kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока для 9 класса на тему: "Основные группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания в ССП".

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока для 9 класса на  тему: "Основные группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания в ССП".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 9 класса на тему: "Основные группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания в ССП".»


Сведения об авторе: Комарова Лариса Александровна ,учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ п.Красный Текстильщик МО «Город Саратов»

Разработка урока русского языка. 9 класс


Тема: Основные группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания в ССП.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: пользоваться разными приёмами аудирования, извлекать и преобразовывать информацию (в схему); анализировать,

сравнивать, обобщать.

Предметные:

- отличать сложные предложения от простых, определять вид сложного предложения, составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам, правильно пунктуационно оформлять сложные предложения, определять роль знаков препинания в них, производить синтаксический разбор.

- понимать содержание прочитанного (прослушанного) текста, воспроизводить его по частям (абзацам) с соблюдением речевых и

правописных норм.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.


  1. Вопросы по теории сложного предложения:

- Назовите основные виды сложных предложений.

- Что общего между различными видами сложных предложений и в чём отличие?

- Какими способами соединяются простые предложения в составе сложного?

- Какое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а какое придаточным?

-Изобразите полученную информацию в виде схемы или таблицы (1 ученик у доски)



Виды предложений по количеству грамматических основ

Вид предложенияия

Количество граммати- ческих основоснов

Средства связи между частями


Схема


Пример








Простое

1

[ — = ].


Сложное

cложно- сочинённое

2 и

и, а, но, да, или

[— = ]1, и [— = ]2


сложно-подчинённое

2 и

что, чтобы, потому что, если, как, где, когда, который

[— = ]1, (что — =)2


бессоюзное

2 и

[— = ] 1, [— = ] 2.





2. Проверка домашнего упражнения 26.


- Прочитайте из домашнего упражнения 26 сложные предложения. Докажите, что прочитанные предложения сложные, укажите вид сложных предложений.

- Объясните в них постановку знаков препинания.


– Составьте на доске схему предложения, синтаксический разбор которого вы проводили дома (2–3 человека у доски).

Самооценка по алгоритму.

Запишите под диктовку, расставьте знаки препинания:

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

И легкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

А песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

- Определите тему стихотворения.

- Какие виды связи вы заметили в стихотворении А. Ахматовой?

- Как называется приём, состоящий в повторении определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф? Найдите его в тексте.

- Какую роль играет этот приём?

- Обозначьте известные орфограммы.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным).

2. Анализировать, классифицировать, делать выводы.

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.















III. Введение в тему урока.



– Прочитайте схемы.

[ – = ], и [ – = ].


[ – = ], или [ – = ].


[ – = ], но [ – = ].


– Сформулируйте тему и цель урока.



– Прочитайте тему урока в учебнике (§ 203) и проверьте, подтвердились ли ваши предположения.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

IV. Углубление понятия о сложносочинённом предложении. Деление сложносочинённых предложений по союзам и значению на группы.


  1. Системное обобщение. Работа с учебником.

Текст параграфа 203 оформите в виде небольшой таблицы «Группы ССП», приведите примеры ССП. Сделайте вывод.


с соединительными союзами ССП

с разделительными союзами ССП

с противительными союзами ССП


И, да, да и, а (в значении и), тоже, также

Или, либо, не то- не то, то-то, то ли – то ли

Но, а, да (в значении но), однако, зато.

Частицы же, только в значении союза

Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю. (А.Куприн.)

То ли гречка цветет, то ли речка течет… (Н.Рыленков.)

Все проходит, да не все забывается. (И.Бунин.)


Вывод: от значения союза зависит смысл отношений между частями сложносочинённого предложения.



Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица, схема).

2. Давать определения основных понятий, представлять модели объектов в знаково-символической форме.

3. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать связи.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


V. Развитие учебно-языковых и правописных умений.


Упр. 31 – развивается умение находить сложные предложения и определять значение предложений, вид союзов, составлять схемы сложных предложений, определять функцию знаков препинания. Синтаксический разбор одного из сложных предложений на выбор.


Анализ текста.

Запись под диктовку с объяснением постановки знаков препинания. Составление схем предложений.


Все меньше звуков в ночи, и все тише они. И поля молчат, и село уснуло, и все кругом заглохло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краев. (С. Шуртаков.)

- Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?

- Укажите лексические средства, с помощью которых автор передает мотив тишины в природе. (Меньше звуков, тише, молчат, уснуло, заглохло, тишина.)

- Случайно ли, с вашей точки зрения, употребление однокоренных глаголов совершенного и несовершенного вида в одном предложении? (Наливалась — налилась; используя видовые пары, писатель передает продолжительность, повторяемость действия, а затем его результат).

- Какое значение имеет союз И, к какой группе союзов он относится?

- Прочитайте второе предложение, опустив повторяющийся союз и. Сравните с записанным. В каком случае с большей выразительностью передается состояние покоя, тишины? (Повторяющийся союз и заставляет делать паузы при чтении предложения, что как бы замедляет происходящее — наступление ночной тишины.)

- Что еще указывает на длительность происходящего? (Повторение слова все в первом предложении.)


Внимание учащихся обращается на то, что мотив тишины заканчивается усиленным аккордом — словами, выступающими в роли синонимов (дополна, до краев).


Развивается умение находить в тексте сложные предложения, составлять их схемы, определять роль знаков препинания.

Устно комментируются схемы предложений.


Схематический диктант. Составьте предложения к предложенным схемам:


[ двусост.], и [ двусост.].


[ двусост. ],или [ двусост].


[ безлич. ],зато [ двусост.].


развивается умение «читать» и понимать схемы предложений, конструировать предложения по схемам.

Работа в парах по одной из схем (учитель называет номер схемы для пары). Проверка коллективная.


Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, схема).

2. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать связи.




Коммуникативные УУД

1. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Передавать в устной и письменной форме содержание прочитанного и прослушанного текста.

3. Строить связное монологическое высказывание.

VI. Свободный диктант.


Упр.39

Можно организовать работу по одному абзацу: содержание и языковые особенности; можно только по содержанию и композиции, можно как графический диктант: учитель читает предложения, а ученики рисуют только схемы.

Коммуникативные УУД

1. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Передавать в устной и письменной форме содержание прочитанного и прослушанного текста.

3. Строить связное монологическое высказывание.

VII. Итог урока.


– Опираясь на записанную таблицу, составьте устное связное высказывание по теме «Группы ССП».


– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?


Регулятивные УУД

1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII. Домашнее задание.


На выбор: упр.35 или создать по данному в классе образцу сочинение-миниатюру из трёх предложений на одну из тем «Ливень», «Метель», «Гроза».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Комарова Лариса Александровна

Дата: 13.02.2024

Номер свидетельства: 645595

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока. Урок №2. "Знаки препинания в сложносочиненном предложении" 9 класс"
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-urok-2-znaki-priepinaniia-v-slozhnosochiniennom-priedlozhienii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "253905"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447679984"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока. Урок №1. Знаки препинания в сложносочиненном предложении" 9 класс"
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-urok-1-znaki-priepinaniia-v-slozhnosochiniennom-priedlozhienii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "253896"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447679584"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект урока "Основные группы сложносочиненных предложений по значению союзов" + презентация  9 класс"
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-uroka-osnovnyie-ghruppy-slozhnosochiniennykh-priedlozhienii-po-znachieniiu-soiuzov-priezientatsiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "253891"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447679232"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства