kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

От значения слова – к правильной букве. Как искать проверочные слова для корня.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. От значения слова – к правильной букве.  Как искать проверочные слова для корня.                           (Объяснение значения слова как способ проверки орфограмм корня)

Цель: познакомить с новым способом подбора проверочных однокоренных слов для слов – предметов: от значения слова – к правильной букве. Задачи:

1. Создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.

2.Учить подбирать проверочные слова, объясняя значение проверяемого с помощью однокоренного слова.

3. Приучать детей задумываться над значением слов;

4. Показать, что внимание к значению слова поможет избежать ошибок;

5. Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.

  Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«От значения слова – к правильной букве. Как искать проверочные слова для корня. »

Тема. От значения слова – к правильной букве. Как искать проверочные слова для корня. (Объяснение значения слова как способ проверки орфограмм корня)

Цель: познакомить с новым способом подбора проверочных однокоренных слов для слов – предметов: от значения слова – к правильной букве.

Задачи:

1. Создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.

2.Учить подбирать проверочные слова, объясняя значение проверяемого с помощью однокоренного слова.

3. Приучать детей задумываться над значением слов;

4. Показать, что внимание к значению слова поможет избежать ошибок;

5. Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.


Тип урока: урок усвоения новых знаний

Ход урока.

1.Организационный момент. Экран опущен.

Слова на доске справа.

(Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова)

2.Приветствие гостей.

Слайд 1. Русский язык. Как искать проверочные слова для корня?

- Будем надеяться, что утреннее настроение у наших гостей замечательное, и они с удовольствием порадуются за наши успехи.

3.Психологический настрой.

- Мы начинаем урок русского языка.

- Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Успехов вам и удач.

- Перед вами карточка со смайликами, выберите и нарисуйте тот, который соответствует вашему утреннему настроению.



II. Мобилизующий этап

- Сегодня мы снова отправляемся в путешествие. Предположите, куда?

Верно. ( Слайд 2) – В страну невыученных уроков.



( Слайд 3) - Ребята, к вам за помощью обратился Виктор Перестукин.

– И вот, что он рассказывает:

Вызвал внезапно учитель к доске.
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.


Всё, что слегка подучил я вчера,
Всё, как назло, позабыл до утра!
Громко учитель диктует «окно»,
Мелом пишу на доске я «акно».


Слышу, как шум поднимается в классе:
– Надо писать через О, через О!
Мел я в смущеньи крошу на куски…
Ох, опозорился я у доски!


– Почему опозорился ученик?

- Какую орфографическую задачу не сумел решить Виктор Перестукин?

- Какое правило он не знал?

(Как правильно написать безударную гласную).

- Помогите Вите правильно написать это слово? ( щелчок по словам)

- Каким способом проверки вы воспользуетесь?

(изменили слово по числам, окно – ед.ч. – окна – мн.ч.) (щелчок)


Вывод: по секрету корней – корни пишу одинаково (щелчок)


- Молодцы, вы сумели помочь Перестукину. – Чему он должен научиться?

(что Вите, надо, научится, искать проверочные слова для корня)


II. Самоопределение к деятельности:

1. -Прочитайте данные слова и сформулируйте учебную задачу нашего урока.

(Главные, в, решать, задачи, корне, учимся, слова, орфографические.) Прикрепляю на доску.


Таблица. Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова.

- А какие орфограммы мы считаем главными?

- Что значит решить орфографическую задачу? (выбрать правильную букву)

- Что нужно сделать, чтобы выбрать правильную букву? (подобрать проверочное слово)


-Как искать проверочные слова для корня?

- Какие способы вы уже запомнили?


- Что бы расширить наши знания по данной проблеме, выполним следующее задание. Объясните, кого так называют?

( Слайд 4. )

Грязнуля грязный.

Чистюля

Силач

Слабак


-Сравни по значению два слова – первое и второе.

- Как их назовёте? (однокоренные) Докажи.

(У этих слов есть общее значение, то есть можно объяснить при помощи одного и того же слова «грязь», и у них есть общая часть)

- Сравните по значению 2 слова: грязнуля – чистюля, что это за слова? Антонимы. Есть ли здесь, ещё антонимы.

( Слайд 5)

Краска

Указка

Конюшня

Кофейник

- Прочитайте слова второго столбика. Попробуйте объяснить, почему их так назвали? Используйте словосочетания «то, чем… то, где… то, в чём…»

- Подведём итог работы:

- Посмотрите на слова первого и второго столбика, вспомните, как мы подбирали проверочное слово.

- Что мы делали в начале?

(Объясняли значение слова, затем выбирали правильную букву)

-Кто сможет назвать способ проверки?

