kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование «Определительные местоимения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • образовательные: повторить и систематизировать полученные ранее знания  о местоимении; познакомить с новым разрядом местоимений – определительными; показать отличительные особенности определительных местоимений: грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении; научить находить определительные местоимения в тексте; формировать орфографическую зоркость обучающихся;
  • развивающие: формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике;
  • воспитательные: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.

Оборудование: мультимедийный проектор; презентация Power Point; Видеоурок «Определительные местоимения»; рабочие листы для обучающихся; учебник «Русский язык, 6 класс», авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.

Пояснение: обучающиеся выполняют задание на рабочих листах (далее РЛ).

Ход урока

1. Оргмомент: Ребята сегодня на уроке предлагаю вам вытащить из тайников памяти свои знания  и показать себя с яркой, талантливой стороны. Я думаю, вы справитесь.

2. Повторение.

-Для начала отгадайте загадку.

Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать, 
На их значение мне надо указать.
 - О какой части речи идет речь? (Местоимение)   (Слайд 2)

 

РЛ Задание 1:

- У вас у каждого есть Рабочий лист, и сегодня мы будем работать не в тетрадях, а на этих Рабочих листах. Перед вами стихотворение М. Исаковского. Прочитайте его выразительно   (Слайд 3)        

Во все века на русском хлебе
Богатыри росли у нас.
Так пусть же вновь растут такие,
Чтобы, когда наступит срок,
Нигде никто тебя, Россия,
Перебороть ни в чём не мог. 
М. Исаковский

 

- Чего желает поэт своей Родине?

 - Найдите в данном тексте известные местоимения, подчеркните их. Определите разряды.

3. Новый материал.

- А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним разрядом местоимений, а каким, вы узнаете, если правильно выберете  букву для написания следующих слов.

РЛ Задание 2      (Слайд 4)      

Позв(о,а)лять шалости      

 

Ти (п,пп) ография

 

Янва (рь,р) ский

 

Ждал н (е,и)сколько дней

 

По (т,д) заголовок

 

Пос (е,и)деть от горя

 

Ли (л,лл) ипут

 

Н(и,е)кто не забыт

 

Лес (д,т)ница

 

В(е,и) теран

 

Ма (л,лл)яр

 

Б (ь,ъ) ющийся

 

Ветре (н,нн) ый

 

Без(и,ы) нтересный

 

С (е,и)бя

 

- Какое слово у нас получилось? Верно, тема нашего урока «Определительные местоимения».

- Сегодня мы будем строить дом для определительных местоимений. Строительным материалом послужат ваши знания. Что вы хотите узнать об этих местоимениях?

( Что обозначают ОМ

Какие ОМ есть в русском языке

Как изменяются ОМ

Какими членами предложения ОМ могут быть

Научимся правильно употреблять их в речи)

- Перед вами план. Всё, что мы узнаем об определительных местоимениях, будем записывать в этот план  (у каждого из учащихся на листе напечатан план дома) 

Слайд 5

 

РЛ Задание 3: Засели дом.

- В учебнике на стр. 91  перечислены  определительные местоимения. Назовите их. Запишите определительные местоимения в наш план  (Слайд 6).

РЛ Задание 4: А теперь, ребята, мы побываем в роли настоящих исследователей. Как вы думаете, что мы будем делать? Кто знает, почему в слове исследователь пишется две буквы с ?  (На стыке морфем: одна с – в приставке; другая – в корне)             

 - Мы будем исследовать определительные местоимения. Перед вами предложение (на доске):

В  центральной библиотеке Бийска на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме.

- Ребята, а вы бывали в этой библиотеке?

 - Есть ли в данном предложении определительные местоимения? Назовите их.

- Выделите окончания местоимений.

 - На окончания какой части речи похожи падежные окончания ОМ?  А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (по вопросам)

РЛ Задание 5:

- Пользуясь вопросами, вставьте пропущенные окончания в данных ОМ (на доске):

Обратиться к люб…      прохожему;
Люблю  всяк…      фрукты;
Заменить ин…    словом;
Нет  друг…    задания;

- Продолжаем строить дом и в план занесём вывод нашей исследовательской работы (падежные окончания как у прилагательных)     (Слайд 6)   

РЛ Задание 6:       

- Продолжим наши исследования и выясним, изменяются ли определительные местоимения по падежам, числам и родам      ( Слайд 7)    

- Попробуйте изменить местоимение любой по падежам, числам и родам, используя таблицу:

 

Изменение по падежам

По числам

По родам

Ед. ч.

Мн. ч.

И.

 

 

 

Муж.

 

Р.

 

Д.

 

Жен.

 

В.

 

Т.

 

Сред.

 

П.

 

- Прочитайте, что у вас получилось. Сделаем вывод о том, как изменяются ОМ, и запишем его в план нашего дома.    ( Слайд 6 )  

РЛ Задание 7

- Сейчас мы с вами побываем в роли реставраторов. Кто такие реставраторы? А хотите узнать? (Словарное слово – реставратор - специалист по реставрации (восстановлению) предметов искусства, памятников старины. История хранится не только в памяти людей, исторических учебниках и летописях. Интересные факты из прошлого могут рассказать и многие произведения искусства: картины, памятники, архитектурные сооружения и даже одежда людей разных эпох. Но время неумолимо, под действием внешних факторов или из-за неправильных условий хранения все эти вещи теряют свой первозданный вид и красоту. Именно для того, чтобы придать им первоначальный вид и уберечь от дальнейшего разрушения, существует профессия реставратора. Реставраторы сохраняют историческое и художественное значение уникальных памятников культуры: от старинных монет и посуды до целых замков).

- Но мы будем необычными реставраторами, мы будем  восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить определительные местоимения, которые живут в нашем доме. ( Слайд 8)

Число книголюбов постоянно растёт. Для (………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.

- Прочитайте текст, который у вас получился.

- А вот текст, который был в первоначальном виде  ( Слайд 9 ):

Число книголюбов постоянно растёт. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам  выберет книгу, которая ему понравилась.

- Как бы вы озаглавили этот текст?

- Посмотрите на план нашего дома (Слайд 6) Что ещё нам нужно узнать об определительных местоимениях? (Синтаксическую роль.)

- Выясним, какими членами предложения являются определительные местоимения в этом тексте. - Запишем вывод в таблицу      (Слайд 6)

РЛ Задание 8:Творческая работа       (Слайд 6)

- Крыша будет нашей  лабораторией (Слайд 10) Здесь мы займёмся творчеством и в помощь возьмём определительные местоимения. Нередко их можно встретить во фразеологических оборотах.

Вот, например, определительное местоимение сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой. 

Наверняка у каждого из вас, ребята, живет какое-нибудь домашнее животное. К сегодняшнему уроку я просила написать небольшое сочинение о вашем любимом домашнем питомце, используя некоторые из этих фразеологизмов.

Вывод.

- Вот мы и построили дом. Посмотрим, какие же местоимения у нас тут живут и в чём их особенности.

 - Сверьте свои записи, восполните пропуски.

 - Расскажите, что вы еще узнали об определительных местоимениях  (Слайд 6)

- Вернёмся к стихотворению М. Исаковского, которое прозвучало в начале урока. Используя свои знания, найдите ОМ в данном стихотворении  (Слайд 11)

РЛ Задание 9: Проверка знаний.

Если вы правильно ответите, у вас получится слово.

Тест

1. Какое из местоимений не является определительным?

А. любой;   Б. другой;    В. никто;   Г. по-всякому;    Д. иной.

2. Найди ошибку в написании местоимения:

Т. любого;    Р. иному;    В. самим;    Е. всякова;    М. о каждом.

3. Определительные местоимения изменяются

М. по падежам и числам;                              С. по родам, числам и падежам;  В.только по родам;                                        Э. по числам и родам.

4. В предложении определительное местоимение может быть

К. только подлежащим или сказуемым;                 Б. любым членом предложения; Н. подлежащим, определением, дополнением;     П. только определением;

5. Найди ошибку в постановке ударения в слове:

Д. самый;    П. самого;   А. самой;   Г. самим;   В. самой

1

2

3

4

5

в

е

с

н

а

 

ДЗ   указано на листе с домом:

1) раскрасить дом: зелёный – всё понятно, жёлтый – не очень понятно, красный – ничего не понятно.

2) в  задании № 4 подчеркнуть определительные местоимения как члены предложения.

3) Учебник, стр.91-93; Упр.490;

4) Написать сказку «Рассказ старого учебника» или рассказ «Подслушанный разговор книг»

 

Рефлексия. Покажите, с каким настроением вы уходите с урока: наклейте листочки рядом с тем героем, с которым ваше настроение похоже.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок-исследование «Определительные местоимения»

Автор: Малышева Ольга Муратовна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103204


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства