Сочинение -описание животного на основе личных впечатлений ( 5 класс, творческая мастерская)
Сочинение -описание животного на основе личных впечатлений ( 5 класс, творческая мастерская)
В последние годы метод педагогических мастерских используется во многих странах мира.Мастерская-это технология, требующая от преподавателя переход на позиции партнерства с учащимися, приоритета процесса над результатом.В мастерской учитель-это мастер. Он не передает свои знания и умения, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. Мастерская-это совершенно иная форма организации учебной деятельности обучающихся, чем урок. В творческой мастерской ученик не получает готовых знаний, он их добывает сам.Существует несколько разновидностей творческих мастерских.Но вот мастерская творческого письма особенно ценна для учителя-словесника.Ведь не секрет, что с каждым новым поколением учеников мы встречаем все меньше детей, способных грамотно выражать свои мысли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сочинение -описание животного на основе личных впечатлений ( 5 класс, творческая мастерская) »
Никитина Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Кумылженской СОШ № 1 имени Знаменского А.Д. Кумылженского муниципального района Волгоградской области
Урок развития речи (2 часа) 5 класс
Тема: «Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений»
Творческая мастерская «Мой преданный друг»
Цель:учить описывать животное, опираясь на художественные тексты и личные впечатления;
-Сегодня у нас необычный урок – творческая мастерская. Вы будете работать в группах, творчески мастерить. Что значит «творчески мастерить»?
-Чтобы дело спорилось, в любом ремесле существуют свои правила, свои законы. Давайте вспомним законы нашей мастерской. (Проекция «Законы мастерской»)
(Звучит фонограмма песни «Пропала собака»)
- Можно ли по прослушанному описанию найти собачку?
- Почему нельзя? (Таких встречается очень много).
- Не прослеживаются индивидуальные особенности пропавшей собачки.
- Я сейчас зачитаю сочинение вашего сверстника.
( Я хочу рассказать о моем любимом животном. Это собака, которую зовут Малыш.
Малыш-это красивая болонка. Она небольшого роста, шерсть у неё снежно-белая. У неё длинные уши и коротенький хвостик, приплюснутый носик и большие темные глаза.
Малыш любит мыться, его нельзя вытащить из воды. Я люблю свою собачку, мне нравиться наблюдать за жизнью моего четвероного друга.)
- Нравится ли вам это сочинение? Можно ли говорить об оригинальности этого сочинения? Что такое «оригинальность»?
- Оригинальность и заключается в том, что это творчество одного человека, который передает, свои чувства, свои эмоции. Написано, так скажем, примитивно, т.е. так пишут все.
- Задача нашего урока будет заключаться в том, чтобы написать сочинение о своем четвероногом друге так, чтобы это было творение только одного человека, его индивидуальная работа и это будет очень ценно. Не бойтесь и не думайте об отметке, если не захотите я её не поставлю в журнал, но я думаю, что каждый из вас создаст такой шедевр, что оценить нужно будет каждого.
III.Социоконструкция
- На индивидуальных листах запишите цифру 1. Поиграем со словом собачка.
Можно переставить буквы, слоги так, чтобы получились новые слова, но они должны быть связаны лексически с этим словом. Запишите полученные слова
- Первая группа, прочитайте записанные вами слова. Не забывайте закон мастерской-не повторяться. Все остальные: выбирайте представленный материал и записывайте на соих листах. (Лапочка, милашка, болонка, крошка…)
- А теперь, подберите слова-синонимы.
- Читает вторая группа. Все остальные собирают материал для сочинения.
(питомец, пес, преданный друг, любимец семьи….)
- Вспомните об именах существительных собственных. Что вы о них знаете?
- Запишите клички ваших питомцев. Объясните, почему вы их так назвали.
- Читает третья группа.
- Тема нашей мастерской: «Мой преданный друг» (проекция).
- Обратите внимание, может быть и вы назовете свою творческую работу именно так.
- Что значит преданный? Как сказать по-другому? Какая это часть речи? Чем помогает прилагательное в речи? Каким выразительным средством оно является?
- Подберите и запишите эпитеты, словосочетания к словам собака, пес. Начните со слов: Мой пес….
- Читает первая группа, все остальные по закону мастерской занимаются сбором материала. (Похож на большую живую игрушку, уравновешенный характер, веселый и озорной, громкоголосый, глупый и доверчивый, боязливый, любимый всеми членами семьи, с ярким рыжим окрасом, забавный, гладкошерстный, с яркими живыми глазами, с мокрым озорным носиком…)
- Вспомните и запишите, как он попал в вашу семью. Начните со слов: Мой Шарик попал в нашу семью….
- Читает вторая группа, все остальные собирают материал.(Случайно нашли на улице, подкинули, подарили на день рожденье, был бездомным…..)
-Что любит делать ваш питомец? Каковы его повадки? Запишите на своих листах.
-Читает третья группа, все остальные собирают материал.(Любит играть в мяч, весь день спит в будке, катается по травке, Любит мыться, его нельзя вытащить из воды, он барахтается и визжит; отважно защищает своего хозяина; лает на все, что видят его глаза…)
- Вы набрали достаточно материала, чтобы получился мини-текст или маленькое стихотворение, или миниатюра. За 5 минут запишите 5-6 предложений.
IV.Социолизация
1.Чтение полученных текстов.
- Зачитайте свои «шедевры» друг другу в группах. Выберите лучшее и зачитайте перед классом.
2.Работа с отрывком текста из рассказа А.Перфильевой о собачке Манюне.
Рассказ о Манюне (проекция)
Собачка Манюня стала большой, крепкой, с немного полным туловищем (любила поесть и поспать).Морда у нее хороша: на золотистой шерсти красиво выделялись черные глаза, и уши были длинные, завитые, словно их завил искусный парикмахер. Короткий хвост тоже кудрявился, с боков свисала нарядная волнистая бахрома. Лапы чуть вывернутые, покрывала длинная шелковистая шерсть. И все-таки Манюня оставалась обыкновенной комнатной, а не охотничьей собакой.
- Докажите, что автор любит свою собаку.(Собака Манюня – существительное с ласкательным суффиксом; морда у нее хороша- оценка).
- Какую цель поставил автор в своем сочинении о Манюне? (описать, какая она по внешнему виду)
- Описание повадок, характера нет. Не описаны и история отношений с хозяйкой, как она появилась в доме.
- Какие детали «портрета» Манюни в центре внимания автора?
- Какие наблюдения вам показались наиболее выразительными, художественными?
3. Составление плана сочинения
План
1.Краткая предыстория появления четвероногого друга в нашей семье.
2.Внешний вид (голова, глаза, окрас, туловище, хвост)
3.Повадки, характер (как ест, спит, играет)
4.Интересный эпизод из его жизни.
5. Чем мне дорог мой друг.
- При письме сочинений можно воспользоваться планом.
4. Показ картинок животных (собак)
- Какие ассоциации возникли у вас при виде этих замечательных псов. Запишите, начиная со слов «При виде этой собачки мне захотелось…., возникло желание…)
(Зачитывание по группам, сбор материала).
- Поиграем в игру «Подбери рифму»
Собачка- (лапочка, мордочка…).
Песик – (черный носик, ….)
Дружок- (съешь пирожок, …)
V.Письмо сочинения
-Напишите окончательный вариант текста, используя, весь накопленный материал, предыдущий текст, литературный текст, но и, может быть, еще что-то свое. Жанровые особенности текста могут быть различными.
VII. Афиширование
Чтение по одному тексту из каждой группы (самостоятельный выбор в группе).
VIII. Рефлексия.
- Настал момент рефлексии, кода каждый из вас должен оценить, как помогла творческая мастерская создать свою неповторимую работу. Было трудно, было не интересно или наоборот: легко и интересно? Будьте честны, это должно быть не в угоду мне.
IX. Домашнее задание.
Еще раз проверить свои работы, отредактировать, выверить абзацы, а главное продумать основную мысль, идею сочинения.