(Объяснить значение слова – от значения слова – к правильной букве.)

Мы с вами нашли ещё один способ проверки слов: от значения слова – к правильной букве. Таблица: Объяснить значение слова.

(Слайд 6)

1. Подобрать однокоренное слово, т. е назвать предмет ласково, как маленький, или наоборот как большой…

  • объяснить значение слова

2. Изменить проверяемое слово:

  • ед. ч. – мн. ч.

  • по команде вопросов кто?, что? (ед. или мн. ч.)

  • По команде вопросов (много) кого? чего?)


Физкультминутка

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.



III. Актуализация опорных знаний. (Слайд 7)

1. - Исследуйте слова, записанные на доске: Х . ТРЕЦ, Д .БРЯК,

СТР .ИТЕЛЬ, СМ. ЛЬЧАК, Ч . РТЁЖНИК, Т . ХОНЯ,

В . ДИТЕЛЬ.


- Прочитайте слова, которые называют людей по их качествам? (хИтрец, дОбряк, тИхоня)


- А теперь слова, которые называют людей по профессии

(стрОитель, чЕртёжник, вОдитель)


- Ребята 1 варианта, запишите слова, которые указывают на качества людей, а ребята 2 варианта – на профессию.


- Проверочные слова писать не нужно, устно объясните, какую букву выберите. (Слайд 8. Проверка )


2. Работа по учебнику.

Стр. 48 № 375, самостоятельно


Слова спокойно жили в книжке,

                    Но книжку вдруг прогрызла мышка.

                    От слов по букве откусила

                    Из книжки в норку утащила.


Слайд 9. Проверка


Жара, тепло, ходьба, шутка, просьба, погрузка.


Объяснение: Жара – это когда жаркожара – жарко – однокоренные слова. В однокоренных словах корни пишутся одинаково. Если в слове жарко четко слышим под ударением гласный звук А, то и в слове жара тоже пишем букву А

Работаем в Т/З стр. 27 № 375.



Зарядка для глаз.

Включаю слайд зарядка.


3. Стр. 48 № 377 (т/з Стр. 28)

- Кто допустил ошибки в словах?


– Кто ещё с нами сегодня познает тайны русского языка? (Витя из страны невыученных уроков)

- Он очень хочет домой, но своё контрольное задание выполнил с ошибками.

- Помогите их найти и исправить.


Работа в паре.

- Можете пообщаться с соседом, работайте в паре по правилам.

- Последнее задание выполнять не надо.

Проверка. Слайд 10.


Алгоритм ответа (на доске)

Назови слово.

Объясни его значение.

Вспомни секрет корней.

Вставь пропущенную орфограмму.


Ответ ученика:

Солонка – место, куда кладут соль. В слове «солонка» пишется гласная «О»

- Какой способ подбора проверочных слов помог исправить ошибки?

(от значения слова – к правильной букве)

Обобщение. Учитель.

- Решая орфографические задачи, исправляя ошибки, вы отвечали на вопросы: «Когда так говорят?», «Почему так называли?».

- Какой же способ подбора проверочных слов мы сегодня узнали?

(От значения слова – к правильной букве)

Поделитесь дома важным открытием.


Вывод: помните, если задумываться над значением слов,

то в корнях многих из них не сделаешь ошибки.

V. Подведение итогов урока

- Наш урок подошел к концу.

V. Самооценка

1. Понял, могу помочь другим – зелёный кружок;

2. Понял, но нужна помощь – синий кружок

3. Мне было трудно – красный

4. Ничего не понял – чёрный кружок

Домашнее задание: С 49 упр. 378 по заданию; правила + 10 словарных слов.




































.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
От значения слова – к правильной букве. Как искать проверочные слова для корня.

Автор: Корочкова Ирина Николаевна

Дата: 15.05.2015

Номер свидетельства: 211888

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) "Публикация урока"
    ["seo_title"] => string(20) "publikatsiia_uroka_3"
    ["file_id"] => string(6) "584422"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1625449271"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по теме "Буквы на месте непроизносимых согласных звуков" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-tiemie-bukvy-na-miestie-nieproiznosimykh-soghlasnykh-zvukov"
    ["file_id"] => string(6) "224356"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438704768"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по русскому языку по теме « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-rodstviennyie-slova-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "236684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444139635"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Внеклассное мероприятие на тему "КВН в 7 классах" "
    ["seo_title"] => string(54) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-na-tiemu-kvn-v-7-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "189655"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427003290"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Повторение изученного в начальных классах. Правописание."
    ["seo_title"] => string(63) "povtorieniie-izuchiennogho-v-nachal-nykh-klassakh-pravopisaniie"
    ["file_id"] => string(6) "255193"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447870432"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства