Цели:
- образовательные: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; познакомить с новым разрядом местоимений – определительными; показать отличительные особенности определительных местоимений: грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении; научить находить определительные местоимения в тексте; формировать орфографическую зоркость обучающихся;
- развивающие: формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике;
- воспитательные: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.
Оборудование: мультимедийный проектор; презентация Power Point; Видеоурок «Определительные местоимения»; рабочие листы для обучающихся; учебник «Русский язык, 6 класс», авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.
Пояснение: обучающиеся выполняют задание на рабочих листах (далее РЛ).
Ход урока
1. Оргмомент: Ребята сегодня на уроке предлагаю вам вытащить из тайников памяти свои знания и показать себя с яркой, талантливой стороны. Я думаю, вы справитесь.
2. Повторение.
-Для начала отгадайте загадку.
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение мне надо указать.
- О какой части речи идет речь? (Местоимение) (Слайд 2)
РЛ Задание 1:
- У вас у каждого есть Рабочий лист, и сегодня мы будем работать не в тетрадях, а на этих Рабочих листах. Перед вами стихотворение М. Исаковского. Прочитайте его выразительно (Слайд 3)
Во все века на русском хлебе
Богатыри росли у нас.
Так пусть же вновь растут такие,
Чтобы, когда наступит срок,
Нигде никто тебя, Россия,
Перебороть ни в чём не мог.
М. Исаковский
- Чего желает поэт своей Родине?
- Найдите в данном тексте известные местоимения, подчеркните их. Определите разряды.
3. Новый материал.
- А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним разрядом местоимений, а каким, вы узнаете, если правильно выберете букву для написания следующих слов.
РЛ Задание 2 (Слайд 4)
Позв(о,а)лять шалости
Ти (п,пп) ография
Янва (рь,р) ский
Ждал н (е,и)сколько дней
По (т,д) заголовок
Пос (е,и)деть от горя
Ли (л,лл) ипут
Н(и,е)кто не забыт
Лес (д,т)ница
В(е,и) теран
Ма (л,лл)яр
Б (ь,ъ) ющийся
Ветре (н,нн) ый
Без(и,ы) нтересный
С (е,и)бя
- Какое слово у нас получилось? Верно, тема нашего урока «Определительные местоимения».
- Сегодня мы будем строить дом для определительных местоимений. Строительным материалом послужат ваши знания. Что вы хотите узнать об этих местоимениях?
( Что обозначают ОМ
Какие ОМ есть в русском языке
Как изменяются ОМ
Какими членами предложения ОМ могут быть
Научимся правильно употреблять их в речи)
- Перед вами план. Всё, что мы узнаем об определительных местоимениях, будем записывать в этот план (у каждого из учащихся на листе напечатан план дома)
Слайд 5
РЛ Задание 3: Засели дом.
- В учебнике на стр. 91 перечислены определительные местоимения. Назовите их. Запишите определительные местоимения в наш план (Слайд 6).
РЛ Задание 4: А теперь, ребята, мы побываем в роли настоящих исследователей. Как вы думаете, что мы будем делать? Кто знает, почему в слове исследователь пишется две буквы с ? (На стыке морфем: одна с – в приставке; другая – в корне)
- Мы будем исследовать определительные местоимения. Перед вами предложение (на доске):
В центральной библиотеке Бийска на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме.
- Ребята, а вы бывали в этой библиотеке?
- Есть ли в данном предложении определительные местоимения? Назовите их.
- Выделите окончания местоимений.
- На окончания какой части речи похожи падежные окончания ОМ? А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (по вопросам)
РЛ Задание 5:
- Пользуясь вопросами, вставьте пропущенные окончания в данных ОМ (на доске):
Обратиться к люб… прохожему;
Люблю всяк… фрукты;
Заменить ин… словом;
Нет друг… задания;
- Продолжаем строить дом и в план занесём вывод нашей исследовательской работы (падежные окончания как у прилагательных) (Слайд 6)
РЛ Задание 6:
- Продолжим наши исследования и выясним, изменяются ли определительные местоимения по падежам, числам и родам ( Слайд 7)
- Попробуйте изменить местоимение любой по падежам, числам и родам, используя таблицу:
Изменение по падежам
По числам
По родам
Ед. ч.
Мн. ч.
И.
Муж.
Р.
Д.
Жен.
В.
Т.
Сред.
П.
- Прочитайте, что у вас получилось. Сделаем вывод о том, как изменяются ОМ, и запишем его в план нашего дома. ( Слайд 6 )
РЛ Задание 7
- Сейчас мы с вами побываем в роли реставраторов. Кто такие реставраторы? А хотите узнать? (Словарное слово – реставратор - специалист по реставрации (восстановлению) предметов искусства, памятников старины. История хранится не только в памяти людей, исторических учебниках и летописях. Интересные факты из прошлого могут рассказать и многие произведения искусства: картины, памятники, архитектурные сооружения и даже одежда людей разных эпох. Но время неумолимо, под действием внешних факторов или из-за неправильных условий хранения все эти вещи теряют свой первозданный вид и красоту. Именно для того, чтобы придать им первоначальный вид и уберечь от дальнейшего разрушения, существует профессия реставратора. Реставраторы сохраняют историческое и художественное значение уникальных памятников культуры: от старинных монет и посуды до целых замков).
- Но мы будем необычными реставраторами, мы будем восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить определительные местоимения, которые живут в нашем доме. ( Слайд 8)
Число книголюбов постоянно растёт. Для (………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.
(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.
- Прочитайте текст, который у вас получился.
- А вот текст, который был в первоначальном виде ( Слайд 9 ):
Число книголюбов постоянно растёт. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.
Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам выберет книгу, которая ему понравилась.
- Как бы вы озаглавили этот текст?
- Посмотрите на план нашего дома (Слайд 6) Что ещё нам нужно узнать об определительных местоимениях? (Синтаксическую роль.)
- Выясним, какими членами предложения являются определительные местоимения в этом тексте. - Запишем вывод в таблицу (Слайд 6)
РЛ Задание 8:Творческая работа (Слайд 6)
- Крыша будет нашей лабораторией (Слайд 10) Здесь мы займёмся творчеством и в помощь возьмём определительные местоимения. Нередко их можно встретить во фразеологических оборотах.
Вот, например, определительное местоимение сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой.
Наверняка у каждого из вас, ребята, живет какое-нибудь домашнее животное. К сегодняшнему уроку я просила написать небольшое сочинение о вашем любимом домашнем питомце, используя некоторые из этих фразеологизмов.
Вывод.
- Вот мы и построили дом. Посмотрим, какие же местоимения у нас тут живут и в чём их особенности.
- Сверьте свои записи, восполните пропуски.
- Расскажите, что вы еще узнали об определительных местоимениях (Слайд 6)
- Вернёмся к стихотворению М. Исаковского, которое прозвучало в начале урока. Используя свои знания, найдите ОМ в данном стихотворении (Слайд 11)
РЛ Задание 9: Проверка знаний.
Если вы правильно ответите, у вас получится слово.
Тест
1. Какое из местоимений не является определительным?
А. любой; Б. другой; В. никто; Г. по-всякому; Д. иной.
2. Найди ошибку в написании местоимения:
Т. любого; Р. иному; В. самим; Е. всякова; М. о каждом.
3. Определительные местоимения изменяются
М. по падежам и числам; С. по родам, числам и падежам; В.только по родам; Э. по числам и родам.
4. В предложении определительное местоимение может быть
К. только подлежащим или сказуемым; Б. любым членом предложения; Н. подлежащим, определением, дополнением; П. только определением;
5. Найди ошибку в постановке ударения в слове:
Д. самый; П. самого; А. самой; Г. самим; В. самой
1
2
3
4
5
в
е
с
н
а
ДЗ указано на листе с домом:
1) раскрасить дом: зелёный – всё понятно, жёлтый – не очень понятно, красный – ничего не понятно.
2) в задании № 4 подчеркнуть определительные местоимения как члены предложения.
3) Учебник, стр.91-93; Упр.490;
4) Написать сказку «Рассказ старого учебника» или рассказ «Подслушанный разговор книг»
Рефлексия. Покажите, с каким настроением вы уходите с урока: наклейте листочки рядом с тем героем, с которым ваше настроение похоже.