kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные группы сложноподчинённых предложений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выделение видов придаточных предложений. Союзные слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные группы сложноподчинённых предложений»

Основные группы СПП СПП с придаточными определительными

Основные группы СПП

СПП с придаточными определительными

Основные группы СПП СПП с придаточными определительными Дом, в котором я живу, находится в новом районе. СПП с придаточными изъяснительными (сходны с дополнениями) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. СПП с придаточными обстоятельственными Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

Основные группы СПП

  • СПП с придаточными определительными

Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

  • СПП с придаточными изъяснительными (сходны с дополнениями)

Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

  • СПП с придаточными обстоятельственными

Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

Виды придаточных предложений Вид придаточного На какой вопрос отвечает Определитель-ное К чему относится Какой? Местоименно –определитель-ное Какой? Место придаточ-ного К сущ-ному в главном предложе-нии К мест. в значении сущ-ного Кто именно? После определяемого слова При помощи чего присоединяет-ся Союзных слов который , что , где , куда и др. Что именно? До и после определяемого слова Союзных слов кто , что

Виды придаточных предложений

Вид

придаточного

На какой вопрос отвечает

Определитель-ное

К чему относится

Какой?

Местоименно –определитель-ное

Какой?

Место придаточ-ного

К сущ-ному в главном предложе-нии

К мест. в значении сущ-ного

Кто именно?

После определяемого слова

При помощи чего присоединяет-ся

Союзных слов который , что , где , куда и др.

Что именно?

До и после определяемого слова

Союзных слов

кто , что

Замените СПП синтаксическими синонимами – простыми предложениями

Замените СПП синтаксическими синонимами – простыми предложениями

  • После рекламной паузы вернёмся к событиям, которые происходят в этом матче.
  • Гриб, что я нашёл, оказался отличным боровиком.
  • Цвета костюмов, которые сшили для участников Олимпиады, соответствовали цветам национального флага.
Составьте СПП, соответствующие схемам:

Составьте СПП, соответствующие схемам:

  • [ …, (где … ), … ].
  • [ … то … ], (что … ).
  • [ … тот ], (кому … ).
  • [ Все, (кто … ), … ].
Основные группы СПП СПП с придаточными изъяснительными

Основные группы СПП

СПП с придаточными изъяснительными

Виды придаточных предложений Вид придаточного На какой вопрос отвечает Изъясни-тельное К чему относится Вопросы косвенных падежей Место придаточ-ного К словам со значе-нием мысли, речи, чувства При помощи чего присоединяет-ся Свобод-ное (до, после, внутри главного предложе-ния) Союзов что, как, будто, чтобы ; Союзных слов кто, что и др .; частицы ли

Виды придаточных предложений

Вид

придаточного

На какой вопрос отвечает

Изъясни-тельное

К чему относится

Вопросы косвенных падежей

Место придаточ-ного

К словам со значе-нием мысли, речи, чувства

При помощи чего присоединяет-ся

Свобод-ное (до, после, внутри главного предложе-ния)

Союзов что, как, будто, чтобы ;

Союзных слов кто, что и др .; частицы ли

СПП  с придаточными обстоятельственными СПП с придаточными времени и места

СПП с придаточными обстоятельственными

СПП с придаточными времени и места

Придаточные обстоятельственные делятся на три основные группы:

Придаточные обстоятельственные делятся на три основные группы:

  • придаточные времени и места;
  • придаточные причины, следствия, условия, уступки, цели;
  • придаточные образа действия, меры, степени, сравнения.
Виды придаточных предложений Вид придаточ-ного На какой вопрос отвечает Обстоятельственные К чему относится Времени Место придаточ-ного Когда? Места Где? При помощи чего присоединяет-ся Как долго? Ко всему главному предложению Ко всему главному предложению Куда? С каких пор? До каких пор? Свободное Союзов: едва, когда, пока, с (до) тех пор как, как только, в то время как Откуда? Свободное Союзных слов: где, куда, откуда

Виды придаточных предложений

Вид

придаточ-ного

На какой вопрос отвечает

Обстоятельственные

К чему относится

Времени

Место придаточ-ного

Когда?

Места

Где?

При помощи чего присоединяет-ся

Как долго?

Ко всему главному предложению

Ко всему главному предложению

Куда?

С каких пор? До каких пор?

Свободное

Союзов: едва, когда, пока, с (до) тех пор как, как только, в то время как

Откуда?

Свободное

Союзных слов: где, куда, откуда

Как отличить союзы от союзных слов?

Как отличить союзы от союзных слов?

  • Союзные слова – члены придаточных предложений, их можно заменить указательными местоимениями или местоименными наречиями , союзы – нельзя.
  • На союзные слова может падать логическое ударение , а на союзы – не может.
  • Союз обычно можно изъять из предложения без потери смысла, а союзное слово – нельзя.
  • После союзного слова можно поставить частицу же , именно , а после союзов – нельзя.
Все эти критерии надо использовать в совокупности, отдельно они редко «работают»!

Все эти критерии надо использовать в совокупности,

отдельно они редко «работают»!

Всегда!!! являются союзными словами:

Всегда!!! являются союзными словами:

  • где
  • куда
  • откуда
  • кто
  • который
  • какой
  • чей
  • почему
  • зачем
  • сколько
Когда является союзом в придаточных времени, условия.   Когда является союзным словом :

Когда является союзом в придаточных времени, условия.

Когда является союзным словом :

  • в придаточном времени, если в главном предложении есть указательное слово тогда ;
  • в придаточном изъяснительном;
  • в придаточном определительном.
Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправлялся.  когда? [ Мы прибежали на вокзал ], ( когда поезд уже отправлялся ). Придаточное обстоятельственное (значение времени),  когда  – союз .

Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправлялся.

когда?

[ Мы прибежали на вокзал ], ( когда поезд уже отправлялся ).

Придаточное обстоятельственное (значение времени), когда союз .

Скажите, когда отправляется поезд?  что? [ Скажите ], ( когда оправляется поезд )? Придаточное изъяснительное, когда – союзное слово

Скажите, когда отправляется поезд?

что?

[ Скажите ], ( когда оправляется поезд )?

Придаточное изъяснительное,

когда – союзное слово

Известны случаи, когда легенду создает определенное лицо.  какие?  [ Известны случаи ],  ( когда легенду создает определенное лицо ).  Придаточное определительное, когда – союзное слово.

Известны случаи, когда легенду создает определенное лицо.

какие?

[ Известны случаи ], ( когда легенду создает определенное лицо ).

Придаточное определительное,

когда – союзное слово.

СПП  с придаточными обстоятельственными СПП с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными

СПП с придаточными обстоятельственными

СПП с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными

Виды придаточных предложений Вид придаточ-ного На какой вопрос отвечает Обстоятельственные К чему относится Образа действия Место придаточ-ного Как? Меры и степени В/до какой степени? К сочетанию с указательным словом Каким образом? При помощи чего присоединяет-ся После главного Насколько? К сочетанию с указательным словом Союзов и союзных слов: что , как , чтобы , словно и др. Сколько? После главного Как? Союзов и союзных слов: что , как , будто , словно , сколько и др.

Виды придаточных предложений

Вид

придаточ-ного

На какой вопрос отвечает

Обстоятельственные

К чему относится

Образа действия

Место придаточ-ного

Как?

Меры и степени

В/до какой степени?

К сочетанию с указательным словом

Каким образом?

При помощи чего присоединяет-ся

После главного

Насколько?

К сочетанию с указательным словом

Союзов и союзных слов: что , как , чтобы , словно и др.

Сколько?

После главного

Как?

Союзов и союзных слов: что , как , будто , словно , сколько и др.

Виды придаточных предложений Вид придаточ-ного На какой вопрос отвечает Обстоятельственные К чему относится Сравне-ния Место придаточ-ного Как? Подобно чему? При помощи чего присоединяет-ся Ко всему главному предложению В сравнении с чем? Свободное Союзов как , подобно тому как , будто , словн о, точно , как бы и др.

Виды придаточных предложений

Вид

придаточ-ного

На какой вопрос отвечает

Обстоятельственные

К чему относится

Сравне-ния

Место придаточ-ного

Как?

Подобно чему?

При помощи чего присоединяет-ся

Ко всему главному предложению

В сравнении с чем?

Свободное

Союзов как , подобно тому как , будто , словн о, точно , как бы и др.

Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.   Как? Каким образом?   [  Лес рубили ТАК  ] , ( чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу ).   [ … так ], ( чтобы … ). СПП с придаточным образа действия.

Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.

Как? Каким образом?

[ Лес рубили ТАК ] , ( чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу ).

[ … так ], ( чтобы … ).

СПП с придаточным образа действия.

В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.   Насколько? До какой степени?   [ В течение … дней было  ТАК  холодно ], ( что занятия отменили ).  [ … так … ], ( что … ). СПП с придаточным меры и степени.

В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.

Насколько? До какой степени?

[ В течение … дней было ТАК холодно ], ( что занятия отменили ).

[ … так … ], ( что … ).

СПП с придаточным меры и степени.

Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве. (И.С. Тургенев)  Как? Подобно чему? [ Герасим вырос немой и могучий  ] , ( как дерево растёт на плодородной почве ) .   [ ], ( как … ). СПП с придаточным сравнения

Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве. (И.С. Тургенев)

Как? Подобно чему?

[ Герасим вырос немой и могучий ] , ( как дерево растёт на плодородной почве ) .

[ ], ( как … ).

СПП с придаточным сравнения


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Основные группы сложноподчинённых предложений

Автор: Оксана Андреевна Чигиринова

Дата: 21.03.2023

Номер свидетельства: 628065

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению"
    ["seo_title"] => string(73) "osnovnyie_ghruppy_slozhnopodchinionnykh_priedlozhienii_po_ikh_znachieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "430089"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1506598818"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Мастер-класс по русскому языку на тему " Повторение и обобщение сведений о сложноподчинённых предложениях с различными видами придаточных" "
    ["seo_title"] => string(159) "mastier-klass-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-povtorieniie-i-obobshchieniie-sviedienii-o-slozhnopodchinionnykh-priedlozhieniiakh-s-razlichnymi-vidami-pridatochnykh"
    ["file_id"] => string(6) "127254"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415286030"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок-обобщение по теме "Сложноподчиненные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "urok-obobshchieniie-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "253812"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447670625"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок русского языка на тему "Сложноподчиненные предложения  с несколькими придаточными" "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-nieskol-kimi-pridatochnymi"
    ["file_id"] => string(6) "171421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423670717"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-na-tiemu-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "281861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453615308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства