kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Орфограммы в окончаниях слов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: закреплять навыки правописания слов с орфограммами в окончаниях; повторить типы речи; подготовить к домашнему сочинению.

Планируемые результаты: умения обнаруживать и объяснять орфограммы в окончаниях слов, объяснять языковые явления;

владение элементами анализа текста; развитие мотивации к ис-следовательской деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 33 - выразительное чтение текста, обсуждение, морфо­логический и синтаксический разбор на доске.) Комментарии

Варианты заглавия текста: «Прелесть поздней осени», «В осеннем лесу».

Основная мысль текста выражена в словах: «Есть прелесть и в самой поздней осени.»

В переносном значении употреблены слова в безнадёжном дожде, в острых запахах, на ссохшихся беретиках.

III.    Актуализация знаний

Словарный диктант

Со всеми удобствами, спортивная ходьба, друг детства, молодые дуб­ки, замёрзший пруд, ледяной душ, длина отрезка, лёгкая походка, меткая стрельба, мягкая травка, древко флажка.

Грамматическое задание: подчеркнуть орфограммы - гласные и согласные в корнях слов, в скобках записать проверочные слова.

IV.    Самоопределение к деятельности

-        Прочитайте словосочетания.

Купается в озере, в русской печке, помнят о

Просмотр содержимого документа
««Орфограммы в окончаниях слов»»

Урок 7. Орфограммы в окончаниях слов

Цели: закреплять навыки правописания слов с орфограммами в окончаниях; повторить типы речи; подготовить к домашнему сочинению.

Планируемые результаты: умения обнаруживать и объяснять орфограммы в окончаниях слов, объяснять языковые явления;

владение элементами анализа текста; развитие мотивации к ис-следовательской деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 33 - выразительное чтение текста, обсуждение, морфо­логический и синтаксический разбор на доске.) Комментарии

Варианты заглавия текста: «Прелесть поздней осени», «В осеннем лесу».

Основная мысль текста выражена в словах: «Есть прелесть и в самой поздней осени...»

В переносном значении употреблены слова в безнадёжном дожде, в острых запахах, на ссохшихся беретиках.

III. Актуализация знаний

Словарный диктант

Со всеми удобствами, спортивная ходьба, друг детства, молодые дуб­ки, замёрзший пруд, ледяной душ, длина отрезка, лёгкая походка, меткая стрельба, мягкая травка, древко флажка.

Грамматическое задание: подчеркнуть орфограммы - гласные и согласные в корнях слов, в скобках записать проверочные слова.

IV. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте словосочетания.

Купается в озере, в русской печке, помнят о дочери, напишешь в со­чинении, поздней осени.

Чем похожи все слова? (Во всех словах есть орфограмма в окончании.)

Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании окон­чания слова?

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить правила правописания окончаний слов разных частей речи.)

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятель­ных наблюдений (с. 22).)

2. Практическое задание

- Определите части речи по окончаниям. 1) -его, -ый, -ому (прилагательные);

-ет, -ишь, -ют (глаголы);

-ами, -е, (существительные).

3. Объяснительный диктант

В задании по математике, зачерпывает ковшом, к синему морю, го­нится за зайцем, покрывается инеем, хорошего настроения, побываешь и Софии, отливает глянцем, в зимнем уборе, танцуешь на палубе, на эти­кетке шампуня, вертится на языке, открывает ключом.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 34 — самостоятельное выполнение.

2. Упр. 35 — выразительное чтение текста, обсуждение вопро-
сов и заданий, комментированное письмо, морфологический раз-
бор (устно).

Комментарии

Варианты заглавия текста: «От корней до плодов», «Какживёт дерево».

В первом предложении слово корни — подлежащее, в четвер­гом — дополнение; слово сучья — дополнение. Вариант простого плана текста:

Зачем дереву корни?

Для чего служит дереву ствол?

Какое значение в жизни дерева имеют сучья и ветви?

3. Упр. 36 — коллективное выполнение с комментированием.

Упр. 37 — выразительное чтение текста, обсуждение, само­стоятельное выполнение письменного задания.

Упр. 38 — подготовка к домашнему сочинению: обсуждение темы, выбор типа текста, формы сочинения, составление плана консультации учителя.

— Какие встречи изображены на рисунках? О какой встрече вы хотели бы написать?

План сочинения должен состоять из трёх основных частей: I) вступление (введение); 2) основная часть; 3) заключение.

Во вступлении надо кратко написать, почему выбрана эта тема, чем она интересна. Если выбрана форма письма, необ­ходимо начать с обращения к адресату, сказать о теме письма. Сочинение-сказку можно начать с традиционного сказочного зачина.

Основная часть небольшого сочинения состоит из двух-трёх подпунктов (микротем), каждый из которых выражает закончен­ную мысль.

В заключительной части следует сделать вывод, подвести итог написанному, высказать своё отношение к тому, о чём написали. VII. Подведение итогов урока

-- Как можно проверить написание окончаний в существи­тельных, прилагательных, глаголах?

Какие типы речи вы знаете?

Из каких частей должно состоять сочинение?

Домашнее задание

Написать сочинение (по заданию упр. 38).

Подготовиться к тестовой работе по теме «Части речи».


Урок 8. Проверочная работа по теме «Части речи»

Цели: учить анализировать творческие работы; проверить зна­ния, умения и навыки по теме «Части речи»; развивать навыки работы с тестами.

Планируемые результаты: умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, использовать приёмы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Чтение и анализ сочинений.)

III. Работа по теме урока

Тестовая работа

(См.: КИМы, тест 2.)

IV. Подведение итогов урока

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: задание 10.


Урок 9. Словосочетание

Цель: закреплять умения правильно выделять и строить сло­восочетания, отличать словосочетания от слов и предложений.

Планируемые результаты: умения выделять словосочетание в предложении, разбираться в структуре словосочетания, уста­навливать связь между словами в словосочетании, объяснять языковые явления; развитие мотивации к исследовательской к-ятельности.

Ход урока

Организационный момент

Анализ тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Задание 10 из рабочей тетради — взаимопроверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

Составьте и запишите пять словосочетаний со словом урок. При необходимости можно менять окончание слова и ис­пользовать предлоги.

Обозначьте главное слово в каждом словосочетании кре­стиком. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому.

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? {Повторить изученное о словосочета­нии, упражняться в выделении и составлении словосочетаний, установлении связи слов в словосочетаниях.)

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоя­тельных наблюдений» (с. 24).) Дополнительные вопросы

Как зависимое слово связывается с главным? (По смыслу и грамматически.)

Как установить смысловую связь слов в словосочетании? {Поставить вопрос от главного слова к зависимому.)

Как грамматически выражается связь слов в словосочета­нии? помощью окончания или с помощью окончания и пред­лога. В словосочетаниях с наречиями — неизменяемыми сло­вами — грамматически связь не выражается, связь только смысловая.)

Является ли словосочетанием грамматическая основа пред­ложения? (Грамматическая основа — это сочетание главных членов предложения, а не словосочетание. То же относится к однородный членам, сочетаниям предлогов с существитель­ными и местоимениями.)

Какие словосочетания называются именными, а какие — глагольными?

2. Практическое задание

— Составьте из слов словосочетания и запишите их. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

День, рождение; белый, Ол..мп..ада; ро(с, сс)ийский, спортсмены: прыгать, пар..ш..т.; пр..гра(м, мм)а, передача; встретит..ся, четвер..; пов..рнуть, (на)лев..; ..делать (за)ново. (Деньрождения; Белая олимпиада; российские спортсмены; прыгать с парашютом; программа передач; встре­титься в четверг; повернуть налево; сделать заново.)

— Найдите словосочетание, в котором слово употреблено в переносном значении. {Белая Олимпиада.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 39, 40 - устное выполнение.

Упр. 41 - письменное выполнение на доске и в тетрадях.

Упр. 42 — самостоятельное выполнение.

2. Выполнение задания в рабочей тетради

(Дополнительное задание (с. 8) - самостоятельное выпол­нение.)

VII. Подведение итогов урока

Что называется словосочетанием?

Как строится словосочетание?

Как определить главное слово в словосочетании?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 8, упр. 43.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Орфограммы в окончаниях слов»

Автор: Муртазалова Лали Магомедовна

Дата: 20.08.2020

Номер свидетельства: 556143

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(295) "Презентация к уроку русского языка «Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки» (УМК  система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) "
    ["seo_title"] => string(173) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-sistiematizatsiia-sviedienii-o-rabotie-okonchanii-slov-nazyvaiushchikh-priedmiety-i-priznaki-umk-sistiema-d-b-el-konina-v-v-davydova"
    ["file_id"] => string(6) "180341"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425154085"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "« Как проверить орфограммы слабых позиций в окончаниях слов, называющих действия». "
    ["seo_title"] => string(90) "kak-provierit-orfoghrammy-slabykh-pozitsii-v-okonchaniiakh-slov-nazyvaiushchikh-dieistviia"
    ["file_id"] => string(6) "129242"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415648733"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Орфограммы в окончаниях слова"
    ["seo_title"] => string(33) "orfoghrammy_v_okonchaniiakh_slova"
    ["file_id"] => string(6) "349862"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476694662"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Морфемный состав слова "
    ["seo_title"] => string(23) "morfiemnyi-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "173240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423940510"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Интегрированный урок русского языка и внеурочного занятия «В мире книг» в 3 классе: "Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях предметов и признаков" "
    ["seo_title"] => string(170) "intieghrirovannyi-urok-russkogho-iazyka-i-vnieurochnogho-zaniatiia-v-mirie-knigh-v-3-klassie-provierka-orfoghramm-slabykh-pozitsii-v-okonchaniiakh-priedmietov-i-priznakov"
    ["file_id"] => string(6) "231283"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442433154"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства