Тема урока «Омонимы»
Задачи урока:
1) познакомить с понятием омонимов, научить различать омонимы и многозначные слова, определять вид омонимов;
2) развивать умения пользоваться толковым словарём, устную речь учащихся,развивать творческие способности учащихся, навыки самостоятельной работы;
3) воспитывать ценностное отношение к слову, уважение к изучаемому языку, интерес к урокам русского языка посредством изучения лексического богатства русского языка.
Оборудование: рисунки, таблички с названием видов омонимов, раздаточный материал, словарь учебника.
Ход урока
I. Мобилизующее начало(приветствие, проверка подготовки к уроку, оформление классной работы в тетради, тема урока не записывается)
В стране русского языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
II. Актуализация знаний учащихся
- Много секретов русского языкамы с вамиуже раскрыли в этом году и сегодня узнаем ещё один. Но мы не можем путешествовать, не проверив наши знания, а поможет нам лексический диктант.
Лексический диктант «Одним словом»(тетрадях)
1) Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка, - это …. (лексика)
2) Слова, имеющие одно лексическое значение, называются ….(однозначными)
3)4) Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …. (многозначными)
5) В словосочетании золотые часы прилагательное употреблено в ……. (прямом) значении, а в словосочетании золотой характер – в …….. (переносном) значении.
Взаимопроверка, оценивание диктанта.
А). Найдите слова, употребленные в переносном значении. (Устно)
жар солнца – жар чувства, (жар чувства),
тяжесть багажа – тяжесть утраты, (тяжесть утраты),
гибкость ума - гибкость ветки, (гибкость ума),
строить планы – строить мост, (строить планы),
зрелый возраст – зрелый плод, (зрелый возраст).
В) Как вы понимаете термин “переносное значение”?
(Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем переносными.)
III. Изучение новой темы Кластер (Стадия вызова имеющих информации)
1. Чтобы пользоваться языком, говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их связывать, изменять.
Ребята, вот вам слова это строительный материал, кирпичи, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно - безобразный, шаткий сарай.
1 группа лист, 2 группа коса, 3 группа- лук написать ассоциации
Лист-бумажный, что мы наем о бумаге? Мы на нём рисуем ,пишем, печатаем.
Лист дерева-растёт, опадает ,вянет. Это совершенно разные слова. А что их связывает? (произношение и написание)
2 группа коса-орудие труда, и девичья коса
, 3 группа- лук- растение, лук орудие
Составьте с данными словами по одному предложению.
(Я не умею стрелять из лука. Я не люблю жареный лук.
. В народе говорят: “Коса – девичья краса”. Папа мне велел поточить косу. На альбомном листе был нарисован его дом. Листья падали дни и ночи. 2. Кто составил предложение с этим словом?
(Учитель показывает рисунок, где изображен репчатый лук.Так проделывается с остальными словами).
3. Когда ты читаешь слово лук, то представляешь себе лук репчатый. Однако есть еще предмет, который обозначается словом лук – ручное оружие для метания стрел. Ясно, что это два совершенно разных, не связанных между собой предмета. И называются они двумя разными словами, хотя и похожими друг на друга, как близнецы. Такие слова в русском языке называются омонимами.
Такие слова, которые пишутся или произносятся одинаково, но совершенно различные по лексическому значению, называются омонимами.
С ними мы сегодня и познакомимся. Запишите тему урока.
Игра «Вопросики!»
Подумай и ответь!
Какую косу не заплетешь? Какую марку не приклешь на конверт? Какой месяц не увидишь на небе? Какую молнию не застегнешь? Каким ключом дверь не откроешь?
Ответы: сельскохозяйственную косу, марку машины, месяц года, молния при грозе. Ключом из которого бьет вода.
Закрепление.
Распределите по группам.
Скосить траву - скосить глаза, стирать рубашку - стирать информацию в компьютере, грубый тон - тон красного цвета, ствол дерева - ствол ружья, мир на земле - окружающий мир.
ФИЗПАУЗА
IV. Определение понятия «омонимы»
- Может быть, вы уже сами попробуете дать определение омонимам?
Омонимы- слова, одинаковые по звучанию и написанию, но не связанные по значению.
- А сейчас я расскажу вам о том, как вы должны находить омонимы в текстах и предложениях. Найти человека или животное можно по приметам, и у омонимов есть приметы, по которым их можно определить.
5 примет омонимов:
1) омонимы – это слова обычно одной и той же части речи;
2) омонимы одинаково звучат;
3) омонимы одинаково пишутся;
4) омонимы имеют разные лексические значения;
5) омонимы не имеют в значении никакого сходства.
V- А теперь скажите, на какие слова похожи омонимы? (На многозначные слова). Правильно. Но разница между омонимами и многозначными словами всё-таки есть. Как вы думаете, в чём эта разница?
- Угадайте, какое слово скрыто в рисунках? (вывешиваются рисунки). Правильно, слово «кисть». Есть какое-то сходство между кистью малярной, кистью винограда и кистью руки? (Есть, эти кисти похожи по форме). Значит, это слово многозначное.
5) В словосочетании золотые часы прилагательное употреблено в ……. (прямом) значении, а в словосочетании золотой характер – в …….. (переносном) значении.
Взаимопроверка, оценивание диктанта.
А). Найдите слова, употребленные в переносном значении. (Устно)
жар солнца – жар чувства, (жар чувства),
тяжесть багажа – тяжесть утраты, (тяжесть утраты),
гибкость ума - гибкость ветки, (гибкость ума),
строить планы – строить мост, (строить планы),
зрелый возраст – зрелый плод, (зрелый возраст).
В) Как вы понимаете термин “переносное значение”?
(Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем переносными.)
III. Изучение новой темы Кластер (Стадия вызова имеющих информации)
1. Чтобы пользоваться языком, говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их связывать, изменять.
Ребята, вот вам слова это строительный материал, кирпичи, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно - безобразный, шаткий сарай.
1 группа лист, 2 группа коса, 3 группа- лук написать ассоциации
Лист-бумажный, что мы наем о бумаге? Мы на нём рисуем ,пишем, печатаем.
Лист дерева-растёт, опадает ,вянет. Это совершенно разные слова. А что их связывает? (произношение и написание)
2 группа коса-орудие труда, и девичья коса
, 3 группа- лук- растение, лук орудие
Составьте с данными словами по одному предложению.
(Я не умею стрелять из лука. Я не люблю жареный лук.)
Домашнее задание:
Чтобы упрочить ваши знания,
Даю домашнее задание.
1. Выучить правила
2. Используя толковые словари, интернет, газеты или журналы найти и выписать слова- омонимы 3. Сочинить стихотворение с омонимами (по желанию)
Рефлексия.
*Так что же такое ОМОНИМЫ? *Как мы можем использовать омонимы?
*С ними интересно?* Кто из вас может похвалить себя за работу на уроке?
* А кто не очень доволен?