Просмотр содержимого документа
«Определительные местоимения»
Урок русского языка в 6-м классе "Определительные местоимения"
Цели: образовательные: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; познакомить с новым разрядом местоимений – определительными; показать отличительные особенности определительных местоимений: грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении; научить находить определительные местоимения в тексте; формировать орфографическую зоркость обучающихся.
развивающие: формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.
воспитательные: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.
Ход урока
1. Оргмомент: Ребята, меня зовут Наталия Петровна. Надеюсь, мы поработаем дружно и плодотворно. Посмотрите друг на друга, подарите соседу по парте свою улыбку и на листочках, которые лежат на партах, приклейте смайлик, который соответствует вашему настроению.
2. Повторение. -Для начала отгадайте загадку.
Я заменить могу другие части речи, Взвалив обязанности их себе на плечи. Когда приходится слова другие замещать, На их значение мне надо указать. (Местоимение) (СЛАЙД № 2)
Что вы знаете про местоимение? Расскажите, пожалуйста.
-Что такое местоимение?
Если вы согласны с моим утверждением, поднимите одну руку, если нет – две руки
Местоимения я, ты вы – личные ДА
Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа ДА
Местоимения заменяют имена существительные и глаголы НЕТ
Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса ДА
В предложении местоимения могут быть только подлежащим НЕТ
РЛ Задание 1:
- Перед вами стихотворение М. Исаковского. Прочитайте его выразительно (СЛАЙД № 3)
Во все века на русском хлебе Богатыри росли у нас. Так пусть же вновь растут такие, Чтобы, когда наступит срок, Нигде никтотебя, Россия, Перебороть ни в чём не мог. М. Исаковский
- Чего желает поэт своей Родине? Найдите в данном тексте известные местоимения, подчеркните их. Определите, разряды известных вам местоимений в стихотворении.
3. Новый материал.
- А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним разрядом местоимений, а каким, вы узнаете, если правильно выберете букву для написания следующих слов.
РЛ Задание 2 (СЛАЙД № 4)
Позв(о,а)лять шалости
Велоси(п,пп)ед
Янва(рь,р)ский
Ждал н(е,и)сколько дней
По(т,д)заголовок
Пос(е,и)деть от горя
Со(л,лл)дат
Н(и,е)кто не забыт
Лес(д,т)ница
В(е,и)теран
Ма(л,лл)яр
Б(ь,ъ)ющийся
Ветре(н,нн)ый
Без(и,ы)нтересный
С(е,и)бя
- Какое слово у нас получилось? Верно, тема нашего урока «Определительные местоимения». Это новый разряд местоимений для вас, значит, какие цели и задачи мы ставим перед собой?
- Сегодня мы будем строить дом для определительных местоимений. Мы узнаем, какие определительные местоимения есть в русском языке, выясним их особенности, будем искать их в текстах и заселять в наш дом. - Перед вами план. Всё, что мы узнаем об определительных местоимениях, будем записывать в этот план (у каждого из учащихся на листе напечатан план дома) СЛАЙД № 5.
РЛ Задание 3: Засели дом. Найдите незнакомые местоимения среди предложенных.
Расскажите соседу по парте, какие местоимения поселились в вашем домике, чтобы знать их в лицо.
РЛ Задание 4: А теперь, ребята, мы побываем в роли настоящих исследователей. Как вы думаете, что мы будем делать? Кто знает, почему в слове исследователь пишется две буквы с? Мы будем исследовать определительные местоимения. Перед вами предложение (на доске):
РЛ Задание 4: для 1 группы
- Выделите окончания местоимений. На окончания какой части речи похожи падежные окончания ОМ? А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (по вопросам)
- Пользуясь вопросами, вставьте пропущенные окончания в данных ОМ (на доске):
Обратиться к люб… прохожему ; Люблю всяк… фрукты; Заменить ин… словом; Нет друг… задания;
- Продолжаем строить дом и в план занесём вывод нашей исследовательской работы (падежные окончания как у прилагательных) СЛАЙД № 6.
РЛ Задание 4: для 2 группы
- Продолжим наши исследования и выясним, изменяются ли определительные местоимения по падежам, числам и родам (СЛАЙД № 7).
- Попробуйте изменить местоимение любой по падежам, числам и родам, используя таблицу:
Изменение по падежам
По числам
По родам
Ед. ч.
Мн. ч.
И.
Муж.
Р.
Д.
Жен.
В.
Т.
Сред.
П.
- Прочитайте, что у вас получилось. Сделаем вывод о том, как изменяются ОМ, и запишем его в план нашего дома СЛАЙД №
Задание 4 для 3 группы
. Выполните следующее задание. Найдите в предложениях определительные местоимения и подчеркните их как члены предложения.
1. Весь класс скоро отправится в поход. (определение) Какой?
2. Каждый может стать участником олимпиады. (подлежащее) Кто?
3. Он поехал в самыйцентр города. (определение) В какой?
4. К иному и с просьбой не подойдёшь. (Дополнение) К кому?
Учитель. Какой вывод о синтаксической роли определительных местоимений в предложении вы можете сделать?
Ученик. В предложении определительные местоимения могут быть определением, подлежащим, дополнением.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Воспользуемся тем, что снег еще не весь растаял и поиграем МУЗЫКАЛЬНАЯ физминутка
РЛ Задание 5
- Сейчас мы с вами побываем в роли реставраторов. Кто такие реставраторы? А хотите узнать? (Словарное слово – реставратор).
- Но мы будем необычными реставраторами, мы будем восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить определительные местоимения, которые живут в нашем доме. (СЛАЙД №
Число книголюбов постоянно растёт. Для (………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.
(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.
- Прочитайте текст, который у вас получился.
- А вот текст, который был в первоначальном виде СЛАЙД №
Число книголюбов постоянно растёт. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.
Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам выберет книгу, которая ему понравилась.
- Как бы вы озаглавили этот текст. Оцените свою работу
РЛ Задание 6:Творческая работа (СЛАЙД № 6).
- Крыша будет нашей лабораторией (СЛАЙД № 10). Здесь мы займёмся творчеством и в помощь возьмём определительные местоимения. Представьте, что каждый из вас корреспондент школьной газеты. Вам надо написать заметки в нее, придумайте название вашей статьи и запишите в творческой лаборатории. Кто больше придумает. Наиболее интересное, на ваш взгляд, название напишите на стикере, чтобы мы смогли разместить на макете нашей газеты.
Вывод.
- Вот мы и построили дом. Посмотрим, какие же местоимения у нас тут живут и в чём их особенности. Расскажите, что вы узнали об определительных местоимениях СЛАЙД № Вернёмся к стихотворению М. Исаковского, которое прозвучало в начале урока. Используя свои знания, найдите ОМ в данном стихотворении (СЛАЙД №
РЛ Задание 7 :Проверка знаний.
Если вы правильно ответите, у вас получится слово.
Тест
1. Какое из местоимений не является определительным?
А. любой; К. другой; З. никто; Д. иной.
2. Найди ошибку в написании местоимения:
Р. любого; У. иному; И. всякова; М. о каждом.
3. Определительные местоимения изменяются
С. по падежам и числам; М. по родам, числам и падежам; В.только по родам; Э. по числам и родам.
4. В предложении определительное местоимение может быть
К. только подлежащим или сказуемым; Б. любым членом предложения; А. подлежащим, определением, дополнением; П. только определением;
1
2
3
4
1) раскрасить дом: зелёный – всё понятно, жёлтый – не очень понятно, красный – ничего не понятно
Рефлексия. Покажите, с каким настроением вы уходите с урока: наклейте в нижнем углу листочка соответствующий вашему настроению смайлик.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ получаете на выбор. Задание распечатано.
Проверка.
Обобщённый – это какой? Обобщить – придать общее значение чему- либо.
И Миша, и Аня, и Люба … на уроке работали хорошо. Как сказать более общо, не называя учеников поимённо? Все, каждый…
И Миша, и Аня, и Люба …смогут справиться с этим заданием. Любой, каждый…
Малыши радовались всему игрушкам, книжкам, сладостям, нашему приходу.
1.Запишите предложения, найдите определительные местоимения, подчеркните их как члены предложения.
1) Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьет и сам про себя удалую, хвастливую песню поет. 2) Всякая работа мастера хвалит. 3) Казалось, вся природа хотела, чтобы брызнул дождь. 4) Каждый год весна приходит такой, как в прошлом году, и никогда одна весна не бывает точно такой, как другая.
2. Записать фразеологизмы с определительными местоимениями и их значения . Например: сам (не)свой – не такой, как всегда.
См…треть во все глаза, кр…чать (во) всё горло, б…жать (во) все лопатки, мастер (на) все руки, от всего сер…ца, (со)всех ног, (на)всю к…тушку, каждый встреч…ный, (на) всякий случ…й.
Нередко их можно встретить во фразеологических оборотах. Вот, например, определительное местоимение сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой. Наверняка у каждого из вас, ребята, живет какое-нибудь домашнее животное. Напишите небольшое сочинение о вашем любимом домашнем питомце, используя некоторые из этих фразеологизмов.