1. Понял, могу помочь другим – зелёный кружок;
2. Понял, но нужна помощь – синий кружок
3. Мне было трудно – красный
4. Ничего не понял – чёрный кружок
Домашнее задание: С 49 упр. 378 по заданию; правила + 10 словарных слов.