Просмотр содержимого документа
«Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению»
Мартьяновская СОШ
Клинцовского района
Брянской области
Урок – практикум
по русскому языку в 9 классе на тему
«Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению»
Учитель: Курилова В.И.
Цель урока: 1). обучающая – закрепить знания о сложноподчинённом предложении; повторить главные признаки, по которым выделяются придаточные предложения, средства связи придаточного предложения с главным; совершенствовать пунктуационные навыки в сложноподчинённом предложении, навыки синтаксического разбора и составления схемы предложений данной конструкции;
2). развивающая: формировать навык использования сложноподчинённых предложений в речи;
3).воспитательная : способствовать воспитанию милосердия у учащихся.
- Самопроверка с помощью орфографического словаря. Затем проверяется работа на доске.
4.Связный рассказ о сложноподчинённых предложениях по плану.
План.
1.Какие предложения называются сложноподчинёнными?
2.Какие группы сложноподчинённых предложений вы знаете? Расскажите об их значении и строении (к чему относится придаточное предложение, чем присоединяется, какое место по отношению к главному занимает).
(Класс слушает, приводит примеры, рецензирует ответ).
Вывод. Как определить, что перед нами сложноподчинённое предложение?
Признаки сложноподчинённого предложения.
(Таблицу показать на экране).
Наличие второй грамматической основы.
Наличие подчинительного союза или союзного слова.
Возможность постановки вопроса от главного предложения к придаточному.
Комплексный анализ текста.
Милосердие, приветливость, доброта делают человека красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобою, становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости. Неспособности жить. Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим. (Д. Лихачёв).
Беседа по тексту.
Определите тему и основную мысль текста.
Выпишите ключевые слова, отражающие тему текста.
Определите стиль, докажите своё мнение.
К какому типу речи относится данный текст?
Определите способ связи предложений в тексте.
Объясните выделенные орфограммы.
Синтаксический разбор последнего предложения на доске.
Составить схему этого предложения.
6.Р.р. Работа в микрогруппах.
1 группа. Записать предложения в исправленном виде.
1. Герой произведения выступает в защиту народа, которых он называет умным, бодрым.
2.Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней.
3.Человек постоянно ссорится с соседями, который не умеет жить.
4. Ведь счастье зачастую, где его не ждёшь, оказывается совсем не там.
5.Я учусь в школе, которая носит имя писателя, который известен всей стране.
2 группа. Продолжить предложения, используя придаточные. Определите средства связи придаточного предложения с главным.
Природу надо беречь (почему?)…
Не будешь тужить (при каком условии?)…
Запоминаются те книги (какие?)…
На привале лучше расположиться там (где?)…
Не забывай о том (о чём?)…
3 группа. Составить памятку на тему «Если вы хотите понравиться людям…»из 4- х сложноподчинённых предложений, используя подчинительные союзы, союзные слова и советы Д.Карнеги: