Постановка частной задачи. Цель этапа: Дать учащимся конкретное представление о двух наборах личных окончаний у слов, на-зывающих действия. Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретен-ных знаний выработать соответствующие навыки и умения. Задачи: Обеспечить восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, свя-зей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с предлагаемым материалом по теме; максимальное использование самос-тоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Учитель: Предлагаю отправиться в гости к нашим друзьям. (Дети инсценируют «Странная орфограмма») Сам Самыч начал читать поэму Пушкина «Руслан и Людмила» и через некоторое время в недоумении от-ложил книгу в сторону. - Чему ты так удивился, Сам Самыч? – спросила робота Маша. - Да вот во вступлении в первых же строчках я натолкнулся на странную орфограмму. Сам Самыч взял отодвинутую книгу и прочитал: У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том; И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо – песнь заводит, Налево сказку говорит. - И где же странная орфограмма? – удивился Петя. – Никаких странных орфограмм здесь нет. -Есть, и не одна, - возразил робот. – Как, например, ты проверишь букву И в слове ходит? - Очень просто. Изменю слово: ходить. Под ударением звук [ и ]. Значит, и в слабой позиции писать нужно И. - По-моему, такая проверка не годится, - сказал Алёша. – В слове ходит орфограмма в окончании. А хо-дить - это совсем другое изменение того же слова. В разных изменениях слова окончания разные. - Подумаешь, разные, - пожал плечами Петя. – В одном последний звук твердый, а в другом мягкий. Только и всего. - А работу окончаний ты не учитываешь? - При чем здесь работа? – возразил Петя. – Это для окончаний в названиях предметов важно. - А может, и для названий действий тоже важно, -перебила его Маша. – Мы ведь так и не ответили на вопрос, зачем нужны окончания словам, называющим действия. - Верно, - поддержал Машу Сам Самыч. – Не открыв этого секрета, не научишься проверять орфограммы в окончаниях названий действий. Все согласились с роботом. И даже Петя не стал больше возражать, ведь и ему очень хотелось научиться писать орфограммы в окончаниях названий действий грамотно, а не наугад. Учитель: С какой проблемой мы столкнулись? Дети: Как проверить орфограмму слабой позиции в окончании слова, называющего действие? У нас появилась новая учебная задача! Учитель: Зафиксируем нашу проблему на доске в виде модели: Ход(ит, ет) Анализ условий. Учитель: Как мы будем действовать дальше? Дети: Наверное, нужно действовать так, как мы действовали при проверке орфограмм в окончаниях слов, называющих предметы и признаки. По ЗРП. Учитель: Изобразите ваше предположение в виде модели. (На доске появляется модель) - ------- + = Дети: Нужно подобрать слово-действие с таким же окончанием. Учитель: Что значит с таким же окончанием? Дети: У другого окончания должны быть такие же грамматические значения. А еще обязательно оно должно быть в сильной позиции. Учитель: Спасибо! Это очень важно. Теперь подберите необходимые для проверки слова. Для удобства работы и экономии времени, как лучше построить работу? Дети: В группе. Учитель: Как работаем в группе? Цель? (Подобрать слова-проверки.) (Все слова, подобранные детьми, записываются на доске. Идёт, поёт, кричит, шьёт, бежит, говорит, бьёт, молчит, плывёт, спит.) Учитель: На какие группы можно разделить имеющиеся слова-действия? Дети: На две группы. В первой группе будут слова-действия с окончанием -ИТ в сильной позиции, в другой – с окончанием –ЕТ . Учитель: Давайте запишем слова по группам. Запись на доске принимает такой вид: Ход_т ? идёт спит поёт молчит шьёт говорит бьёт бежит плывёт кричит Дети: А может быть, это два разных набора? Учитель: Может быть. Надо разбираться. Какую цель ставим на следующий урок? Дети: Узнать о грамматических значениях окончаниях слов-действий (Узнать о работе окончаний слов-действий. Узнать, какой вариант правильный). |