ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет | Русский язык | 6 класс |
Тема | Описание как тип речи. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Умение определять тип речи текста. Умение работать с учебно-научным текстом (составление плана, кластера по учебной статье) Умение создавать тексты: описание, повествование с элементами описания. Умение видеть средства выразительности в художественном тексте-описании и использовать их в своём. | Смысловое чтение Умение работать индивидуально и в парах, находить общее решение Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия Умение создавать собственные тексты | |
Решаемые учебные проблемы | 1 (Сравнение типов речи повествование и описание) . Творческая работа. Создание текста повествования с включением разных видов описания. 2. Анализ информации, представленной в таблице на форзаце учебника. Анализ типичных языковых особенностей описания. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация |
Методическое назначение средств ИКТ | Усилить мотивацию; Повысить уровень визуализации изучаемого материала (на данном уроке можно работать без ИКТ, в учебнике достаточно материала) |
| |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Формирование конкретного образовательного материала | Изучение особенностей типа речи описание (цели, виды описания, особенности структуры текста, типичные языковые особенности типа речи) Сравнение текстов: повествование и описание Создание собственных текстов (текст повествование с включением разных видов описания). |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Вступительное слово учителя 1.На прошлом уроке вы изучили тип речи повествование 2. Проверьте себя, как вы усвоили материал. Предлагаю вам задачу. Внимательно прочитайте текст, задание, расскажите, что нужно сделать и как вы будете выполнять задание. Можно совещаться с соседом. (Ответы учеников). 3. Сделайте вывод: в чём и почему ошибся мальчик. Запишите ответ на вопрос задачи, используя предложенный алгоритм. |
Методы обучения | Беседа. Самостоятельная работа по алгоритму - создание письменного высказывание (по сути лингвистическое мини-сочинение) |
Форма организации деятельности учащихся. Роль учителя | Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности, сбор информации для групповой работы, различные способы структурирования учебного материала, создание собственных текстов. |
Основные виды деятельности учителя | Организация работы по материалу прошлого урока. Организация работы по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного содержания. |
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. |
Формирование конкретного образовательного материала | 1.Знакомство с видами описания по статье учебника. 2. Систематизация полученной информации (создание планов к статье учебника или кластеров) 3. Представление результатов по итогам обсуждения в парах |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | 1.Работа с дотекстовыми вопросами 2.Знакомство со статьёй учебника. Работа над заданием: сопоставьте свои представления о тексте с научными (по материалам учебника и представьте приобретенную информацию в новой форме (работа в парах, 1 ряд –план в форме вопросов, 2 ряд – тезисный план, 3 ряд – создание кластеров) |
Методы обучения | Эвристическая беседа; Изучающее чтение. |
Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности | Подготовка презентации как одна из возможностей организации работы с текстом (если не из учебника) |
Форма организации деятельности учащихся | Чтение текста. Обсуждение материала и поиск общего решения пары работе над планом и кластером, представление результатов работы группе |
Основные виды деятельности учителя, Роль учителя | Организационная - правила работы в паре; Организация обсуждения полученных результатов (планов, кластеров) |
ЭТАП 3. Практикум |
Формирование конкретного образовательного материала | 1. Творческая работа. Создание текста повествования с включением разных видов описания. 2. Анализ информации, представленной в таблице на форзаце учебника. Анализ типичных языковых особенностей описания. |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Индивидуальная работа над созданием текста по картинке. Задание по рядам, выдаётся на листочках: 1ряд - включить в текст повествование описание природы, 2 ряд – включить описание птиц, 3 ряд – описание мамы-курицы. (какое дополнительное задание у ряда дети не знают) Предварительная беседа: - Какие вопросы возникают у вас, когда рассматриваете рисунок? - Все ли предметы, изображённые на рисунке вам известны? - У вас задание: рассказать историю, изображённую художником. Какой(ие) типы речи вы будете использовать? Аналитическая беседа по результатам работы (восприятие текста на слух, выделение в тексте элементов описания). 1.Какое задание было (что описывал ученик)? Получилось? 2.Что помогло ученику описать птиц, пейзаж, состояние мамы? |
Методы обучения | Творческая работа (создание собственного текста), выразительное чтение своего текста Аналитическая беседа |
Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности | Презентацию можно использовать как средство повышения уровня визуализации изучаемого материала (на данном уроке можно работать без ИКТ, у учебнике достаточно материала) |
Формы организации деятельности учащихся | Самостоятельная работа над созданием текста. Участие в аналитической беседе |
Основные виды деятельности учителя, роль учителя | Организация аналитической беседы. |
ЭТАП 4.Проверка полученных результатов. Коррекция. |
Формирование конкретного образовательного материала | Знание особенностей строения описания, типичных языковых особенностей, умение анализировать текст с этих позиций |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Читая статью учебника, создавая свои рассказы, мы уточняли, углубляли свои знания о типе речи описание. Давайте проверим, обо всём ли мы поговорили? Задание: рассмотрите таблицу на форзаце учебника. О чём мы не говорили? О языковых особенностях описания, о средствах выразительности и их роли в тексте. Работа с упр. Учебника (№265) Задания: (не по учебнику) 1)Прочитайте тексты. О чём они? Какое впечатление произвели на вас эти тексты? А какие чувства испытывал автор? Почему так решили? Найдите в тексте доказательства. 2)Составьте устное высказывание о типе речи описание на примере текстов из упр. 265 (используйте в качестве плана таблицу на форзаце учебника) |
Методы обучения | Анализ текста |
Основные виды деятельности учителя | Организация беседы Организация анализа устных высказываний учеников |
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам | Возвращение к теме урока. ? Что нового узнал или уточнил для себя по теме урока Домашнее задание: подготовить устное высказывание о видах описания, об особенностях описания как типа речи, опираясь на кластер; проверить сочинение соседа, используя материал упр. 202 |
Используемые технологии | Технология «смыслового чтения»; Технология эффективной речевой деятельности; |
Формирование универсальных учебных действий | Коммуникативные УД Умение обмениваться знаниями с другими людьми для принятия совместного решения; Умение использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевого высказывания своих знаний, чувств, мыслей и пр. Личностные УД Познавательные УД. Регулятивные УД |