1. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/[Л. А. Тростенцова, Т А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч.ред. Н. М. Шанский].
2. ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация (Microsoft PowerPoint)
3. карточки с раздаточным материалом для парной и индивидуальной работы
углубить знания о сложных предложениях, ввести представление о смысловых отношениях между предикативными частями в сложносочиненном предложении;
воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.
№ | Этапы работы | Содержание работы(деятельность учителя и обучающегося) | Форма работы |
1 | Организационный момент Психологический настрой на учебную деятельность | Приветствие.Запись числа и темы. -Ребята, посмотрите на нашу сегодняшнюю тему. О чём мы будем говорить на уроке? ( О сложносочинённых предложениях, о знаках препинания в таких сложных предложениях). | Коллективная работа |
3 | Готовимся к ОГЭ(зад.5) Орфографическая разминка. | Списать,объясняя правописание суффикса. Совреме...ые танцы, кожа...ый ремень, прочита...ый роман, подли...ое искусство, таинстве...ые шорохи,работа проведе...а, ветре...ый день, стекля...ая ваза, ране...ый боец.(Слайд 3) | |
2 | Исходная мотивация урока. Опрос учащихся | Назовите виды предложений по количеству грамматических основ. Чем отличается простое предложение от сложного? Что вы знаете о сложносочинённых предложениях? Далее мы будем пользоваться аббревиатурой ССП. Какие средства связи используются в сложных предложениях? (интонация, сочинительные союзы, подчинительные союзы и союзные слова). (Слайд4) | Коллективная, фронтальная работа |
3 | Индивидуальная разноуровневая работа | 1.По-зимнему молчит лес и хранит свои тайны. 2. По-зимнему молчит лес, и вокруг не скрипнет ни одна веточка. (Слайд 5) 1уровень. Определить количество грамматических основ в каждом предложении. 2 уровень. Определить типы предложений по количеству грамматических основ. 3 уровень.Построить схемы предложений, объяснить постановку запятой во втором предложении. | Индивидуальная работа |
4 | Изучение нового учебного материала. Совместное уточнение темы урока, постановка конкретной учебной цели обучающимися Развитие умения извлекать информацию из самостоятельно прочитанного. | Над степью заслонила солнце в зените и висела вздыбленная ветром густо-лиловая туча. Белые обочины её клубились и снежно блестели но чёрная вершина была грозна своей неподвижностью. Ветер уже дышал дождевой влагой а через минуту скупой и редкий пошёл дождь.(Слайд 6) -Найдите грамматические основы в предложениях и подчеркните их. -Какие виды связи вы заметили в них? -Что общего между двумя последними предложениями предложениями? -Расставьте знаки препинания. -Что общего у ССП и простого предложения? (используются сочинительные союзы) -Какой шаг необходимо было сделать, чтобы различить ССП и простое предложение с однородными членами? (найти грамматические основы) - Одинаковые ли будут смысловые отношения между частями этих сложносочиненных предложений? - Как вы думаете, почему? (Слайд 7) -Что указывает на то, что смысловые отношения не могут быть одинаковыми? (смысловые отношения будут разные, потому что союзы используются разные). (Слайд 8) -Как называются изобразительно-выразительные средства, которовые использовал писатель М.Шолохов в данных предложениях? ( Эпитеты: вздыбленная, густо-лиловая (туча), скупой (дождь); олицетворение: дышал (ветер) и т.д (Слайд 9) | Коллективная работа |
5 | Актуализация знаний о сочинительных союзах | Рассмотрите еще раз ССП. В них мы увидели лишь 2 сочинительных союза. В русском языке их, конечно, много больше. К каким группам союзов относятся те, которые мы видим в данных предложениях?
2. Заполненяем таблицу (Слайд 10)
соединительные | противительные | разделительные | и, да (=и), ни, ни не только, но и…, также, как…., так и. | а , но, да (но), однако, зато, только (= но) | или, либо, то.. то, не то.., не то.., то ли, то ли |
| Коллективная фронтальная работа |
6 | Закрепление учебного материала Развитие умения вести познавательную деятельность , выделять главное, делать самостоятельные выводы, фиксировать свои знания в устной и письменной форме. | Прочитайте текст. 2. Найдите в нём ССП. Выявите, какие союзы использованы в них (группу по значению). Какое значение вносят данные союзы в ССП? (Слайд 11) ОРЕЛ Орел свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей. Один раз подле дерева работал народ, а орел подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями. Орел выронил рыбу, люди подняли ее и ушли. Орел сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма. Орел устал и не мог лететь опять на море, он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали. Тогда орел отлетел от них и сел на верхний сук дерева. Орлята засвистали и запищали еще жалобнее. Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером, он летел тихо и низко над землею; в когтях у него опять была большая рыба.
Источник: http://diktanty.ru/povtorenie-punktuacii-v-slozhnosochinennyx-slozhnopodchinennyx-i-bessoyuznyx-slozhnyx-predlozheniyax-prodolzhenie/ | Работа в парах. Взаимопроверка. |
7 | Подведение итогов урока | Как бы вы оценили свою работу на уроке? Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение. Над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? (Слайд 12) | |
8 | Д.З. 1. Опираясь на записанную таблицу, составьте устное связное высказывание по теме «Группы ССП». 2. Упр.63 или 67. | | |