Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам
Словарно - орфографическая работа.
5. Миниатюра, миниатюрный, миниатюрист.
II. Графический диктант. Задание 1: составить полные синтаксические схемы сложных предложений.
1.Снегу в эту зиму выпало много. Шоссе чистили бульдозером, и поэтому по сторонам выросли крутые сугробы (С. Воронин). 2. С крыш дружно капало, и волглый посиневший снег под окошками был глубоко изрыт капелью (Ф. Абрамов). 3. Лепил густой мокроватый снег, и было тепло (В. Солоухин). 4. Плавно неслись навстречу машине весенние поля, и не было им ни конца ни края (С. Шуртаков). 5. Уже смеркалось, и надо было торопиться (А. Гайдар).
1.Я сидел на маленьком островке в своем тесном шалаше и, затаив дыхание, слушал и наблюдал. 2. Под прозрачной коркой льда журчит весенний ручей, и, вторя ему, на лесных обсохших полянах бормочут тетерева-косачи. 3. На макушке березы громко кукует кукушка и, точно поперхнувшись, неожиданно вдруг умолкает.
(И. Соколов-Микитов)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам»
Модуль урока
русского языка
в 9 классе
по теме «Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам»
Учитель СОПШДО №17
г.Павлодар
Блашкина Н.Н.
Тема 6: Основные группы сложносочиненных предложений
по значению и союзам
Словарно - орфографическая работа.
5. Миниатюра, миниатюрный, миниатюрист.
II. Графический диктант. Задание 1: составить полные синтаксические схемы сложных предложений.
Снегу в эту зиму выпало много. Шоссе чистили бульдозером, и поэтому по сторонам выросли крутые сугробы (С. Воронин). 2. С крыш дружно капало, и волглый посиневший снег под окошками был глубоко изрыт капелью (Ф. Абрамов). 3. Лепил густой мокроватый снег, и было тепло (В. Солоухин). 4. Плавно неслись навстречу машине весенние поля, и не было им ни конца ни края (С. Шуртаков). 5. Уже смеркалось, и надо было торопиться (А. Гайдар).
Я сидел на маленьком островке в своем тесном шалаше и, затаив дыхание, слушал и наблюдал. 2. Под прозрачной коркой льда журчит весенний ручей, и, вторя ему, на лесных обсохших полянах бормочут тетерева-косачи. 3. На макушке березы громко кукует кукушка и, точно поперхнувшись, неожиданно вдруг умолкает.
(И. Соколов-Микитов)
III. Диктант с грамматико-пунктуационным заданием: подчеркнуть грамматические основы предложения, объяснить постановку знаков препинания в пейзажных миниатюрах М. М. Пришвина.
КОНЕЦ ЛЕТА
Ласточки, молодые и старые, табунками кружатся над водой, и самые смелые из них на мгновение задерживают полет и на ней оставляют кружок.
Я сел у реки и вошел в тишину.
В СИНЕВЕ ВЫСОТЫ
Коршун набрал высоту, махая крыльями, как всякая птица, и набрав, стал парить и царствовать там, в синеве высоты.
IV. Наблюдения. Даны два предложения. 1. Рассказ был о птицах. 2. Брату он понравился. Соединить их сначала союзом и, затем но, однако. Понаблюдать, как союзы влияют на смысл сложносочиненного предложения. (Сочинительные союзы влияют на смысл предложения, связи между частями сложного предложения (а в простом предложении – между однородными членами).
Сочинительные союзы по значению, по характеру выражаемых ими отношений делятся на три основные группы.
V. Повторение по таблице соединительных, разделительных и противительных союзов.
VI. Творческое списывание. Задание: соединить простые предложения подходящими по смыслу сочинительными союзами: ни – ни; да; тоже; не то – не то; вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Было тихо. Вороны не каркали чайки не кричали. 2. Только шептались пр…брежные камыши. Мерно плескались у берега волны. 3. Пароходик был маленьким, м…н…атюрным. Каюты и мебель в нем были м…н…атюрными. 4. было раннее утро. Наступал уже вечер.
В составленных предложениях указать синонимы к слову маленький.
VII, Изложение с использованием графических схем. Задание: передать содержание текста тремя предложениями, которые должны соответствовать данным схемам.
ПЕРЕД ВЕЧЕРОМ
Среди дня от жаркого ветра стало очень тепло, и вечером на тяге определилась новая фаза весны. Почти одновременно зацвела ранняя ива, и запел полным голосом певчий дрозд, и заволновалась поверхность прудов от лягушек, и наполнился вечерний воздух их разнообразными голосами. Землеройки гонялись перед вечером и в своей стихии, в осиновой листве, были так же недоступны, как рыба в воде.
(М. Пришвин)
В ходе подготовки к изложению особое внимание обращается на смысловую и синтаксическую связь простых предложений в составе сложносочиненных (в частности, на слова среди дня – вечером; одновременно; на обратный порядок слов во всех простых, составляющих второе сложное предложение).
Домашнее задание: § 35, упр. 406-408. Закончить сбор материала к сочинению.