- сформировать понятие об определительных местоимениях;
- вырабатывать умение находить определительные местоимения в тексте и употреблять их в речи;
- сформировать умения употреблять в речи пословицы, имеющие в своем составе определительные местоимения;
- расширить лексический запас учащихся;
- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
2.Развивающая цель:
- формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции учащихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.
3.Воспитывающая цель:
- воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют устный ответ по плану, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
На уроке были использованы методы проблемного диалога.
Ход урока:
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне:организация рабочей обстановки, приветствие.
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
П.Чесноков
- О какой части речи говорит поэт? Почему вы так решили?
- Вы правы, местоимения – незаметные, скромные заместители важнейших частей речи. Они в любой момент готовы бескорыстно заменить и имена существительные, и прилагательные, и числительные. Местоимения в речи употребляются довольно часто (по частоте употребления они занимают 3 место после существительных и глаголов). К сожалению, мы еще не всегда узнаем этих незаметных помощников в лицо.
Поэтому я предлагаю вам проверить себя, что мы знаем об этой части речи.
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. «Верю – не верю» (самопроверка)
Я верю, что…
а) местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на лицо, предмет, признак, действие, но не называет их;
б) местоимения являются одним из основных средств связи предложений в тексте;
в) в предложении притяжательные местоимения являются определениям;
г) указательное местоимение таков в предложении всегда является сказуемым,
д) местоимение любой – личное.
№ задания
Ответ
а)
-
б)
+
в)
+
г)
-
Подведем итог.
Проверка: правильные ответы: б, в, г.
- Почему вы решили, что местоимение любой не являетсяличным?
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.
1. Наблюдение за языковым материалом. Запишем в тетрадь предложение
«Доброесловолюбогочеловекадостанет».
Самопроверка. Слайд.
- Подчеркните все члены предложения. Проверьте себя. Каким членом
предложения является местоимение любой?
- Так как же называются такие местоимения? Эта группа местоимений и будет сегодня на уроке в центре нашего внимания. Запишем тему урока «Определительные местоимения».
- Какой у вас возникает вопрос? Что предстоит выяснить?
(Ответы учащихся)
Запись на доске основного вопроса: «Что такое определительные местоимения?»
Целеполагание:
- Значит, наша задача найти ответы на поставленные вопросы, узнать, какие местоимения относятся к определительным, что они обозначают, каким членом предложения являются, как изменяются; научиться употреблять их в речи.
- Где мы можем найти ответы на вопросы, вызвавшие затруднения?
(Ответы учащихся)
- Прочитаем определение на стр. 31. §6
-В чем особенность этих местоимений?
Вывод 1.
- Определительные местоимения отличаются друг от друга значением.
2. Изучение нового материала. Групповая работа.
- Начинаем небольшую исследовательскую работу.
Цель: выяснить значение определительных местоимений.
В этом нам поможет материал §6.
- Найдите в пословицах о дружбе определительные местоимения. Расскажите о них по плану.
- Составим план исследования.
- Что обозначают определительные местоимения?
- На какие вопросы отвечают?
- Как изменяются определительные местоимения?
- Какими членами предложения являются?
3. Работа в группах. Оцениваем свою работу в группе.
4. Заслушаем каждую группу, сделаем общий вывод, используя материал
http://school-collection.edu54.ru/
На слайде.
Вывод 2. Определительные местоимения изменяются, как и прилагательные: по родам, числам и падежам. В предложении он могут быть подлежащим, определением, дополнением.
Суперфизминутка http://www.youtube.com
IV. Закрепление нового материала.
1. В начале урока мы говорили о том, что непросто узнавать местоимения в лицо, особенно в текстах, не просто и употреблять их в речи правильно. Этому нужно учиться.
- А теперь давайте вернемся к предложениям:
Самым дорогим кажется то, во что вложен твой труд.
Дал бы дружку пирожка, да у самого ни куска.
-Чем различаются эти местоимения? (ударением). Назовите мне начальную форму каждого местоимения.
- Рассмотрим таблицу учебника на 31 странице. В чем особенность склонения местоимений САМ, САМЫЙ?
Вывод 3.Эти местоимения в косвенных падежах различаются только ударением.
См. http://school-collection.edu54.ru/catalog/res/7d3104e4-6956-4340-8f59-88f7e09c2825/view/
-Запомним это и закрепим знания, употребляя эти местоимения в речи.
Задание 1.
- Составьте несколько словосочетаний, употребляя данные местоимения в одинаковых падежных формах.
Задание 2.
- Вместо пропусков вставьте местоимения САМ, САМЫЙ в нужной грамматической форме. Укажите предложения, в которых местоимение САМЫЙ служит для образования превосходной степени прилагательного.
Самопроверка
Задание 3. Упражнение 38. Поможет нам проверить, умеем ли мы употреблять правильно определительные местоимения. Нам дан текст. Работаем в парах (взаимооценка).
Задание по колонкам:
1 колонка- 1 абзац
2 колонка – 2 абзац.
3 колонка – 3 и 4 абзацы.
- Прочитайте текст. Проверим, как удалось нам восстановить текст.
- Итак, чему вы должны научиться, выполняя это упражнение? (Ответы учащихся).
- Какие из пословиц о дружбе, встретившихся сегодня на уроке, мы можем привести к тексту упражнения?
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Сегодня мы проделали интересную работу. Познакомились с новым разрядом местоимений, учились употреблять их в речи.
Вернемся к началу урока. С какой проблемой мы столкнулись в начале урока?
- Мы не знали, какие местоимения относятся к определительным, что они обозначают, каким членом предложения являются, как они изменяются, мы не всегда правильно употребляли их в речи.
- Удалось ли нам ее решить?
- Теперь каждый из вас оценит собственную учебную деятельность на уроке.
Рефлексия:
- Я сегодня научился…
- Я сегодня узнал…
- Теперь я могу…
- Над чем нам стоит поработать дома?
VI . Домашнее задание:
1. Найти в рассказе А.П.Чехова предложения с определительными местоимениями, записать их.
2. Написать мини-сочинение на тему «Мое свободное время», используя определительные местоимения.
3. Составить 5 предложений с определительными местоимениями.
4. Пройти тест на сайте: http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/6-klass/vxodnoj-test-po-russkomu-yazyiku-mestoimenie-6-klass.html (по выбору)
Лист самооценки по теме «Определительные местоимения»
Фамилия, имя _________________________
№п/п
Этапы урока
Оценка
1.
«Верю – не верю»
С
2.
Работа в группе (исследовательская работа: самостоятельный вывод, умение отвечать по плану)
С
3.
Употребление местоимений САМ, САМЫЙ (восстановление текста)
С
4.
Восстановление текста (упр. 38), проверка орфографии.
В
5.
Итоговая оценка за урок
С
У
Раздаточный материал
Материал для исследования
1 группа
Друзьями хвались, но и сам в хвосте (не) плетись.
Самым дорогим кажет(?)ся то, во что вложен твой труд.
Веселиш?ся, еш? да пьёш? - так любой дружок хорош?, а в день горя хороша только близкая душа.
Задание
Вместо пропусков вставьте местоимения сам, самый в нужной грамматической форме. Укажите предложения, в которых местоимение самый служит для образования превосходной степени прилагательного.
Работа на даче была для бабушки ... любимым делом. Он получил подарок от ... директора. Я ... вскопаю грядки. Они дружили с ... детства. У ... забора росла берёзка. Саша может сделать это ..., без посторонней помощи. Подводный мир, пожалуй, ... загадочный.