kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Омонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- ввести языковой термин «омонимы»;

 - систематизировать знания учащихся об омонимах.

Задачи урока:

- Наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и  написанию, но разными по значению;

- Развивать речь, наблюдательность, мышление, познавательный интерес;

- Воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять омонимы; использовать их в речи; делать выводы о значении омонимов в устной и письменной речи.

Ход урока

  1. Психологический настрой учащихся.

Чтение пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости».

- Ребята, как вы понимаете эту пословицу? (Каждый день мы узнаём что-то новое.)

- Знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно – достаём и используем. Сегодня на уроке мы будем упражняться в подборе синонимов и антонимов, а потом  пополним наш сундучок знаний словами, которые и пишутся, и произносятся одинаково, но имеют разное значение.

- Сядьте правильно, настройтесь на работу,  в тетрадях пишите аккуратно и красиво.

  1. Актуализация знаний.

- Вспомните, какие слова называются синонимами? Приведите примеры.

- Для  чего нужны синонимы в речи? Выполним упражнение  «Помоги крабу установить соответствия».  Ребята, чтобы помочь крабу, надо правильно соединить ракушки.  (работа с электронным приложением)

ребята                                          печалиться

бежать                                        мчаться

азбука                                           дети

дорога                                           метель

грустить                                      путь

вьюга                                            алфавит

 

- Какие слова называются антонимами? Приведите примеры.

- Выполним упражнение «Подбери антонимы к словам».

(работа с электронным приложением)

лёгкая сумка -                         …  сумка

лёгкая задача -                       …  задача

мелкий пруд -                          …  пруд

мелкий дождь -                      …  дождь

сладкое яблоко -                     … яблоко

сладкое лекарство -               … лекарство

 

(Слова для выбора: крупный, тяжёлая, горькое, глубокий, кислое, трудная)

Физминутка

  1. Самоопределение к деятельности.

- Прочитаем хором стихотворение.

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали,

Мы играем в шашки.

 

- Назовите слова, которые пишутся и произносятся одинаково. Давайте, объясним значение этих слов.

Шашки – настольная игра.     Шашки – вид холодного оружия.

Стали – глагол, синоним слова «начали».   Из   стали  -  изделие из твёрдого ковкого металла серебристо-серого цвета.

  1.   Работа по теме урока.

1.  Знакомство с правилом.

- Ребята, слово «омоним» произошло от двух древнегреческих слов: хомос-«одинаковый» и онима- «имя». Звучание и написание одинаковое, значение – разное. Это слова ОМОНИМЫ.

2. Анимация (работа с электронным приложением)

- А теперь прослушайте профессора Самоварова.

 

Омонимы- слова, которые звучат одинаково, а по смыслу не имеют ничего общего. Сравни слова «соль» и «соль» в этих предложениях.

Сыграй ноту соль.

Миша просыпал соль на стол.

3. Чтение стихотворения о словах-омонимах.

Мы слова из русской речи,
Из родного языка.
Одинаково нас пишут,

 Одинаково нас слышат.


Но важна не только внешность,

Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.


Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке.
Скажем лицам вопреки,
Мы по смыслу - далеки.

 

4. Упражнение «Установи соответствие между словом и его значением».

(работа с электронным приложением)

спелая груша                                                   гимнастический снаряд

отработать удар с грушей                          съедобный плод фруктового дерева

золотые кольца                                              снаряд для тренировки боксёров

тренировка на кольцах                                  женские украшения

 

5. Работа по учебнику, стр.78 упр.125.

 

- Рассмотрите модели пар слов-омонимов. Докажите, что слова в этих парах не совпадают по значению, хотя и звучат одинаково.

Дождевик – шарообразный гриб с мякотью внутри, превращающейся при высыхании в тёмную пыль.

Дождевик – плащ из непромокаемой ткани.

Ноготки – цветы, народное название календулы.

Ноготки – ногти ребёнка.

стр.78 упр.126.

Смотрит зайка косой,

Как девчонка с косой

За речною косой

Травы косит косой.

Косой – тот, кто имеет раскосые глаза, т.е. косоглазый.

Коса – вид причёски: несколько прядей волос, сплетённых вместе.

Коса – сельскохозяйственное орудие труда, служащее для косьбы травы.

Коса – узкая длинная отмель, идущая от берега.

Физминутка.

Игра «Угадай слова-омонимы».

 

Чтоб в ванну нам воды набрать,

Его мы будем открывать.

Ну а на стройке он другой:

Большой, подъёмный и стальной. (Кран)

 

Он – ботанический, фруктовый,

Зоологический, вишнёвый,

И даже детским он бывает.

Кто это слово отгадает? (Сад)

 

Есть омонимов немало:

Вот продукт, свиное сало.

Был в истории момент –

Звался тайный так агент. (Шпик)

 

 

V. Самоопределение к деятельности.

 Стихотворения-шутки, игра слов.

- Догадайтесь, о чём речь?

Нас много в играх набирают,

И на нос одевают….

- Правильно, это очки. Какие бывают очки.

 (Очки – предмет для слабовидящих. Очки – баллы в игре, соревновании)

- В чём особенность этих предложений?

Уж наступил вечер. Уж питается лягушками.

Уж – в значении «уже».    Уж – неядовитый змей, отличающийся от других змей ярко-выраженными  отметинами  на голове, чаще жёлтыми.

- С помощью омонимов возникают шутки, прибаутки.

- У каждого из вас на столе лежит текст стихотворений-шуток. Найдите в стихотворении омонимы, объясните их значения. Выпишите омонимы парами.

*** Собирала Маргаритка
      Маргаритки на горе.
      Растеряла Маргаритка
      Маргаритки во дворе.

***Возвращаясь под вечер с поля,
      Потеряла сережку Поля.
      Ту серёжку нашел Серёжка.
      Прибежал, постучал в окошко:
      Отыскалась твоя серёжка.

VI. Рефлексия. Игра «Почтовый ящик».

 -Разберите слова и определите, где синонимы, антонимы, омонимы.

 -Разнесите по правильным адресам.

 Адреса: СИНОНИМЫ                    АНТОНИМЫ                      ОМОНИМЫ

 Смелый, храбрый.

Весёлый, грустный.

Опрятный, аккуратный.

Есть-принимать пищу, есть- быть, находиться.

Бык-животное, бык-опора моста.

Весёлый, радостный.

Холодный, горячий

Передовой, отсталый.

Дети, ребята.

VII. Подведение итогов урока.

 

С каким новым термином вы познакомились сегодня на уроке?
– Что такое омонимы? Приведите примеры.
- Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.

Домашнее задание: составить и записать предложения со словами-омонимами.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Омонимы" »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД КУМЕРТАУ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН













УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 3 Б КЛАССЕ

«Омонимы»


Выполнила учитель

начальных классов

МБОУ «СОШ №10»

Галяутдинова

Эльвира Талгатовна








Кумертау 2013

Цели:

- ввести языковой термин «омонимы»;

- систематизировать знания учащихся об омонимах.

Задачи урока:

- Наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению;

- Развивать речь, наблюдательность, мышление, познавательный интерес;

- Воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять омонимы; использовать их в речи; делать выводы о значении омонимов в устной и письменной речи.

Ход урока

  1. Психологический настрой учащихся.

Чтение пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости».

- Ребята, как вы понимаете эту пословицу? (Каждый день мы узнаём что-то новое.)

- Знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно – достаём и используем. Сегодня на уроке мы будем упражняться в подборе синонимов и антонимов, а потом пополним наш сундучок знаний словами, которые и пишутся, и произносятся одинаково, но имеют разное значение.

- Сядьте правильно, настройтесь на работу, в тетрадях пишите аккуратно и красиво.

  1. Актуализация знаний.

- Вспомните, какие слова называются синонимами? Приведите примеры.

- Для чего нужны синонимы в речи? Выполним упражнение «Помоги крабу установить соответствия». Ребята, чтобы помочь крабу, надо правильно соединить ракушки. (работа с электронным приложением)

ребята печалиться

бежать мчаться

азбука дети

дорога метель

грустить путь

вьюга алфавит


- Какие слова называются антонимами? Приведите примеры.

- Выполним упражнение «Подбери антонимы к словам».

(работа с электронным приложением)

лёгкая сумка - … сумка

лёгкая задача - … задача

мелкий пруд - … пруд

мелкий дождь - … дождь

сладкое яблоко - … яблоко

сладкое лекарство - … лекарство


(Слова для выбора: крупный, тяжёлая, горькое, глубокий, кислое, трудная)

Физминутка

  1. Самоопределение к деятельности.

- Прочитаем хором стихотворение.

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали,

Мы играем в шашки.


- Назовите слова, которые пишутся и произносятся одинаково. Давайте, объясним значение этих слов.

Шашки – настольная игра. Шашки – вид холодного оружия.

Стали – глагол, синоним слова «начали». Из стали - изделие из твёрдого ковкого металла серебристо-серого цвета.

  1. Работа по теме урока.

1. Знакомство с правилом.

- Ребята, слово «омоним» произошло от двух древнегреческих слов: хомос-«одинаковый» и онима- «имя». Звучание и написание одинаковое, значение – разное. Это слова ОМОНИМЫ.

2. Анимация (работа с электронным приложением)

- А теперь прослушайте профессора Самоварова.


Омонимы- слова, которые звучат одинаково, а по смыслу не имеют ничего общего. Сравни слова «соль» и «соль» в этих предложениях.

Сыграй ноту соль.

Миша просыпал соль на стол.

3. Чтение стихотворения о словах-омонимах.

Мы слова из русской речи,
Из родного языка.
Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.


Но важна не только внешность,

Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.


Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке.
Скажем лицам вопреки,
Мы по смыслу - далеки.


4. Упражнение «Установи соответствие между словом и его значением».

(работа с электронным приложением)

спелая груша гимнастический снаряд

отработать удар с грушей съедобный плод фруктового дерева

золотые кольца снаряд для тренировки боксёров

тренировка на кольцах женские украшения


5. Работа по учебнику, стр.78 упр.125.


- Рассмотрите модели пар слов-омонимов. Докажите, что слова в этих парах не совпадают по значению, хотя и звучат одинаково.

Дождевикшарообразный гриб с мякотью внутри, превращающейся при высыхании в тёмную пыль.

Дождевикплащ из непромокаемой ткани.

Ноготки – цветы, народное название календулы.

Ноготки – ногти ребёнка.

стр.78 упр.126.

Смотрит зайка косой,

Как девчонка с косой

За речною косой

Травы косит косой.

Косойтот, кто имеет раскосые глаза, т.е. косоглазый.

Коса – вид причёски: несколько прядей волос, сплетённых вместе.

Коса – сельскохозяйственное орудие труда, служащее для косьбы травы.

Коса – узкая длинная отмель, идущая от берега.

Физминутка.

Игра «Угадай слова-омонимы».


Чтоб в ванну нам воды набрать,

Его мы будем открывать.

Ну а на стройке он другой:

Большой, подъёмный и стальной. (Кран)


Он – ботанический, фруктовый,

Зоологический, вишнёвый,

И даже детским он бывает.

Кто это слово отгадает? (Сад)


Есть омонимов немало:

Вот продукт, свиное сало.

Был в истории момент –

Звался тайный так агент. (Шпик)



V. Самоопределение к деятельности.

Стихотворения-шутки, игра слов.

- Догадайтесь, о чём речь?

Нас много в играх набирают,

И на нос одевают….

- Правильно, это очки. Какие бывают очки.

(Очки – предмет для слабовидящих. Очки – баллы в игре, соревновании)

- В чём особенность этих предложений?

Уж наступил вечер. Уж питается лягушками.

Уж – в значении «уже». Уж неядовитый змей, отличающийся от других змей ярко-выраженными отметинами на голове, чаще жёлтыми.

- С помощью омонимов возникают шутки, прибаутки.

- У каждого из вас на столе лежит текст стихотворений-шуток. Найдите в стихотворении омонимы, объясните их значения. Выпишите омонимы парами.

*** Собирала Маргаритка
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка
Маргаритки во дворе.

***Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту серёжку нашел Серёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя серёжка.

VI. Рефлексия. Игра «Почтовый ящик».

 -Разберите слова и определите, где синонимы, антонимы, омонимы.

 -Разнесите по правильным адресам.

 Адреса: СИНОНИМЫ                    АНТОНИМЫ                      ОМОНИМЫ

 Смелый, храбрый.

Весёлый, грустный.

Опрятный, аккуратный.

Есть-принимать пищу, есть- быть, находиться.

Бык-животное, бык-опора моста.

Весёлый, радостный.

Холодный, горячий

Передовой, отсталый.

Дети, ребята.

VII. Подведение итогов урока.


С каким новым термином вы познакомились сегодня на уроке?
– Что такое омонимы? Приведите примеры.
- Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.

Домашнее задание: составить и записать предложения со словами-омонимами.























С помощью омонимов возникают шутки, прибаутки, игра слов. У каждого из вас на столе лежит текст стихотворений-шуток. Найдите в стихотворении омонимы, объясните их значения.

Карточка

1. Собирала Маргаритка
Маргаритки
на горе.
Растеряла Маргаритка
Маргаритки
во дворе.

2. Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя сережка.

3. На виду честного люда
Трусит с горки ехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.



Веснушкам нету сноса:

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла.

Зависело б от мыла.

Веснушки я б отмыла.

 

-Найдите слова –омонимы.

 -Выпиши омонимы парами.

 -В чём особенность каждой пары? Объясни устно.

-Уж наступил вечер. Уж питается лягушками.

 -Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.

 -Сложный код. Пушистый кот.

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Омонимы"

Автор: Галяутдинова Эльвира Талгатовна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134584

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Презентация исследовательской работы "Явление омонимии в английском языке" "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-issliedovatiel-skoi-raboty-iavlieniie-omonimii-v-anghliiskom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "207573"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430556153"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Презентация на тему: Омонимы "
    ["seo_title"] => string(32) "priezientatsiia-na-tiemu-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "157994"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421678936"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по русскому языку "Омонимы" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "189348"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426870870"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме: "Синонимы, антонимы, омонимы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sinonimy-antonimy-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "144503"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418739107"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "конспект урока на тему "Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sinonimy-antonimy-omonimy-paronimy"
    ["file_id"] => string(6) "240760"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445104488"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства