kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Определение рода существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: «Род имен существительных»

ЦЕЛИ:

        РАЗВИВАЮЩАЯ: способствовать развитию речи, мышления.

        ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: совершенствовать умение определять род имен существительных, находить существительные определенного рода.

        ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать усидчивость, внимательность, интерес к предмету.

ЗАДАЧИ:

  1. Стимулирование познавательного интереса учащихся по данной теме.
  2. Продолжение знакомства учащихся с существительными разного рода.
  3. Организация работы по дальнейшему развитию знаний и умений через систему письменных и устных заданий.

ТИП УРОКА:  урок совершенствования и углубления знаний.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:  технология уровневой дифференциации; проблемно-диалогическая технология.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, практический, работа с книгой.

СРЕДСТВА: опорная таблица «Род имен существительных», учебник «Русский язык 5 класс» авторы Т.А.Ладыженская и др., карточки.

ХОД УРОКА.

  1. Орг. Момент.

- Здравствуйте! Садитесь. Приведите в порядок свои рабочие места. Проверьте наличие дневника, учебника, ручек и тетради.

- Сегодня на уроке вам необходимы внимание, активность, умение использовать имеющиеся знания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Актуализация опорных знаний.

Орфографическая пятиминутка.

- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вы должны выполнить первое задание:вставить пропущенные буквы: ( спишите с доски слова, вставьте пропущенные буквы, подчеркните вставленные буквы)

ОС.НЬ, Г.ВОРИТЬ, С.СТРА, Т.МНЕТЬ, Н.ЧАЛО, СВ.СТОК, Р.ЧНОЙ, ГР.ЗА, ОТБ.ЖАТЬ, Б.ЛЕЗНЬ, В.СНА, Д.РОГОЙ.

- Проверим работа (у доски 1 человек, вставляет буквы)

- Кто не согласен с ответом?

- Какое правило необходимо было применить, чтобы правильно написать эту работу?

  1. Словарная работа.

- Составим слово.

- Соедините первые буквы слов, в корень которых вы вставили Е, у вас получится слово…

(остров)

- Это слово словарное и его надо запомнить.

- Давайте его запишем.

- Что обозначает слово «остров»?

( остров – часть суши, окруженная со всех сторон водой)

(на доске выставляется рисунок острова)

- подберите к слову остров родственные слова: островок, островитянка, островитянин, островное государство – слова  на доске).

- Сегодня на уроке мы поплывем на остров родственных слов.

  1. Сообщение темы урока.

- Давайте определим род родственных слов (существительных).

- Как вы думаете, как  называется остров, на который мы поплывем?

(Род имен существительных)

- Запишите тему в тетрадь.

- Все существительные на острове разделены на три группы: три рода:

КАКИЕ ЭТО ГРУППЫ?  (м.р., ж.р., ср.р.)

- Как определить род? Какие слова -  помощники применяем, определяя род?

  1. Работа по теме урока.

- Чтобы попасть на остров, надо научиться определять род имен существительных.

- выполним упр.500 (у доски) стр.202.

- пишем внимательно и аккуратно.

- Проведем физминутку.

- Итак, мы выполнили первое задание, но, к сожалению, мы тонем.

- Для этого нам надо выполнить следующее задание: выбросить за борт «лишние вещи».

(раздаю карточки)   

- Задание: выпишите лишние слова из групп.

НОЖИ, ВИЛКА, ЛОЖКИ, СТАКАНЫ (ЧИСЛО)

СТЕКЛО, ПАЛЬТО, СТУЛ, ВЕДРО (РОД)

КУКЛА, МЯЧИК, ЩЕНОК, СВИСТОК (ОДУШЕВЛЕННОЕ)

- Прочитайте, какие слова вы выбросили: из 1 группы, почему и т.д.

- Определим род выписанных слов: вилка (ж.р.), стул (м.р.), щенок (м.р.).

Р.Р. составьте словосочетания со словами (прочитаем).

- Мы подплываем к острову. К.И.Чуковский написал чудесное стихотворение. Я прочту строки из него. А вы скажите, как оно называется?

А посуда вперед и вперед

 По полям, по болотам идет.

 И чайник шепнул утюгу:

 «Я дальше идти не могу».

 И заплакали блюдца

 «Не лучше ль вернуться?»

 И зарыдало корыто:

 «Увы, я разбито, разбито!»

 Но блюдо сказало: «Гляди,

 Кто это там позади?»

 И видят: за ними из темного бора

 Идет – ковыляет Федора.

- Название «Федорино горе».

- Помогите Федоре навести порядок в доме. (ВЕШАЮ ДОМИК)

Разложите вещи по родам (карточки).

- В тетради три колонки: м.р., ж.р., ср.р. Выпишите в нужную колонку в И.п. в ед.ч.

(слова: посуда ж.р., чайник м.р., утюг м.р., блюдце ср.р., корыто ср.р., блюдо ср.р.)

- Прочитайте, как вы разложили вещи

- Проведем физминутку, отгадайте загадку:

Живет спокойно, не спешит

На всякий случай носит щит,

Под ним, не зная страха,

Гуляет… (черепаха)

- Определите род слова черепаха. (ж.р.)

Черепаха приготовила нам задание.

- Прочитайте слова на полосках

 

- Определите род существительных и запишите их в три столбика

  М. Р.          Ж. Р.           СР. Р.

/Один ученик у доски расставляет слова в три столбика/.

- Молодцы, справились с заданием, и морская черепаха пропускает нас дальше.

  1. Самостоятельная работа.

- А теперь посмотрим, научились ли вы определять род. Самостоятельно выполните упражнение 501, 502 (по времени).

- проверим выполненное задание.

  1. Д.З. 

- отложите в сторону свои тетради и приготовьтесь записать д.з.

- пар.94, упр.503 (спишите, ставя глаголы, данные в скобках в прош.вр.).

  1. Итог.

- Наше путешествие подошло к концу.

- Подведем итог урока.

- Как называется остров, по которому мы путешествовали?

- Чему учились на уроке?

- Какие слова помогали определять род существительных?

- Отметки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Определение рода существительных »

ТЕМА: «Род имен существительных»

ЦЕЛИ:

        РАЗВИВАЮЩАЯ: способствовать развитию речи, мышления.

        ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: совершенствовать умение определять род имен существительных, находить существительные определенного рода.

        ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать усидчивость, внимательность, интерес к предмету.

ЗАДАЧИ:

  1. Стимулирование познавательного интереса учащихся по данной теме.

  2. Продолжение знакомства учащихся с существительными разного рода.

  3. Организация работы по дальнейшему развитию знаний и умений через систему письменных и устных заданий.

ТИП УРОКА:  урок совершенствования и углубления знаний.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:  технология уровневой дифференциации; проблемно-диалогическая технология.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, практический, работа с книгой.

СРЕДСТВА: опорная таблица «Род имен существительных», учебник «Русский язык 5 класс» авторы Т.А.Ладыженская и др., карточки.

ХОД УРОКА.

  1. Орг. Момент.

- Здравствуйте! Садитесь. Приведите в порядок свои рабочие места. Проверьте наличие дневника, учебника, ручек и тетради.

- Сегодня на уроке вам необходимы внимание, активность, умение использовать имеющиеся знания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Актуализация опорных знаний.

Орфографическая пятиминутка.

- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вы должны выполнить первое задание:вставить пропущенные буквы: ( спишите с доски слова, вставьте пропущенные буквы, подчеркните вставленные буквы)

ОС..НЬ, Г..ВОРИТЬ, С..СТРА, Т..МНЕТЬ, Н..ЧАЛО, СВ..СТОК, Р..ЧНОЙ, ГР..ЗА, ОТБ..ЖАТЬ, Б..ЛЕЗНЬ, В..СНА, Д..РОГОЙ.

- Проверим работа (у доски 1 человек, вставляет буквы)

- Кто не согласен с ответом?

- Какое правило необходимо было применить, чтобы правильно написать эту работу?

  1. Словарная работа.

- Составим слово.

- Соедините первые буквы слов, в корень которых вы вставили Е, у вас получится слово…

(остров)

- Это слово словарное и его надо запомнить.

- Давайте его запишем.

- Что обозначает слово «остров»?

( остров – часть суши, окруженная со всех сторон водой)

(на доске выставляется рисунок острова)

- подберите к слову остров родственные слова: островок, островитянка, островитянин, островное государство – слова  на доске).

- Сегодня на уроке мы поплывем на остров родственных слов.

  1. Сообщение темы урока.

- Давайте определим род родственных слов (существительных).

- Как вы думаете, как  называется остров, на который мы поплывем?

(Род имен существительных)

- Запишите тему в тетрадь.

- Все существительные на острове разделены на три группы: три рода:

КАКИЕ ЭТО ГРУППЫ?  (м.р., ж.р., ср.р.)

- Как определить род? Какие слова -  помощники применяем, определяя род?

  1. Работа по теме урока.

- Чтобы попасть на остров, надо научиться определять род имен существительных.

- выполним упр.500 (у доски) стр.202.

- пишем внимательно и аккуратно.

- Проведем физминутку.

- Итак, мы выполнили первое задание, но, к сожалению, мы тонем.

- Для этого нам надо выполнить следующее задание: выбросить за борт «лишние вещи».

(раздаю карточки)   

- Задание: выпишите лишние слова из групп.

НОЖИ, ВИЛКА, ЛОЖКИ, СТАКАНЫ (ЧИСЛО)

СТЕКЛО, ПАЛЬТО, СТУЛ, ВЕДРО (РОД)

КУКЛА, МЯЧИК, ЩЕНОК, СВИСТОК (ОДУШЕВЛЕННОЕ)

- Прочитайте, какие слова вы выбросили: из 1 группы, почему и т.д.

- Определим род выписанных слов: вилка (ж.р.), стул (м.р.), щенок (м.р.).

Р.Р. составьте словосочетания со словами (прочитаем).

- Мы подплываем к острову. К.И.Чуковский написал чудесное стихотворение. Я прочту строки из него. А вы скажите, как оно называется?

А посуда вперед и вперед

 По полям, по болотам идет.

 И чайник шепнул утюгу:

 «Я дальше идти не могу».

 И заплакали блюдца

 «Не лучше ль вернуться?»

 И зарыдало корыто:

 «Увы, я разбито, разбито!»

 Но блюдо сказало: «Гляди,

 Кто это там позади?»

 И видят: за ними из темного бора

 Идет – ковыляет Федора.

- Название «Федорино горе».

- Помогите Федоре навести порядок в доме. (ВЕШАЮ ДОМИК)

Разложите вещи по родам (карточки).

- В тетради три колонки: м.р., ж.р., ср.р. Выпишите в нужную колонку в И.п. в ед.ч.

(слова: посуда ж.р., чайник м.р., утюг м.р., блюдце ср.р., корыто ср.р., блюдо ср.р.)

- Прочитайте, как вы разложили вещи

- Проведем физминутку, отгадайте загадку:

Живет спокойно, не спешит

На всякий случай носит щит,

Под ним, не зная страха,

Гуляет… (черепаха)

- Определите род слова черепаха. (ж.р.)

Черепаха приготовила нам задание.

- Прочитайте слова на полосках

- Определите род существительных и запишите их в три столбика

  М. Р.          Ж. Р.           СР. Р.

/Один ученик у доски расставляет слова в три столбика/.

- Молодцы, справились с заданием, и морская черепаха пропускает нас дальше.

  1. Самостоятельная работа.

- А теперь посмотрим, научились ли вы определять род. Самостоятельно выполните упражнение 501, 502 (по времени).

- проверим выполненное задание.

  1. Д.З. 

- отложите в сторону свои тетради и приготовьтесь записать д.з.

- пар.94, упр.503 (спишите, ставя глаголы, данные в скобках в прош.вр.).

  1. Итог.

- Наше путешествие подошло к концу.

- Подведем итог урока.

- Как называется остров, по которому мы путешествовали?

- Чему учились на уроке?

- Какие слова помогали определять род существительных?

- Отметки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Определение рода существительных

Автор: Мирзакулова Назакат Хайруллаевна

Дата: 28.04.2015

Номер свидетельства: 206548

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок латинского языка Третье склонение имен существительных "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-latinskogho-iazyka-triet-ie-sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "183392"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425843747"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Род имён существительных.  Определение рода имён существительных"
    ["seo_title"] => string(80) "rod-imion-sushchiestvitiel-nykh-opriedielieniie-roda-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "305777"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457979861"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "План урока 5 класс Род имен существительных"
    ["seo_title"] => string(50) "plan-uroka-5-klass-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "284107"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453916110"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Методическая разработка урока русского языка в 3 классе "Род имени существительного" "
    ["seo_title"] => string(96) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-rod-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "232742"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442911210"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме «Род имён существительных»"
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_russkomu_iazyku_v_3_klasse_po_teme_rod_imion_sushchestvitelny_1"
    ["file_id"] => string(6) "566314"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1607542840"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства