Просмотр содержимого документа
«Описание животного по личным впечатлениям»
РР. ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ
Методическая тема. Формирование коммуникативной компетенции на уроке развития речи в 5 классе
Цели урока:
образовательная:
- повторить и закрепить знания о стилях речи и описательном типе речи, структуре текста-
описания;
- знакомить с особенностями описания животных;
- работать над обогащением словарного запаса обучающихся;
развивающая:
- корректировать и развивать устную и письменную речь учащихся, творческое мышление;
- формирование навыка работы с текстом описания внешности животного: определение
темы текста, выделение главной мысли, деление на смысловые части;
- выработка умения составлять план описания животного, создавать текст, используя опорные
слова и выражения;
воспитательная:
- воспитание любви, милосердия к «братьям нашим меньшим».
Учащиеся должны
Знать: особенности описания внешности, повадок животных.
Уметь: отбирать необходимую лексику для описания животных.
Эпиграф к уроку:
Животные – наши самые лучшие друзья.
Посмотрите в глаза вашей любимой собаки и вы
увидите: нет преданнее друга.
Посмотрите на своего любимого кота,
на кошку-шалунью. Разве можно их обидеть?
М. Пришвин.
Животные – самые лучшие друзья.
Всегда выслушают, не задают лишних
вопросов и искренне любят.
Слово учителя.
- Сегодня у нас урок развития речи. На доске я написала только одно слово из формулировки темы урока: ОПИСАНИЕ…
- Давайте вспомним, что мы знаем об описании ( тип речи, при котором что-то или кто-то описывается, выделяются отличительные признаки предмета или явления).
-Из каких частей состоит текст – описание? (записано на доске; открываем после перечисления детьми частей плана)
( I – Общая характеристика предмета описания.
II – Признаки предмета описания.
III – Общая оценка предмета описания. ) (на доске – до времени закрыто)
- Чтобы узнать продолжение темы, отгадайте загадки.
- Давайте допишем тему урока. (Слайд 7), сформулируем цели урока (Слайд 8)
- Прочитайте эпиграф к уроку. Согласны ли вы с мнением писателя? Обоснуйте свой ответ. (Слайд 9)
Составление кластера. (Слайд 10).
- Как вы думаете, по каким признакам можно описать животное?
(ученик, назвавший признак, выходит к доске, чертит овал, подписывает признак)
III. Осмысление содержания
1.Этап усвоения новых знаний.
Цель: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах; добиться усвоения учащимися восприятия изучаемого материала; на основе приобретённых знаний выработать соответствующие умения и навыки.
1.Коллективная комплексная работа с текстами-описаниями животных и птиц.
Упражнение 1.( материал распечатан; Приложение 2)
1.Прочитайте тексты. Назовите стиль каждого описания.
Слайд 11.
Соба́ка — домашнее животное, одно из наиболее распространённых (наряду с кошкой) животных, которое приручено и одомашнено человеком еще в глубокой древности. Вероятнее всего, собака была первым домашним животным, которое оказывало древнему человеку помощь на охоте.
Болонка Пушок – маленькая комнатная собака. Она красивая и лохматая. У нее белая, длинная, шелковистая шерсть. Мордочка у Пушка небольшая, с огромными глазами-пуговками и маленьким носом. Вьющаяся шерсть на морде как бы скрывает нос и глаза. Все болонки быстро улавливают различные запахи, у них хороший нюх. У Пушка слегка продолговатые уши, которые он приподнимает, когда насторожен или прислушивается.
Лапы у него небольшие, но очень сильные, причем передние лапы немного короче задних. Пушок хорошо бегает, звонко лает и откликается на свою кличку.
Тетерев.
Очень красивый этот лесной петух. Хвост косицами, сам весь черный, а брови красные-красные, ноги короткие, все в пёрышках, будто в валенках, чтоб зимой не замёрзли. ( Е.Чарушин)
Тетерев – род птиц семейства тетеревиных. Два вида: обыкновенный и кавказский. Тетерев обыкновенный весит до 1,8 кг, длина – 53…57 см. Обитает в лесах и лесостепях Евразии.
(Из «Определителя птиц».)
III. Слайд 13.
…Старик оглянулся и присел. В десяти саженях от него под кустом жимолости стоял тот самый жёлтенький телёнок, за которым он бродил целых три дня. Это был прехорошенький оленёнок, всего несколько недель, с жёлтым пушком и тоненькими ножками; красивая головка была откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперёд, когда старался захватить веточку повыше. (Д.Мамин-Сибиряк.)
2. В художественных описаниях определите основную мысль, проследите, как она раскрывается.
3. Отметьте сравнения, слова с переносным значением, с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
4. Чем отличаются тексты научного и художественного описания?
Вывод: научное описание отличается точностью, логической последовательностью, специальными научными словами (терминами);
художественное описание образное, яркое, красочное, в нем отражается восприятие автора, его мысли, чувства, настроение. Художественным стилем пишутся сказки, стихи, рассказы, повести и … сочинения.
Упражнение 2. (Слайд 14).
Прочитайте, затем перескажите близко к тексту отрывок из повести С.Шуртакова «Где ночует солнышко».
Какие определения использует автор для описания животного?
Умывался Рыжик с необыкновенной тщательностью. Он долго и старательно нализывал лапу, закидывал её далеко за ухо, а затем так же старательно проводил по своей плутовской мордочке. Умывшись, кот принялся с тем же тщанием приглаживать длинным розовым языком шерсть на боках и спине.
IV. Работа в группах
1.Составление синквейна.
Синквейн – пятистрочная стихотворная форма
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола , рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
1 группа составляет синквейн Кошка
2------------------------ Собака
3------------------------ Попугай
2. Работа по составлению обобщающей таблицы «Описание животного»
(После работы учащихся - открываются слайды 15-17 . Дети заполняют свою таблицу примерами)
Самопроверка.
размеры
окраска
мордочка
туловище
характер, повадки
рот, нос,
усы
уши
глаза
спинка
живот
лапы
хвост
3. Отбор лексических средств для описания (домашних животных, птиц) из составленной таблицы.
- Подчеркните одной чертой слова, которые вы используете при описании кошки, собаки, попугая.
V.Физкультминутка (проводит ученик).
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Внешний
вид
VI. Этап закрепления новых знаний.
1. Самостоятельная творческая работа в группах.(материал распечатан).
ДружОк - это … щенок. ШЁрстка у него … . МордОЧКа … . У щенка … глаза и … нос. Уши у него …. длины … . У ДруЖка … лапы и … хвост.
- Понравился ли вам текст?
- Почему?
-Ваша задача сделать описание ярким, красочным, выразительным. Для этого используйте слова из составленной таблицы.
VII.Работа по составлению плана сочинения-описания животного.
-На основе общего плана описания (см. план на доске), КЛАСТЕРА составьте план описания животного (можно работать индивидуально, в паре) Слайд 18 . Самопроверка, взаимопроверка.
VIII. Домашнее задание
Написать небольшое сочинение о любимом животном, используя материал, собранный на уроке (таблица, план);
IX. Рефлексия. Подведение итогов урока: (Слайд 19).
Что на уроке показалось вам интересным?
Что вызвало затруднения?
Какие предположения подтвердились?
Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
С каким настроением вы уходите с урока? Нарисуйте.