Урок русского языка в 11 кл для общеобразовательных школ.На уроке идёт работа с текстами, примерами, в которых использованы разные изобразительные средства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные виды тропов»
Аннотация к уроку русского языка в 11 классе.
Данный урок предназначен для учащихся общеобразовательных школ.Урок обобщающий.Задачи урока :
- показать роль тропов и фигур речи в достижении образности;
- формировать навыки культуры речи;
- воспитывать у учащихся любовь к художественному слову.
Урок русского языка в 11 классе
Тема: «Основные виды тропов» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка).
Цели:
1) Обучающие: повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства, подготовка к сдаче ЕГЭ.
1) Практические: продолжение работы по совершенствованию языкового чутья, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; дальнейшее развитие навыков работы с текстом; создание условий для развития коммуникативных компетенций учащихся;
1) Воспитательные: формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родному языку, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.
Оборудование:компьютер, проектор, экран, раздаточный материал
Этапы урока:
I.Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя. Запись эпиграфа в тетрадь.
Слово учителя.
Мы говорим, что русский язык - язык великой культуры. Но Великая культура немыслима без постоянного внимания к тому языку, на котором она создается.
Русский язык бывал главным героем больших произведений и предметом отрывочных, мимолетных высказываний, которые нередко тоже стоили целых томов. Те цитаты, которые вы видите на экране, служат доказательством моим словам.
Постепенно сформировалась подлинная сокровищница знаний о русском языке.
Мы неоднократно говорили с вами о том, как прекрасен русский язык, при помощи чего достигается красота его, поэтому произведения русской литературы пользуются популярностью во всем мире. Эта красота достигается при помощи различных языковых средств, в том числе, изобразительно-выразительных.
Всем вам предстоит сдавать ЕГЭ по русскому языку. Многие испытывают трудности в определении средств выразительности. Сегодня мы будем работать с текстами, примерами, в которых использованы те или иные изобразительные средства.
Работа с цитатами. Учащиеся записывают высказывания, находят средства выразительности ,выполняют пунктационный и орфографический разбор.
На экран проецируются высказывания писателей о русском языке. (слайд 2)
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Паустовский К.
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
Гоголь Н.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Куприн А.
Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ?
• Повторить термины;
• Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте,
различать виды тропов• Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в
анализируемом тексте.
Вопросы:
- На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства языка?
(тропы и стилистические фигуры).
«Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении» (Розенталь Дитмар Эльяшевич, с. 355).
Для чего используются тропы?
Тропы помогают ярко и образно изобразить предметы и явления действительности, они связаны ассоциативно с теми ощущениями, которые мы получаем с помощью органов чувств. Эти средства можно назвать изобразительными.
Проверяем, правильно ли распределены тропы и стилистические фигуры на доске.
Задание. Соотнесите тропы и их определения. (Фронтальная работа).
1) метафора
а) перенос значения с одного явления на другое по смежности
2) метонимия
б) сильное преуменьшение размера, силы, значения и
т.д. какого-либо предмета
3) перафраза
в) употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений
4) ирония
г) замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием
на их характерные черты
5) литота
д) употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки
Ответы: 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б.
III. Тренировочные задания
1. Какой троп используется в строчке «Там припомнят кремлевского горца» (О. Мандельштам):
1. перифраз
2. метафора
3. олицетворение
4. сравнение
2 Какой троп используется в строчке «Горит костер рябины красной» (М.Цветаева):
1. гипербола
2. олицетворение
3. метафора
4. сравнение
3. Какая стилистическая фигура используется в следующем тексте:
«Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но хорошая» (Е.Гришковец).
1. парцелляция
2. градация
3. анафора
4. эллипсис
4. Какая стилистическая фигура используется в следующем тексте:
«О времена! О нравы! (Цицерон).
1. градация
2. оксюморон
3. риторическое восклицание
4. антитеза
5. Какой троп используется в строчке: «И пишет боярин всю ночь напролет, Письмо его местию дышит» (А.К.Толстой).
1. эпитет
2. гипербола
3. метонимия
4. сравнение.
IV. Работа с текстами
Тропы и фигуры, чтобы их полно и глубоко понять, должны рассматриваться не изолированно, а в связном тексте. Обратимся к тексту.
Сделаем вывод. Какое значение имеют средства выразительности в тексте?
Изобразительно-выразительные средства помогают понять коммуникативное намерение автора, все его мысли и чувства.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
1. Работа с текстом.
- Перед вами текст. Прочитайте его, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Как-то ночью пришёл первый зам…розок. Он надышал на стёкла в доме и они зап…тели посыпал з…рнистым инеем крыши захрустел под н..гами. Одни только звёзды как будто обрадовались первому морозу и ярко засверкали. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука пастушьего р...жка а за окнами едва заметно голубела з…ря.
Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой и сон сразу прошёл. Разг…рался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой которая светлела делалась всё прозрачнее и сквозь неё уже были видны далёкие и нежные страны золотых и розовых облаков. Ветра не было но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек и листья сыпались с них частым и печальным дождём. Я вернулся в комнаты в них было тепло, сонно. В бледном свете стояла в кадке маленькая береза и почти вся онав эту ночь пожелтела и несколько лимонных листьев уже лежали на полу.
Комнатная теплота не спасла берёзу. Через день она облетела вся.
(К. Паустовский)
2. Анализ текста.
1) Выразительно прочитайте текст.
2) Определите тему текста. Какое настроение создаёт текст?
3) Определите тип текста.
4) Укажите синтаксические особенности текста:
а) преобладающие типы предложений;
б) способ связи предложений в тексте;
5) Определите стиль текста.
6) Назовите языковые средства, с помощью которых автор рисует изменения, произошедшие с природой после первого ночного заморозка.
V. ТЕСТ № 1
Средства художественной выразительности
1.Лес, точно терем расписной…
…Стоит над светлою поляной. (И.Бунин)
2.Сквозь волнистые туманы пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин).
3.Покатились глаза собачьи
золотыми звездами в снег. (С.Есенин).
4.Не то на серебре - на золоте едал. (А.Грибоедов).
5.Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.А.Крылов).
6.Поет зима, аукает.
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка. (С.Есенина).
7…наметали стог выше тучи.
… вино лилось рекой. (И.А.Крылов).
8.Мальчик с пальчик… (Н.Некрасов).
9.О чем ты воешь, ветр ночной,
О чем так сетуешь безумно?
10.Какогромный навозный жук,
Черный танк наползал жужжа.(А.Сурков)
Тест № 2
1.И погас он, словно свечечка,
Восковая, предыконная. (Н.Некрасов).
2.Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть!
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метелкою прошлась. (Д.Кедрин).
3….талии никак не толще бутылочной шейки… (Н.В.Гоголь).
4. Перо его местию дышит. (А.Толстой).
5.Снова горе подымается,
Словнозлая туча черная.
6.Не жалею,не зову, не плачу.
Все пройдет, какс белых яблонь дым. (С.Есенин).
7….колесомза сини горы
солнце тихое скатилось…
8. …а по двору метелица
ковром шелковым стелется…
9. Он был благодарен и прекрасен лицом, какповелитель эльфов, каквоин, мудр, как колдун, величествен, как король гномов, и добр, какнежаркое лето. (Дж. Р.Р.Толкинен).
10… в стосорок солнц закат пылал. (В.Маяковский).
Ответы
Средства выразительности речи
1вариант
1.сравнение
2.эпитет
3.метафора
4.метонимия
5.метонимия
6.олицетворение
7.гипербола
8.литота
9.олицетворение
10.сравнение
2 вариант
1.сравнение
2.олицетворение
3.литота
4.метонимия
5.сравнение
6.сравнение, метафора
7.метафора
8.метафора
9.сравнение
10.гипербола
VI. Тренировочные задания.
Задание 1: работа с таблицей.
Ученикам раздаются листы с распечатанной таблицей, в которой заполнена только центральная колонка (определения тропов). Задача учащихся – распознать троп по определению и проиллюстрировать его примером, данных после таблицы.
Изобразительно-выразительное средство
Определение
Примеры
Эпитет
Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность.
Метафора
Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.
Метонимия
Перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности.
Синекдоха
Разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет и, наоборот, название целого употребляется вместо названия части. При этом единственное число часто употребляется вместо множественного и наоборот.
Сравнение
Троп, в котором используется сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного описания первого.
Олицетворение
Наделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека.
Гипербола
Образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.
Литота
Образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого.
Аллегория
Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа.
Оксюморон
Прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления.
Перифраз (перифраза)
Описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания.
Самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе. (синекдоха)
Печальные поляны. (эпитет)
Лиса – о хитром человека. (аллегория)
ГОЛУБИ
Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем — раскинулась и пестрела спелая рожь.
Но не бегали зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.
Около меня солнце еще светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.
Все притаилось... все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал крупный лист лопуха.
Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду... и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! — думалось мне, — сверкни, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!
Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только словно пухла да темнела.
И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.
Летел, летел — все прямо, прямо... и потонул за лесом.
Прошло несколько мгновений — та же стояла жестокая тишь... Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой равным полетом два белых голубя.
И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха!
Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, все закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами пьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой...
Но под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.
Нахохлились оба — и чувствует каждый своим крылом крыло соседа....
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них... Хоть я и один... один, как всегда. ( И.С.Тургенев).
1. Определить стиль и тип речи.
2. Тема текста.
3. Назвать средства выразительности речи, цель их использования.
4. Какие проблемы выдвигает автор текста?
4. Работа со сборником ЕГЭ, разбор задания 24.
5.Заключительный этап урока. Рефлексия. Итог урока.
6. Домашнее задание.
Язык, великолепный наш язык Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья.
Константин Дмитриевич Бальмонт
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.