• Повторение, обобщение и углубление сведений об основных группах сложносочиненных предложений по значению и союзам; формирование умения находить такие конструкции и определять их структуру, устанавливать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. • развитие устной и письменной речи;
• воспитание нравственности, любви к природе. Методы: проблемный, словесный, поисковый. Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал
Ход урока: I. Организованный момент
Сообщение темы и цели урока учащимся.
Психологический настрой: Сильные люди ищут возможности, а слабые – оправдание. Учитель: Сегодня мы будем повторять теорию по теме урока, развивать навыки пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умение обобщать, сравнивать, делать выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Сложносочиненные предложения» »
Тема: «Сложносочиненные предложения»
Цели:
• Повторение, обобщение и углубление сведений об основных группах сложносочиненных предложений по значению и союзам; формирование умения находить такие конструкции и определять их структуру, устанавливать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. • развитие устной и письменной речи; • воспитание нравственности, любви к природе. Методы: проблемный, словесный, поисковый. Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал
Ход урока: I. Организованный момент Сообщение темы и цели урока учащимся. Психологический настрой: Сильные люди ищут возможности, а слабые – оправдание. Учитель: Сегодня мы будем повторять теорию по теме урока, развивать навыки пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умение обобщать, сравнивать, делать выводы. II. Проверка изученного 1) Словарный диктант 2) Моментальный тест (да - нет) 1. В русском алфавите 33 буквы. 2. На конце слова глухие озвончаются. 3. Слово молодость образовано суффиксальным способом. 4. Существительные имя, знамя, пламя женского рода. 5. В русском языке 10 частей речи. 6. Качественные прилагательные имеют краткую форму. 7. Читать, любить – переходные глаголы. 8. Порядковые числительные изменяются как прилагательные. 9. Изменение слов по падежам называется спряжением. 10. Тбилиси, пальто, Айжан– несклоняемые существительные. 11. Причастие – самостоятельная часть речи. 12. Повествовательные предложения содержат сообщение. 13. Наречие – изменяемая часть речи. 14. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. 15. Однородные члены предложения соединяются подчинительными союзами.
ІІІ. Основная часть Лингвистический рассказ Какие предложения называются сложносочиненными? Распределительный диктант: Учащиеся выписывают только сочинительные союзы, распределяя их на группы 1) соединительные 2) противительные 3) разделительные Каковы разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения? (Соединить стрелками соответствующие пары) Уточнение смысловых отношений между простыми предложениями. Какие знаки препинания ставятся между частями ССП В каких случаях между частями ССП запятая не ставится? 1. Задание. Укажите ССП, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания. 2. Графический диктант Птицы сидят на ветке и поют свою утреннюю песню. Наступила весна, и природа ожила. Ребёнок то плакал, то смеялся. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. Волчата ничего не поняли, но замахали хвостами. Степь покрылась цветами и травами, но это буйное цветение длится недолго. (Самопроверка) 3. Работа с текстом Учащиеся читают предложения и характеризуют их. Задание . Выпишите из предложений конструкции: союз и и то, что он соединяет: однородные члены или части сложносочиненного предложения (в последнем случае выпишите грамматические основы). Сделайте устно вывод о пунктуации в этих предложениях. (Части, входящие в состав сложносочиненного предложения, связываются по способу сочинения, между ними устанавливаются те же смысловые отношения, что и между однородными членами, и используются те же средства связи, аналогична в них функция знаков препинания, сходны по своим действиям пунктуационные правила)
Тест
1.Найдите, в каких примерах части ССП связывает противительный союз.
А. Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде.
Б. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.
В. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.
Г. Душно стало в комнате ,и я вышел на воздух освежиться.
Д.В лесу росли и березы, и ели, и сосны.
Е. Парнишка упал, однако он не был убит.
2. Определите сложносочинённое предложение с с разделительными союзами:
А) Гром прошёл по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.
В.Река давно уже замерзла ,а снега все не было.
С) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром.
D) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола.
Е) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит
3.Определите количество пропущенных запятых.
В одну из апрельских ночей вздохнул лёд на реке а утром начался быстрый как всегда ледоход и река разлилась на семь километров.
A) 2
B) 1
C) 3
D) 4
E) 5
4. Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом и:
1) Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием (Симонов).
2) Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью (Чехов).
3) Разговор показался ему интересен , и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли (Горький).
4) Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам (Каверин).