kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему: Омонимы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  урока «Омонимы»

Задачи урока:

1) познакомить с понятием омонимов, научить различать омонимы и многозначные слова, определять вид омонимов;

2) развивать умения пользоваться толковым словарём, устную речь учащихся,развивать творческие способности учащихся, навыки самостоятельной работы;

3) воспитывать ценностное отношение к слову, уважение к изучаемому языку, интерес к урокам русского языка посредством изучения лексического богатства русского языка.

Оборудование: рисунки, таблички с названием видов омонимов, раздаточный материал, словарь учебника.

Ход урока

I. Мобилизующее начало(приветствие, проверка подготовки к уроку, оформление классной работы в тетради, тема урока не записывается)

В стране русского языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

II. Актуализация знаний учащихся

- Много секретов русского языкамы с вамиуже раскрыли в этом году и сегодня узнаем ещё один. Но мы не можем путешествовать, не проверив наши знания, а поможет нам лексический диктант.

Лексический диктант «Одним словом»(тетрадях)

1) Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка, - это ….  (лексика)

2) Слова, имеющие одно лексическое значение, называются  ….(однозначными)

3)4) Слова, имеющие несколько лексических значений, называются  …. (многозначными)

5) В словосочетании золотые часы прилагательное употреблено в …….  (прямом) значении, а в словосочетании золотой характер – в …….. (переносном) значении.

Взаимопроверка, оценивание  диктанта.

А). Найдите слова, употребленные в переносном значении. (Устно)

жар солнца – жар чувства, (жар чувства),

тяжесть багажа – тяжесть утраты, (тяжесть утраты),

гибкость ума - гибкость ветки, (гибкость ума),

строить планы – строить мост, (строить планы),

зрелый возраст – зрелый плод, (зрелый возраст).

В) Как вы понимаете термин “переносное значение”?

(Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем переносными.)

III. Изучение новой темы Кластер (Стадия вызова имеющих информации)

1. Чтобы пользоваться языком, говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их связывать, изменять.

Ребята, вот вам слова это строительный материал, кирпичи, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно - безобразный, шаткий сарай.

1 группа лист, 2 группа коса, 3 группа- лук написать ассоциации

Лист-бумажный, что мы наем о бумаге? Мы на нём рисуем ,пишем, печатаем.

Лист дерева-растёт, опадает ,вянет. Это совершенно разные слова. А что их связывает? (произношение и написание)

2 группа коса-орудие труда, и девичья коса

, 3 группа- лук- растение, лук орудие

Составьте с данными словами по одному предложению.

(Я не умею стрелять из лука. Я не люблю жареный лук.

. В народе говорят: “Коса – девичья краса”. Папа мне велел поточить косу.  На альбомном листе был нарисован его дом. Листья падали дни и ночи. 2. Кто составил предложение с этим словом?

(Учитель показывает рисунок, где изображен репчатый лук.Так проделывается с остальными словами).

3. Когда ты читаешь слово лук, то представляешь себе лук репчатый. Однако есть еще предмет, который обозначается словом лук – ручное оружие для метания стрел. Ясно, что это два совершенно разных, не связанных между собой предмета. И называются они двумя разными словами, хотя и похожими друг на друга, как близнецы. Такие слова в русском языке называются омонимами.

Такие слова, которые пишутся или произносятся одинаково, но совершенно различные по лексическому значению, называются омонимами.

С ними мы сегодня и познакомимся. Запишите тему урока.

Игра «Вопросики!»

Подумай и ответь!

Какую косу не заплетешь? Какую марку не приклешь на конверт? Какой месяц не увидишь на небе? Какую молнию не застегнешь? Каким ключом дверь не откроешь?

Ответы: сельскохозяйственную косу, марку машины, месяц года, молния при грозе. Ключом из которого бьет вода.

Закрепление.

Распределите по группам.

Скосить траву - скосить глаза, стирать рубашку - стирать информацию в компьютере, грубый тон - тон красного цвета, ствол дерева - ствол ружья, мир на земле - окружающий мир.

ФИЗПАУЗА

IV. Определение понятия «омонимы»

- Может быть, вы уже сами попробуете дать определение омонимам?

Омонимы- слова, одинаковые по звучанию и написанию, но не связанные по значению.

- А сейчас я расскажу вам о том, как вы должны находить омонимы в текстах и предложениях. Найти человека или животное можно по приметам, и у омонимов есть приметы, по которым их можно определить.

5 примет омонимов:

1) омонимы – это слова обычно одной и той же части речи;

2) омонимы одинаково звучат;

3) омонимы одинаково пишутся;

4) омонимы имеют разные лексические значения;

5) омонимы не имеют в значении никакого сходства.

V- А теперь скажите, на какие слова похожи омонимы? (На многозначные слова). Правильно. Но разница между омонимами и многозначными словами всё-таки есть. Как вы думаете, в чём эта разница?

- Угадайте, какое слово скрыто в рисунках? (вывешиваются рисунки). Правильно, слово «кисть». Есть какое-то сходство между кистью малярной, кистью винограда и кистью руки? (Есть, эти кисти похожи по форме). Значит, это слово многозначное.

5) В словосочетании золотые часы прилагательное употреблено в …….  (прямом) значении, а в словосочетании золотой характер – в …….. (переносном) значении.

 

Взаимопроверка, оценивание  диктанта.

А). Найдите слова, употребленные в переносном значении. (Устно)

жар солнца – жар чувства, (жар чувства),

тяжесть багажа – тяжесть утраты, (тяжесть утраты),

гибкость ума - гибкость ветки, (гибкость ума),

строить планы – строить мост, (строить планы),

зрелый возраст – зрелый плод, (зрелый возраст).

В) Как вы понимаете термин “переносное значение”?

(Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем переносными.)

III. Изучение новой темы Кластер (Стадия вызова имеющих информации)

1. Чтобы пользоваться языком, говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их связывать, изменять.

Ребята, вот вам слова это строительный материал, кирпичи, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно - безобразный, шаткий сарай.

1 группа лист, 2 группа коса, 3 группа- лук написать ассоциации

Лист-бумажный, что мы наем о бумаге? Мы на нём рисуем ,пишем, печатаем.

Лист дерева-растёт, опадает ,вянет. Это совершенно разные слова. А что их связывает? (произношение и написание)

2 группа коса-орудие труда, и девичья коса

, 3 группа- лук- растение, лук орудие

Составьте с данными словами по одному предложению.

(Я не умею стрелять из лука. Я не люблю жареный лук.)

Домашнее задание:

Чтобы упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание.

1. Выучить правила

2. Используя толковые словари, интернет, газеты или журналы найти и выписать слова- омонимы            3. Сочинить стихотворение с омонимами (по желанию)

Рефлексия.

*Так что же такое ОМОНИМЫ? *Как мы можем использовать омонимы?

*С ними интересно?* Кто из вас может похвалить себя за работу на уроке?

* А кто не очень доволен?

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: Омонимы »

Тема урока: Омонимы

Тема урока: Омонимы

Найдите слова употребленные в переносном значении

Найдите слова употребленные в переносном значении

  • Румяная девочка-румяное яблоко
  • Глухая собака- глухая дверь
  • Золотые часы- золотые листья
  • Гаснет свеча-гаснет день
  • Цыган пляшет-цифры пляшут
  • Волк воет-ветер воет
  • Жар солнца – жар чувства,
  • Тяжесть багажа – тяжесть утраты, Девочка скачет- температура скачет
Задания для групп

Задания для групп

  • Кто с него снимает кожу,
  • Будет в три ручья реветь,
  • Без него стрела не сможет
  • До мишени долететь.
  • Летом зеленел на грядке,
  • Наземь осенью упал,
  • Есть и в книжке, и в тетрадке,
  • Даже музыку писал
  • В них листочки спят на ветке,
  • Чтоб весной раскрыться вновь,
  • И они же в человеке
  • Чистят и фильтруют кровь.
Составление кластера

Составление кластера

  • Написать ассоциации со словами:
  • 1 группа - лист
  • 2 группа – коса
  • 3 группа – почка
  • Составьте с данными словами предложения
Этимология слова

Этимология слова

  • Homos (омос), греч. – “одинаковый”,
  • Onima (онима) – “имя”.
Инсценирование рассказа Н. Сладкова «Овсянка»

Инсценирование рассказа Н. Сладкова «Овсянка»

  • Птица овсянка Каша овсянка
Письмо по памяти

Письмо по памяти

  • Там, где нужен ключ обычный,
  • Не поможет ключ скрипичный.
  • И лесным ключом, поверь,
  • Также не откроешь дверь.
  • (Г. В. Сапгир)
Игра «Вопросики»

Игра «Вопросики»

  • Подумай и ответь!
  • Какую косу не заплетешь? Какую марку не приклеишь на конверт? Какой месяц не увидишь на небе? Какую молнию не застегнешь? Каким ключом дверь не откроешь?
Найди омонимы и собери его на планшете

Найди омонимы и собери его на планшете

  • Скосить траву - скосить глаза,
  • стирать рубашку - стирать информацию в компьютере, грубый тон - тон красного цвета,
  • ствол дерева - ствол ружья,
  • мир на земле - окружающий мир.
Физминутка

Физминутка

  • А теперь все тихо встали,
  • Дружно руки вверх подняли,
  • В стороны, вперёд, назад,
  • Повернулись вправо, влево
  • Тихо сели, вновь за дело.
5 примет омонимов:   1) омонимы – это слова обычно одной и той же части речи; 2) омонимы одинаково звучат; 3) омонимы одинаково пишутся; 4) омонимы имеют разные лексические значения; 5) омонимы не имеют в значении никакого сходства.

5 примет омонимов:

  • 1) омонимы – это слова обычно одной и той же части речи;
  • 2) омонимы одинаково звучат;
  • 3) омонимы одинаково пишутся;
  • 4) омонимы имеют разные лексические значения;
  • 5) омонимы не имеют в значении никакого сходства.

Угадайте какое слово скрыто в рисунках

Угадайте какое слово скрыто в рисунках

Угадайте какое слово скрыто в рисунках

Угадайте какое слово скрыто в рисунках

Отгадайте загадки

Отгадайте загадки

  • На лугу с шипеньем острым
  • управляюсь с сенокосом.
  • Право, я причёска – чудо!
  • Заплести меня не худо.
  • В воду я вдаюсь полоской –
  • Узкой, серенькой и плоской.
а)Шуточное стихотворение Я.Козловского «Медведь и осы»

а)Шуточное стихотворение Я.Козловского «Медведь и осы»

  • Нёс медведь, шагая к рынку
  • На продажу мёду крынку,
  • Вдруг на мишку – вот напасть! –
  • Осы вздумали напасть.
  • Мишка с армией осиной
  • Дрался вырванной осиной.
  • Мог ли в ярость он не впасть,
  • Если осы лезли в пасть,
  • Жалили куда попало,
  • Им за это и попало.
  • - Назовите омонимы в этом стихотворении. Докажите свой выбор.
Чтобы упрочить ваши знания,  Даю домашнее задание .

Чтобы упрочить ваши знания, Даю домашнее задание .

  • 1. Выучить правила 2.Используя толковые словари, интернет, газеты или журналы найти и выписать слова-омонимы 3. Сочинить стихотворение с омонимами (по желанию)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Презентация на тему: Омонимы

Автор: Макашева Гулхат Габдугалиевна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 157994

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Презентация к уроку по теме: "ОМОНИМЫ"."
    ["seo_title"] => string(41) "priezientatsiia_k_uroku_po_tiemie_omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "348940"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1476371541"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Презентация к уроку русского языка на тему "Омонимы""
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiia_k_uroku_russkogho_iazyka_na_tiemu_omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "407997"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1491786133"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Презентация по русскому языку на тему "Омонимы"
    ["seo_title"] => string(48) "prezentatsiia_po_russkomu_iazyku_na_temu_omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "485477"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1542126226"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Презентация к уроку на тему "Омонимы""
    ["seo_title"] => string(37) "prezentatsiia_k_uroku_na_temu_omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "533436"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1577199428"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по русскому языку "Омонимы" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "189348"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426870870"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства