Цели урока:
- Повторить определение и способы его выражения; совершенствовать навыки определения Опр. в предложении; повторить ЗУН по теме «Предложение», научить различать согласованные и несогласованные определения; развивать умение находить определения в предложении.
- Совершенствовать связную монологическую речь, внимание
- Воспитывать самостоятельность;
- коррекция и развитие связной письменной речи
Тип урока: комбинированный
Оборудование: дидактический материал.
Ход урока:
- Оргмомент: рапорт дежурного, определение отсутствующих;запись числа; настрой учащихся на работу, организация внимания;проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);сообщение темы и цели урока.
- Воспроизведение знаний:
- Опрос домашнего задания – правило о сказуемом. Развитие навыков монологической речи.
- Тренировочные упражнения: Внизу под ногами шуршат листья. По дорожке справа и слева от меня прыгают кузнечики. Что делают воробьи? Они ищут корм. – определение основы предложений, простое глагольное сказуемое.
- Самостоятельная работа у доски – В этом году осень теплая. Дни тихие и солнечные. Небо над головой голубое. Полдни светлы и погожи. Даль светла и чиста. Ночи прохладны. - определение основы предложений, составное именное сказуемое
- Развитие речи: составьте 5 предложений на тему «Поздней осенью в лесу», в которых сказуемыми были бы имена прилагательные ненастная, серое, свеж, голы, тих, мрачен.
- Разграничение смысла и установление зависимости составного сказуемого от смысла 2 в нем слова: Метель была страшная. На дворе была метель, выл ветер. Вдали показался дымок поезда. Лодка показалась мне ненадежной. Ключ от двери оказался в кармане. Новая модель самолета оказалась лучше старой.
- Совершенствование ЗУН:
- Диктант с грамматическим заданием: Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек! Он окружен множеством умных и добрых друзей. Друзья эти – книги. Чтение – это окошко в мир. Уметь читать – это означает быть чутким к смыслу слова. - определение основы предложений, составное именное сказуемое
- Тире не ставится: а) если есть сравнительные союзы КАК и т.д. – Наш школьный двор как сад. Злой язык что стрела. Твои речи будто острый нож. Б) если подлежащее выражено личным местоимением. Она работница фабрики. В) если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ: Бедность не порок.
- Подготовка к восприятию нового материала:
- Укажите члены предложения, отвечающие на вопрос к а к о й? Ч е й? Падают резные листья. Яркая озимь блестит. Кружится желтый лист. Птичьи гнезда опустели. Пошел редкий дождь.
Озаглавьте текст. Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова. Подчеркните определения. Стоит …. погода. Третий день дует …. ветер. Закружились в …. воздухе …