kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Орфограммы в окончаниях слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: систематизировать и закрепить теоретические основы правописания орфограмм в окончаниях слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Орфограммы в окончаниях слова»

Тема: Орфограммы в окончаниях слов.


Цель: систематизировать и закрепить теоретические основы правописания орфограмм в окончаниях слов, отработать орфографические навыки.


Ход урока.

Организационный момент.


I. Тест.

1. Буква А пишется в слове:

а) погл..щать пищу;

б) спл..тить ряды;

в) пом..гать ближнему;

г) препод..ватель истории.

2. Буква О пишется в слове:

а) пл..нирование работы;

б) вскл..коченный чуб;

в) пенятся в..лы;

г) нак..лить железо.

3. Буква Е пишется в слове:

а) обл..денелая дорога;

б) разл..новать бумагу;

в) ед..ничный вектор;

г) зав..нтить гайку.

4. Буква И пишется в слове:

а) св..ла с ума;

б) впр..гать лошадь;

в) об..жать вокруг дома;

г) прив..дение в замке.

5. Буква Я пишется в слове:

а) прист..жной воротник;

б) неисс..каемый источник;

в) разр..дить всходы;

г) ув..дать в зеркале.

6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) проц..дить, выд..ржать, обв..нять;

б) выпр..мить, удес..терять, вы..вить;

в) д..ревянный, выч..слять, разд..ваться;

г) объ..здной, взгл..нуть, л..дяной.

7. В каком ряду во всех словах пропущена буква, проверяемая ударением?

а) ш..птаться, возл..гать, ч..стотность;

б) провозгл..шать, сист..матический, пром..кать;

в) ч..стоплотный, ж..мчужина, пр..мьера;

г) см..гчить, раск..лоть, с..мволика.

II. Работа с предложением.

– Исправьте речевую ошибку в предложении.

Кто контролирует за отечественным телевидением?

– Почему в конце предложения стоит вопросительный знак?

– Какой частью речи является слово контролирует?

– Сделайте морфемный разбор.

– На что указывает окончание? К какому спряжению относится глагол?

– Какие глаголы относятся ко второму спряжению?

– Какой частью речи является слово телевидение?

– Сделайте морфемный разбор.

– К какому склонению относится это существительное? Обоснуйте.

– Расскажите, какие существительные относятся к каждому из склонений.

– Какой частью речи является слово отечественное?

– Сделайте морфемный разбор.

– На какие вопросы отвечают прилагательные? Укажите род.

III. Упражнение 21.

– Из упражнения 21 выпишите слова с пропущенными буквами, не вставляя их.

– Распределите эти слова по трем столбикам:

1 – существительные, 2 – прилагательные, 3 – глаголы.

(Существительные и прилагательные следует выписывать с предлогами).

Работа с существительными.

– Рассмотрите схему. Как она поможет не ошибиться в выборе гласной в окончаниях существительных?


1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Проверочные слова

доска

земля

стол

конь

окно

степь

(Учащиеся должны догадаться, что в схеме даны существительные разных склонений с ударными окончаниями. Чтобы не ошибиться в выборе гласной в окончании проверяемого слова, нужно мысленно подставить слово-шпаргалку того же склонения, в том же падеже из схемы. Их окончания будут совпадать. Учитель обращает внимание учащихся на слова на -ий, -ие, -ия. При выборе гласной в вызывающих затруднения падежных окончаниях этих слов следует использовать слово-шпаргалку 3 склонения.)

– Опираясь на схему, заполните пропуски в первом столбике таблицы.

Работа с прилагательными.

– На какие вопросы отвечают прилагательные?

– Как эти вопросы могут помочь нам при выборе гласной в окончаниях прилагательных?

– Заполните пропуски во втором столбике таблицы, задавая вопросы к прилагательным.

Примечание. Нужно обратить внимание учащихся на то, что окончание прилагательного ближнему нельзя проверить вопросом. Следует запомнить, что у прилагательных окончания -иму нет.

Работа с глаголами.

– Рассмотрите схему и скажите, от чего зависит выбор гласной в окончании глагола.

Безударные окончания глагола

I спр.: -е, -ут, -ют

Все остальные глаголы (не входящие в состав глаголов II спр.)





+ глаголы-исключения: брить, стелить




(идти – слово-«шпаргалка»)

II спр.: -и, -ат, -ят

Все глаголы на -ить (говорить)

+ 7 глаголов-исключений на -еть:

видеть

ненавидеть

смотреть

терпеть

вертеть

зависеть

обидеть

(глядеть – слово-«шпаргалка»)

+ 4 глагола-исключения на -ать:

гнать

держать

дышать

слышать

(спать – слово-«шпаргалка»)

В скобках даны проверочные слова, окончаниях которых при изменении становятся ударными.

– Опираясь на схему, заполните пропуски в третьем столбике.

4. Упражнение 22 (комментированное письмо).

5. Работа с перфокартами.

Перфокарта выглядит следующим образом:

Зачеркните нужную букву:

1) и/е

2) и/е

3) а/о

1) и/е

2) а/о

3) а/о

1) и/е

2) и/е

3) и/е

Карточка для первого варианта:

1) из книг..

2) в книг..

3) к башн..

1) утренн..м ветерком

2) с огромн.. силой

3) в мрачн..м раздумье

1) реша..т

2) загора..т

3) держ..т

Карточка для второго варианта:

1) на конференци..

2) на машин..

3) с башн..

1) свеж..м сеном

2) в неглубок..м овраге

3) о голуб..м небе

1) пиш..т

2) дыш..т

3) люб..т

Чтобы быстро проверить перфокарты, учитель складывает перфокарты в стопку и протыкает шилом правильные ответы. Потом остается сверить места проколов с зачеркнутыми буквами и выставить оценки.

Домашнее задание: упражнение 24, 25



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Орфограммы в окончаниях слова

Автор: Фаттахова Танзила Марсельовна

Дата: 17.10.2016

Номер свидетельства: 349862

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(295) "Презентация к уроку русского языка «Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки» (УМК  система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) "
    ["seo_title"] => string(173) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-sistiematizatsiia-sviedienii-o-rabotie-okonchanii-slov-nazyvaiushchikh-priedmiety-i-priznaki-umk-sistiema-d-b-el-konina-v-v-davydova"
    ["file_id"] => string(6) "180341"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425154085"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "«Орфограммы в окончаниях слов»"
    ["seo_title"] => string(31) "orfogrammy_v_okonchaniiakh_slov"
    ["file_id"] => string(6) "556143"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1597951806"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "« Как проверить орфограммы слабых позиций в окончаниях слов, называющих действия». "
    ["seo_title"] => string(90) "kak-provierit-orfoghrammy-slabykh-pozitsii-v-okonchaniiakh-slov-nazyvaiushchikh-dieistviia"
    ["file_id"] => string(6) "129242"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415648733"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Морфемный состав слова "
    ["seo_title"] => string(23) "morfiemnyi-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "173240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423940510"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Интегрированный урок русского языка и внеурочного занятия «В мире книг» в 3 классе: "Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях предметов и признаков" "
    ["seo_title"] => string(170) "intieghrirovannyi-urok-russkogho-iazyka-i-vnieurochnogho-zaniatiia-v-mirie-knigh-v-3-klassie-provierka-orfoghramm-slabykh-pozitsii-v-okonchaniiakh-priedmietov-i-priznakov"
    ["file_id"] => string(6) "231283"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442433154"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства