kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Определение - второстепенный член предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:  создать условия для формирования языковой компетенции через освоение знаний по теме “Определение”; развитие умений находить определения в тексте, правильно задавать к ним вопросы, использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе, развитию творческих способностей.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

На уроке используется ИКТ.

Ход урока.

1.Организационный этап.

- Здравствуйте! Садитесь.

Откройте тетради, запишите число. (Слайд № 1)

2.Этап проверки домашнего задания.

1) Опрос

- Начнем работу с того, что погадаем на ромашке. (Слайд № 2). Знаете, как гадают?

Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: “Любит, не любит”.

Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает. Желающие выходят к доске, отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)

- Грамматическая основа предложения – это …

- Подлежащее – это …

- Сказуемое – это…

- Какие члены предложения называются второстепенными?

- Что такое дополнение?

- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

- Чем отличаются распространенные предложения от нераспространенных?

2) Синтаксический разбор предложения.

Осеннее солнце скупо осветило своими лучами лесную поляну. (Слайд № 3)

После того, как все записали предложение в тетрадь, 1-й ученик вставляет фломастером на интерактивной доске пропущенные буквы, называет орфограмму. Остальные работают в тетрадях.

2-й ученик на интерактивной доске подчеркивает известные члены предложения, характеризует предложение.

3. Этап целеполагания.

1) Проблемная ситуация.

А теперь подчеркните в данном предложении определение.

Получилось? (Нет)

Почему не получилось?

2) Объявление темы урока

Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”. (Слайд №4)

3) Постановка учебных задач.

- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

После того, как дети проговорят самостоятельно задачи, подвожу итог. (Слайд № 4)

4. Этап усвоения нового материала.

1) Диалог

- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов?

Значит, определение – это второстепенный член предложения. (На доску прикрепляю напечатанные слова “второстепенный член предложения”)

- Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?

- Как вы понимаете значение слова “определять”?

- Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?

- Определение отвечает на вопросы: какой? чей? который? (На доску прикрепляю напечатанные слова “какой? чей? который?”)

2) Работа с предложением.

- Найдём в нашем предложении слова, которые отвечают на данные вопросы и подчеркнём их волнистой чертой. (Слайд № 5)

- Слово “скупо” будет определением?

- А теперь обозначим, какой частью речи выражены определения и ответим на вопрос, что они обозначают?

(После ответов учащихся прикрепляю на доску слова “признак предмета”)

3. Подведение итога.

- Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета. (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод) (Слайд № 6)

- Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения? (Отвечают)

- Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.

- Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопросы. (Слайд “ 7)

4. Работа по учебнику.

УПР № 447 (1-е предложение разбираем совместно; остальные предложения дети выполняют у доски)

- Получается находить определения в тексте?

- Значит, мы справились и со 2-й задачей.

5. Релаксация.

- Сядьте поудобнее и послушайте музыку. (Слайд № 8-11)

- Отдохнули, а теперь поделитесь своими впечатлениями от прослушанной мелодии. Слова, которыми вы будете характеризовать музыку, должны отвечать на вопрос какая?

- Мы с вами плавно подошли к решению третьей задачи и сейчас выясним, зачем нужны определения?

-Я предлагаю вам рассмотреть фотографии и подобрать к существительным определения. (Слайд № 12-21)

- Что лучше: одно существительное или словосочетание, в состав которого входит определение?

- Какую роль выполняют определения в речи?

5. Этап закрепления.

1. Творческое задание.

- Прочитайте текст. (Слайд № 22)

Наступила (какая?) осень. В лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) берёзки сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес.

- Можно ли эти предложения назвать текстом?

- Красивый текст? Почему?

- Ваша задача - подобрать к существительным определения. (Слайд № 23)

После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей. (2-3 варианта)

- Как вы думаете, кто в своей речи больше всего использует определений? (Слайд № 24)

- Найдите в стихотворении Сергея Есенина определения. (Слайд № 25)

6. Итоги урока.

1) Тестирование

Что нового узнали на уроке? (Слайд № 26)

Справились ли мы с поставленными задачами?

Есть ли у вас ко мне вопросы по данной теме?

А я для вас припасла несколько вопросов. (Слайд № 27)

2) Рефлексия.

В одной из сказок Мороз спрашивает: “Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

А я хочу узнать, хорошо ли вам было на уроке?

Что вам понравилось?

Какие задания были для вас трудными?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Определение - второстепенный член предложения. »

Двенадцатое апреля.  Классная работа.  Определение.

Двенадцатое апреля. Классная работа. Определение.

Разбор предложения  Осеннее со..нце скупо осв..тило своими лучами л..сную п..ляну.

Разбор предложения

Осеннее со..нце скупо осв..тило

своими лучами л..сную п..ляну.

Задачи:

Задачи:

  • узнать, что называется определением;
  • научиться находить определения в тексте;
  • выяснить, для чего нужны определения.
Разбор предложения  Осеннее солнце скупо осветило  своими лучами лесную поляну.

Разбор предложения

Осеннее солнце скупо осветило

своими лучами лесную поляну.

Определение  – это  второстепенный член предложения,  который отвечает на вопросы какой? чей? который?   и обозначает признак предмета.

Определение – это

второстепенный член предложения,

который отвечает на вопросы какой? чей? который?

и обозначает признак предмета.

Задачи:

Задачи:

  • узнать, что называется определением;
  • научиться находить определения в тексте;
  • выяснить, для чего нужны определения.

Море …

Море …

Море … Волны …

Море …

Волны …

Лошадь …

Лошадь …

Конь … Грива …

Конь …

Грива …

Лошадь …

Лошадь …

Одуванчики …

Одуванчики …

Маки …

Маки …

Тюльпаны …

Тюльпаны …

Местность …

Местность …

Вода …

Вода …

Творческое задание   Наступила осень. В лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили листочки. Изредка лучи солнца озаряют лес.

Творческое задание

Наступила осень. В лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили листочки. Изредка лучи солнца озаряют лес.

Творческое задание   Наступила (какая?) осень. В  лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) берёзки сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют лес.

Творческое задание

Наступила (какая?) осень. В лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) берёзки сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют лес.

Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.  На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Снежной бахромой.  И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В голубом огне.  А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Снежной бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В голубом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Сергей Александрович Есенин Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.   На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.   И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.   А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром  БЕРЕЗА  Белая береза Под моим  окном Принакрылась снегом, Точно серебром.   На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.   И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.   А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром

Сергей Александрович Есенин

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

 

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

 

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром

БЕРЕЗА

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

 

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

 

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром

Итоги урока

Итоги урока

  • Что нового узнали?
  • Удалось ли справиться с поставленными задачами?
  • Есть ли у вас вопросы по данной теме?
Тест 1. Второстепенный член предложения, который  обозначает признак предмета и отвечает на  вопросы какой? который? чей? называется:  а) сказуемое  б) дополнение  в) определение  г) подлежащее 2. Найдите в предложении определение.  1 2 3 4  Звёзды усеяли ночное небо .  а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

Тест

1. Второстепенный член предложения, который

обозначает признак предмета и отвечает на

вопросы какой? который? чей? называется:

а) сказуемое

б) дополнение

в) определение

г) подлежащее

2. Найдите в предложении определение.

1 2 3 4

Звёзды усеяли ночное небо .

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Определение - второстепенный член предложения.

Автор: Савицкая Елена Витальевна

Дата: 24.06.2015

Номер свидетельства: 221276

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Главные и второстепенные члены предложения, 5 класс"
    ["seo_title"] => string(54) "glavnyieivtorostiepiennyiechlienypriedlozhieniia5klass"
    ["file_id"] => string(6) "316642"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460127661"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок русского языка 4 класс "Второстепенные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-4-klass-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "136704"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417171524"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(75) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_vtorostiepiennyie_chlieny_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "372653"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482470557"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока русского языка в 5 классепо теме "Второстепенные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassiepo-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "134520"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416757192"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) ""Второстепенные члены предложения"  тестовые задания для 8 класса с нерусским языком обучения "
    ["seo_title"] => string(108) "vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-tiestovyie-zadaniia-dlia-8-klassa-s-nierusskim-iazykom-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "110150"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1405596312"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства