kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Как проверить орфограммы слабых позиций в окончаниях слов, называющих действия».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  данного урока является постановка задачи на поиск способа проверки орфограмм слабых позиций в личных окончаниях слов, называющих действия. В ходе постановки частной задачи повторяются общие орфографические правила проверки по закону русского письма, проверяются знания общих орфографических правил проверки по закону русского письма и умения обнаруживать границы своих знаний и формулировать вопросы для ее преодоления, владения способами самоконтроля и взаимоконтроля, способности обнаружению двух наборов личных окончаний у слов, называющих действия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Как проверить орфограммы слабых позиций в окончаниях слов, называющих действия». »

Схема конспекта урока

Хижняк Ирина Николаевна

Предмет русский язык

класс 3

Тема урока : « Как проверить орфограммы слабых позиций в окончаниях слов, называющих действия».

Цель урока: Поставить задачу на поиск способа проверки орфограмм слабых позиций в личных окончаниях слов, называющих действия.

Задачи:

1) Обучающие:

- знать общие орфографические правила проверки по закону русского письма;

- уметь обнаруживать границы своих знаний и формулировать вопросы для ее преодоления;

- владеть способами самоконтроля и взаимоконтроля;

- способствовать обнаружению двух наборов личных окончаний у слов, называющих действия.

2) Развивающие:

- развитие речи, умении анализировать, классифицировать, выделять существенные признаки объектов.

3) Воспитательные:

- совершенствование культуры общения при обсуждении проблем и работы в парах, группе.

Тип урока: постановка частной задачи.

Формы работы учащихся: парная и групповая работа, общеклассное обсуждение.

Необходимое техническое оборудование: компьютеры.


Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент, включаю-щий:

-постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая ра-бота на уроке была бы эффективной);

-определение целей и задач, которых учитель хочет достигнуть на данном этапе урока;

-описание методов организации рабо-ты учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятель-ность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с кото-рым работает педагог).

Создание ситуации успеха.

Цель этапа: Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подго-товить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Задачи: Доброжелательный настрой учителя и учащихся.Готовность класса и оборудование урока к рабо-те. Организация внимания всех учащихся. Направление детей по инструкции выполнить задание, орга-низация проверки выполнения задания в парах. Самостоятельное выполнение задания учащимися и взаимопроверка с полным разворачиванием способа проверки изученных орфограмм.

Метод: Деятельностный подход. Учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.

Учитель: На каком уроке мы с вами собрались? Наша учебная задача (УЗ)?

Дети: Наша УЗ – В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон русского письма (ЗРП).

Учитель: Решили нашу УЗ?

Дети: Да, решили.

Учитель: Какую цель поставили перед собой?

Дети: Научиться проверять орфограммы слабых позиций в окончаниях слов-предметов и слов-призна-ков.

Учитель: Каким образом ?

Дети: Определяем, что обозначает слово.

У предметов определяем склонение, т.к. работают одни и те же окончания по ЗРП или нарушают его. Если нарушают, то пишем по специальному правилу.

У признаков подбираем вопрос или по слову «пустой». Если нарушитель, пишем по специальному правилу.

Ребенок рисует модель проверки на доске.

Учитель: Какое задание сейчас будем выполнять?

Дети: Проверять орфограммы слабых позиций (ОСП) в окончаниях слов-предметов и слов-признаков.

Учитель: Только в окончаниях?

Дети: Скорей всего и в других частях слова, т.к. мы давно научились проверять ОСП в корне, приставке, суффиксе.

Учитель: Как построим работу?

Дети: В парах.

Учитель: Почему?

Учитель: Как работаем в парах?

Учитель: Цель?

Дети: Проверить орфограммы слабых позиций.

Учитель: Нашли на мониторе ярлык «3 класс». Открываем 1-ю страницу. Перед вами стихотворение с пропуском ОСП. Выполняем задание.

Хвост к_сичкой,

Но_ки – спички,

Оттопырил вниз губу.

Весь пушистый,

З_лотистый,

С бел_й звездочк_й на лбу.

Выйдет в пол_ -

Вот раздолье!

Долго смотрит вдаль – вдруг

Взвизгнет свинкой, вскинет спинк_й

И галоп_м к мам_ в лу_.

Учитель: Поднимите руку , кто выполнил без ошибок. У кого были ошибки, кому компьютер подчеркнул? Ваш совет товарищу, который допустил ошибку. Поднимите руку, кому легко было выполнять эту работу?

(Если были ошибки, постановка цели на следующий урок. Цель: учиться проверять ОСП в окончаниях слов названий предметов и признаков.)

Дети: А еще это не просто стихотворение, а стихотворение-загадка.

Учитель: Загадку отгадали?

Дети: Жеребенок.

(Если не отгадали загадку, предлагается еще одна загадка)

Он появился у Маргоши –
У нашей лошади хорошей.
В кого такой он, я не знаю,
Но и люблю и понимаю.
Хоть он большой – совсем ребёнок.
Красивый, милый … (ЖЕРЕБЁНОК).
По полю носится игриво.
По ветру вьётся чудо - … (ГРИВА).



2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

-определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном эта-пе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

-определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

-описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

-описание критериев достижения це-лей и задач данного этапа урока;

-определение возможных действий педагога в случае, если ему или уча-щимся не удается достичь поставлен-ных целей;

-описание методов организации сов-местной деятельности учащихся с уче-том особенностей класса, с которым работает педагог;

-описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса .

Создание ситуации интеллектуального конфликта .

Цель этапа: Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявить причины появления обнаружен-ных недостатков в знаниях и умениях. Организовать и целенаправить познавательную деятельность уча-щихся, подготовить их к усвоению нового материала.

Задачи: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и коррекция.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

Учитель: Готовы проверить еще несколько слов?

Дети: Конечно.

Учитель: Домашним заданием у вас было предложение перевертыш: И вечером, и утром собака безграмотная еще бегает от шнурка квадратом.

(Дети записывают в тетрадь, один ученик – на доске)

Дети: И днем, и ночью кот ученый все ход_т по цепи кругом.

(Если перевертыш не расшифрован, переход в следующий этап.)

Учитель: Почему пропустили букву в слове «ход_т»?

Дети: Потому что здесь звук в слабой позиции.

Учитель: Но ведь вы только что проверили орфограммы слабых позиций и показали, что у вас это получается хорошо.

Дети: Здесь совсем другая ситуация. Это же слово, называющее действие. Здесь слабая позиция в окончании действия, а мы ее проверять еще не умеем.

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

-постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

-определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

-изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эк-сперт выносит суждение об уровне вла-дения педагогом предметным ма-териалом);

-описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

-описание основных форм и методов организации индивидуальной и груп-повой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором рабо-тает педагог;

- описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учеб-ного материала .

Постановка частной задачи.

Цель этапа: Дать учащимся конкретное представление о двух наборах личных окончаний у слов, на-зывающих действия.

Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретен-ных знаний выработать соответствующие навыки и умения.

Задачи: Обеспечить восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, свя-зей и отношений в объекте изучения.

Активные действия учащихся с предлагаемым материалом по теме; максимальное использование самос-тоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Учитель: Предлагаю отправиться в гости к нашим друзьям.

(Дети инсценируют «Странная орфограмма»)

Сам Самыч начал читать поэму Пушкина «Руслан и Людмила» и через некоторое время в недоумении от-ложил книгу в сторону.

- Чему ты так удивился, Сам Самыч? – спросила робота Маша.

- Да вот во вступлении в первых же строчках я натолкнулся на странную орфограмму.

Сам Самыч взял отодвинутую книгу и прочитал:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том;

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево сказку говорит.

- И где же странная орфограмма? – удивился Петя. – Никаких странных орфограмм здесь нет.

-Есть, и не одна, - возразил робот. – Как, например, ты проверишь букву И в слове ходит?

- Очень просто. Изменю слово: ходить. Под ударением звук [ и ]. Значит, и в слабой позиции писать нужно И.

- По-моему, такая проверка не годится, - сказал Алёша. – В слове ходит орфограмма в окончании. А хо-дить - это совсем другое изменение того же слова. В разных изменениях слова окончания разные.

- Подумаешь, разные, - пожал плечами Петя. – В одном последний звук твердый, а в другом мягкий. Только и всего.

- А работу окончаний ты не учитываешь?

- При чем здесь работа? – возразил Петя. – Это для окончаний в названиях предметов важно.

- А может, и для названий действий тоже важно, -перебила его Маша. – Мы ведь так и не ответили на вопрос, зачем нужны окончания словам, называющим действия.

- Верно, - поддержал Машу Сам Самыч. – Не открыв этого секрета, не научишься проверять орфограммы в окончаниях названий действий.

Все согласились с роботом. И даже Петя не стал больше возражать, ведь и ему очень хотелось научиться писать орфограммы в окончаниях названий действий грамотно, а не наугад.

Учитель: С какой проблемой мы столкнулись?

Дети: Как проверить орфограмму слабой позиции в окончании слова, называющего действие? У нас появилась новая учебная задача!

Учитель: Зафиксируем нашу проблему на доске в виде модели:

Ход(ит, ет)

Анализ условий.

Учитель: Как мы будем действовать дальше?

Дети: Наверное, нужно действовать так, как мы действовали при проверке орфограмм в окончаниях слов, называющих предметы и признаки.

По ЗРП.

Учитель: Изобразите ваше предположение в виде модели.

(На доске появляется модель)

- ------- +

=

Дети: Нужно подобрать слово-действие с таким же окончанием.

Учитель: Что значит с таким же окончанием?

Дети: У другого окончания должны быть такие же грамматические значения. А еще обязательно оно должно быть в сильной позиции.

Учитель: Спасибо! Это очень важно. Теперь подберите необходимые для проверки слова. Для удобства работы и экономии времени, как лучше построить работу?

Дети: В группе.

Учитель: Как работаем в группе? Цель? (Подобрать слова-проверки.)

(Все слова, подобранные детьми, записываются на доске. Идёт, поёт, кричит, шьёт, бежит, говорит, бьёт, молчит, плывёт, спит.)

Учитель: На какие группы можно разделить имеющиеся слова-действия?

Дети: На две группы. В первой группе будут слова-действия с окончанием -ИТ в сильной позиции, в другой – с окончанием –ЕТ .

Учитель: Давайте запишем слова по группам.

Запись на доске принимает такой вид:

Ход_т

?

идёт спит

поёт молчит

шьёт говорит

бьёт бежит

плывёт кричит

Дети: А может быть, это два разных набора?

Учитель: Может быть. Надо разбираться. Какую цель ставим на следующий урок?

Дети: Узнать о грамматических значениях окончаниях слов-действий (Узнать о работе окончаний слов-действий. Узнать, какой вариант правильный).


4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

-постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

-определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

-описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепле-ния нового учебного материала с уче-том индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педа-гог;

-описание критериев, позволяющих оп-ределить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

-описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учи-тель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Итоговая рефлексия.

Цель этапа: Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоя-тельной работы по новому материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изу-ченного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения.

Задачи: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применение знаний в знакомой и измененной ситуации.

Учитель: Какую учебную задачу поставили и решали сегодня?

Дети: Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?

Учитель: Нам удалось решить?

Дети: Нет. Мы столкнулись еще с одной проблемой. У нас есть два варианта для проверки. Мы не знаем, какой выбрать.

Учитель: Может, мы что-то не так делаем?

Дети: Мы все делаем правильно. Мы делаем по закону русского письма. Мы подобрали слова с таким же окончанием, но только в сильной позиции. А может это и разные окончания, мы же не проверили. С этим мы разберемся завтра.

Учитель: Давайте зафиксируем в модели, что нам удалось сделать сегодня.

(Ранее сделанная модель, дополняется)


5.

Задание на дом, включающее:

-постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны де-лать учащиеся в ходе выполнения до-машнего задания);

-определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом);

- определение и разъяснение учащим-ся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель этапа: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотиви-ровать необходимость и обязательность акта.

Задачи: Обеспечить понимание цели, содержание и способов выполнения домашнего задания. Провер-ка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполне-ния домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их успешности. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Учитель: Дома обязательно расскажите родителям, с какой проблемой вы столкнулись сегодня на уроке. Можете вместе с ними поискать решение. Поднимите руку, кто напишет сочинение о том, с какой проб-лемой столкнулись на этом уроке. Остальные ребята получают следующее задание: доказать орфог-раммы и ответить на вопрос.

Задание.

Это – огромный динозавр. Он ид_т по древн_му лесу ср_ди высок_х папоротников. Ход_т он довольно медленно, покачивая св_ей длин_й шеей с маленьк_й головк_й. Потомство вывод_т, откладывая яйца в укромн_м местечк_. Угадай, о каком динозавр_ говор_т моё описание?
























Задание.

Это – огромный динозавр. Он ид_т по древн_му лесу ср_ди высок_х папоротников. Ход_т он довольно медленно, покачивая св_ей длин_й шеей с маленьк_й головк_й. Потомство вывод_т, откладывая яйца в укромн_м местечк_. Угадай, о каком динозавр_ говор_т моё описание?


Задание.

Это – огромный динозавр. Он ид_т по древн_му лесу ср_ди высок_х папоротников. Ход_т он довольно медленно, покачивая св_ей длин_й шеей с маленьк_й головк_й. Потомство вывод_т, откладывая яйца в укромн_м местечк_. Угадай, о каком динозавр_ говор_т моё описание?


Задание.

Это – огромный динозавр. Он ид_т по древн_му лесу ср_ди высок_х папоротников. Ход_т он довольно медленно, покачивая св_ей длин_й шеей с маленьк_й головк_й. Потомство вывод_т, откладывая яйца в укромн_м местечк_. Угадай, о каком динозавр_ говор_т моё описание?


Задание.

Это – огромный динозавр. Он ид_т по древн_му лесу ср_ди высок_х папоротников. Ход_т он довольно медленно, покачивая св_ей длин_й шеей с маленьк_й головк_й. Потомство вывод_т, откладывая яйца в укромн_м местечк_. Угадай, о каком динозавр_ говор_т моё описание?


Задание.

Это – огромный динозавр. Он ид_т по древн_му лесу ср_ди высок_х папоротников. Ход_т он довольно медленно, покачивая св_ей длин_й шеей с маленьк_й головк_й. Потомство вывод_т, откладывая яйца в укромн_м местечк_. Угадай, о каком динозавр_ говор_т моё описание?


Задание.

Это – огромный динозавр. Он ид_т по древн_му лесу ср_ди высок_х папоротников. Ход_т он довольно медленно, покачивая св_ей длин_й шеей с маленьк_й головк_й. Потомство вывод_т, откладывая яйца в укромн_м местечк_. Угадай, о каком динозавр_ говор_т моё описание?


Задание.

Это – огромный динозавр. Он ид_т по древн_му лесу ср_ди высок_х папоротников. Ход_т он довольно медленно, покачивая св_ей длин_й шеей с маленьк_й головк_й. Потомство вывод_т, откладывая яйца в укромн_м местечк_. Угадай, о каком динозавр_ говор_т моё описание?


Задание.

Это – огромный динозавр. Он ид_т по древн_му лесу ср_ди высок_х папоротников. Ход_т он довольно медленно, покачивая св_ей длин_й шеей с маленьк_й головк_й. Потомство вывод_т, откладывая яйца в укромн_м местечк_. Угадай, о каком динозавр_ говор_т моё описание?


Задание.

Это – огромный динозавр. Он ид_т по древн_му лесу ср_ди высок_х папоротников. Ход_т он довольно медленно, покачивая св_ей длин_й шеей с маленьк_й головк_й. Потомство вывод_т, откладывая яйца в укромн_м местечк_. Угадай, о каком динозавр_ говор_т моё описание?


Задание.

Это – огромный динозавр. Он ид_т по древн_му лесу ср_ди высок_х папоротников. Ход_т он довольно медленно, покачивая св_ей длин_й шеей с маленьк_й головк_й. Потомство вывод_т, откладывая яйца в укромн_м местечк_. Угадай, о каком динозавр_ говор_т моё описание?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
« Как проверить орфограммы слабых позиций в окончаниях слов, называющих действия».

Автор: Хижняк Ирина Николаевна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 129242

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка "Как проверить орфограммы в высказывании""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekturokarusskoghoiazykakakprovieritorfoghrammyvvyskazyvanii"
    ["file_id"] => string(6) "271714"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451743146"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(295) "Презентация к уроку русского языка «Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки» (УМК  система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) "
    ["seo_title"] => string(173) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-sistiematizatsiia-sviedienii-o-rabotie-okonchanii-slov-nazyvaiushchikh-priedmiety-i-priznaki-umk-sistiema-d-b-el-konina-v-v-davydova"
    ["file_id"] => string(6) "180341"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425154085"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства