II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания. | Вопросы по теории сложного предложения: - Назовите основные виды сложных предложений. - Что общего между различными видами сложных предложений и в чём отличие? - Какими способами соединяются простые предложения в составе сложного? - Какое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а какое придаточным? -Изобразите полученную информацию в виде схемы или таблицы (1 ученик у доски) Виды предложений по количеству грамматических основ Вид предложенияия | Количество граммати- ческих основоснов | Средства связи между частями | Схема | Пример | Простое | 1 | – | [ — = ]. | | Сложное | cложно- сочинённое | 2 и | и, а, но, да, или | [— = ]1, и [— = ]2 | | сложно-подчинённое | 2 и | что, чтобы, потому что, если, как, где, когда, который | [— = ]1, (что — =)2 | | бессоюзное | 2 и | – | [— = ] 1, [— = ] 2. | | 2. Проверка домашнего упражнения 26. - Прочитайте из домашнего упражнения 26 сложные предложения. Докажите, что прочитанные предложения сложные, укажите вид сложных предложений. - Объясните в них постановку знаков препинания. – Составьте на доске схему предложения, синтаксический разбор которого вы проводили дома (2–3 человека у доски). Самооценка по алгоритму. Запишите под диктовку, расставьте знаки препинания: Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И легкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, А песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь. - Определите тему стихотворения. - Какие виды связи вы заметили в стихотворении А. Ахматовой? - Как называется приём, состоящий в повторении определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф? Найдите его в тексте. - Какую роль играет этот приём? - Обозначьте известные орфограммы. | Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным). 2. Анализировать, классифицировать, делать выводы. 3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. |
IV. Углубление понятия о сложносочинённом предложении. Деление сложносочинённых предложений по союзам и значению на группы. | Системное обобщение. Работа с учебником. Текст параграфа 203 оформите в виде небольшой таблицы «Группы ССП», приведите примеры ССП. Сделайте вывод. с соединительными союзами ССП | с разделительными союзами ССП | с противительными союзами ССП | И, да, да и, а (в значении и), тоже, также | Или, либо, не то- не то, то-то, то ли – то ли | Но, а, да (в значении но), однако, зато. Частицы же, только в значении союза | Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю. (А.Куприн.) | То ли гречка цветет, то ли речка течет… (Н.Рыленков.) | Все проходит, да не все забывается. (И.Бунин.) | Вывод: от значения союза зависит смысл отношений между частями сложносочинённого предложения. | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица, схема). 2. Давать определения основных понятий, представлять модели объектов в знаково-символической форме. 3. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать связи. Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
V. Развитие учебно-языковых и правописных умений. | Упр. 31 – развивается умение находить сложные предложения и определять значение предложений, вид союзов, составлять схемы сложных предложений, определять функцию знаков препинания. Синтаксический разбор одного из сложных предложений на выбор. Анализ текста. Запись под диктовку с объяснением постановки знаков препинания. Составление схем предложений. Все меньше звуков в ночи, и все тише они. И поля молчат, и село уснуло, и все кругом заглохло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краев. (С. Шуртаков.) - Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля? - Укажите лексические средства, с помощью которых автор передает мотив тишины в природе. (Меньше звуков, тише, молчат, уснуло, заглохло, тишина.) - Случайно ли, с вашей точки зрения, употребление однокоренных глаголов совершенного и несовершенного вида в одном предложении? (Наливалась — налилась; используя видовые пары, писатель передает продолжительность, повторяемость действия, а затем его результат). - Какое значение имеет союз И, к какой группе союзов он относится? - Прочитайте второе предложение, опустив повторяющийся союз и. Сравните с записанным. В каком случае с большей выразительностью передается состояние покоя, тишины? (Повторяющийся союз и заставляет делать паузы при чтении предложения, что как бы замедляет происходящее — наступление ночной тишины.) - Что еще указывает на длительность происходящего? (Повторение слова все в первом предложении.) Внимание учащихся обращается на то, что мотив тишины заканчивается усиленным аккордом — словами, выступающими в роли синонимов (дополна, до краев). Развивается умение находить в тексте сложные предложения, составлять их схемы, определять роль знаков препинания. Устно комментируются схемы предложений. Схематический диктант. Составьте предложения к предложенным схемам: [ двусост.], и [ двусост.]. [ двусост. ],или [ двусост]. [ безлич. ],зато [ двусост.]. – развивается умение «читать» и понимать схемы предложений, конструировать предложения по схемам. Работа в парах по одной из схем (учитель называет номер схемы для пары). Проверка коллективная. | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, схема). 2. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать связи. Коммуникативные УУД 1. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного). 2. Передавать в устной и письменной форме содержание прочитанного и прослушанного текста. 3. Строить связное монологическое высказывание. |