Цели: закреплять навыки правописания слов с орфограммами в окончаниях; повторить типы речи; подготовить к домашнему сочинению.
Планируемые результаты: умения обнаруживать и объяснять орфограммы в окончаниях слов, объяснять языковые явления;
владение элементами анализа текста; развитие мотивации к ис-следовательской деятельности.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
(Упр. 33 - выразительное чтение текста, обсуждение, морфологический и синтаксический разбор на доске.) Комментарии
Варианты заглавия текста: «Прелесть поздней осени», «В осеннем лесу».
Основная мысль текста выражена в словах: «Есть прелесть и в самой поздней осени.»
В переносном значении употреблены слова в безнадёжном дожде, в острых запахах, на ссохшихся беретиках.
III. Актуализация знаний
Словарный диктант
Со всеми удобствами, спортивная ходьба, друг детства, молодые дубки, замёрзший пруд, ледяной душ, длина отрезка, лёгкая походка, меткая стрельба, мягкая травка, древко флажка.
Грамматическое задание: подчеркнуть орфограммы - гласные и согласные в корнях слов, в скобках записать проверочные слова.
IV. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте словосочетания.
Купается в озере, в русской печке, помнят о
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Орфограммы в окончаниях слов»»
Урок 7. Орфограммы в окончаниях слов
Цели: закреплять навыки правописания слов с орфограммами в окончаниях; повторить типы речи; подготовить к домашнему сочинению.
Планируемые результаты: умения обнаруживать и объяснять орфограммы в окончаниях слов, объяснять языковые явления;
владение элементами анализа текста; развитие мотивации к ис-следовательской деятельности.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
(Упр. 33 - выразительное чтение текста, обсуждение, морфологический и синтаксический разбор на доске.) Комментарии
Варианты заглавия текста: «Прелесть поздней осени», «В осеннем лесу».
Основная мысль текста выражена в словах: «Есть прелесть и в самой поздней осени...»
В переносном значении употреблены слова в безнадёжном дожде, в острых запахах, на ссохшихся беретиках.
III. Актуализация знаний
Словарный диктант
Со всеми удобствами, спортивная ходьба, друг детства, молодые дубки, замёрзший пруд, ледяной душ, длина отрезка, лёгкая походка, меткая стрельба, мягкая травка, древко флажка.
Грамматическое задание: подчеркнуть орфограммы - гласные и согласные в корнях слов, в скобках записать проверочные слова.
IV. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте словосочетания.
Купается в озере, в русской печке, помнят о дочери, напишешь в сочинении, поздней осени.
Чем похожи все слова? (Во всех словах есть орфограмма в окончании.)
Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании окончания слова?
Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить правила правописания окончаний слов разных частей речи.)
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений (с. 22).)
2. Практическое задание
- Определите части речи по окончаниям. 1) -его, -ый, -ому (прилагательные);
-ет, -ишь, -ют (глаголы);
-ами, -е, -у (существительные).
3. Объяснительный диктант
В задании по математике, зачерпывает ковшом, к синему морю, гонится за зайцем, покрывается инеем, хорошего настроения, побываешь и Софии, отливает глянцем, в зимнем уборе, танцуешь на палубе, на этикетке шампуня, вертится на языке, открывает ключом.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 34 — самостоятельное выполнение.
2. Упр. 35 — выразительное чтение текста, обсуждение вопро- сов и заданий, комментированное письмо, морфологический раз- бор (устно).
Комментарии
Варианты заглавия текста: «От корней до плодов», «Какживёт дерево».
В первом предложении слово корни — подлежащее, в четвергом — дополнение; слово сучья — дополнение. Вариант простого плана текста:
Зачем дереву корни?
Для чего служит дереву ствол?
Какое значение в жизни дерева имеют сучья и ветви?
3. Упр. 36 — коллективное выполнение с комментированием.
Упр. 38 — подготовка к домашнему сочинению: обсуждение темы, выбор типа текста, формы сочинения, составление плана консультации учителя.
— Какие встречи изображены на рисунках? О какой встрече вы хотели бы написать?
План сочинения должен состоять из трёх основных частей: I) вступление (введение); 2) основная часть; 3) заключение.
Во вступлении надо кратко написать, почему выбрана эта тема, чем она интересна. Если выбрана форма письма, необходимо начать с обращения к адресату, сказать о теме письма. Сочинение-сказку можно начать с традиционного сказочного зачина.
Основная часть небольшого сочинения состоит из двух-трёх подпунктов (микротем), каждый из которых выражает законченную мысль.
В заключительной части следует сделать вывод, подвести итог написанному, высказать своё отношение к тому, о чём написали. VII. Подведение итогов урока
-- Как можно проверить написание окончаний в существительных, прилагательных, глаголах?
Какие типы речи вы знаете?
Из каких частей должно состоять сочинение?
Домашнее задание
Написать сочинение (по заданию упр. 38).
Подготовиться к тестовой работе по теме «Части речи».
Урок 8. Проверочная работа по теме «Части речи»
Цели: учить анализировать творческие работы; проверить знания, умения и навыки по теме «Части речи»; развивать навыки работы с тестами.
Планируемые результаты: умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, использовать приёмы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
(Чтение и анализ сочинений.)
III. Работа по теме урока
Тестовая работа
(См.: КИМы, тест 2.)
IV. Подведение итогов урока
- Какие задания вызвали у вас затруднения?
Домашнее задание
Рабочая тетрадь: задание 10.
Урок 9. Словосочетание
Цель: закреплять умения правильно выделять и строить словосочетания, отличать словосочетания от слов и предложений.
Планируемые результаты: умения выделять словосочетание в предложении, разбираться в структуре словосочетания, устанавливать связьмежду словами в словосочетании, объяснять языковые явления; развитие мотивации к исследовательской к-ятельности.
Ход урока
Организационный момент
Анализ тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Задание 10 из рабочей тетради — взаимопроверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
Составьте и запишите пять словосочетаний со словом урок. При необходимости можно менять окончание слова и использовать предлоги.
Обозначьте главное слово в каждом словосочетании крестиком. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому.
Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? {Повторить изученное о словосочетании, упражняться в выделении и составлении словосочетаний, установлении связи слов в словосочетаниях.)
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 24).) Дополнительные вопросы
Как зависимое слово связывается с главным? (По смыслу и грамматически.)
Как установить смысловую связь слов в словосочетании? {Поставить вопрос от главного слова к зависимому.)
Как грамматически выражается связь слов в словосочетании? (С помощью окончания или с помощью окончания и предлога. В словосочетаниях с наречиями — неизменяемыми словами — грамматически связь не выражается, связь только смысловая.)
Является ли словосочетанием грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа — это сочетание главных членов предложения, а не словосочетание. То же относится к однородный членам, сочетаниям предлогов с существительными и местоимениями.)
Какие словосочетания называются именными, а какие — глагольными?
2. Практическое задание
— Составьте из слов словосочетания и запишите их. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
День, рождение; белый, Ол..мп..ада; ро(с, сс)ийский, спортсмены: прыгать, пар..ш..т.; пр..гра(м, мм)а, передача; встретит..ся, четвер..; пов..рнуть, (на)лев..; ..делать (за)ново. (Деньрождения; Белая олимпиада; российские спортсмены; прыгать с парашютом; программа передач; встретиться в четверг; повернуть налево; сделать заново.)
— Найдите словосочетание, в котором слово употреблено в переносном значении. {Белая Олимпиада.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 39, 40 - устное выполнение.
Упр. 41 - письменное выполнение на доске и в тетрадях.