Учебник «Русский язык» ч.1, авторы Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина
Этап урока: | Деятельность учителя: | Деятельность обучающихся: | Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент). | ( ученица приветствует гостей) - Мы рады приветствовать Вас в нашем классе! Возможно, есть классы и лучше, и краше, Но пусть в нашем классе Вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко. Учитель: - Начинаем наш урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, интересное узнать! Прежде чем начать работать, давайте разомнем наши пальчики, это поможет нам приготовить мозг к работе, а так же красиво писать. Времена года Зимние месяцы: декабрь, январь К ним не забудем добавить февраль (руки расставлены в стороны, имитируем падение снежинок) Весне отдаем март, апрель, теплый май (руки подняты вверх над головой, изображаем легкий ветерок) Для лета — июнь, июль, август давай (руки перед собой, ладони прижаты друг к другу, имитируем движение «рыбка плывет») А если к нам в гости осень придет, Сентябрь, октябрь, ноябрь принесет! (имитируем сбор ягод в корзинку) Слово ноябрь запишем в минутке чистописания Сейчас потрем наши ладошки. Хорошо продолжим работу. А сейчас проверьте свою посадку, сядьте ровно, расправьте спинки, откройте свою тетрадь, правильно расположите её на столе. Аккуратно запишите сегодняшнюю дату, сегодня двадцать третье ноября, В классе. | Слушают учителя. | личностные: проявляют прилежание в учёбе; расширяют познавательный интерес, учебные мотивы; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; предметные: научатся исправлять грамматические ошибки в предложении, определять значимые части слова; получат возможность научиться устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами метапредметные: регулятивные – научатся понимать важность планирования работы; получат возможность научиться объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали; познавательные – научатся строить схему предложения; получат возможность научиться осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений); коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;. |
II. Минутка чистописания Сл.2 | Н н ноябрь ноябрьский Не диво в ноябре белые мухи. Дайте характеристику звуку «н » (согл., звонк., непар., бывает твёрдый и мягкий). | Пишут буквы в соответствии с нормами каллиграфии |
III Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Мозговой штурм. Что изучает морфемика? (Части слова) Без чего не может существовать слово? (Без корня). Что такое корень слова? (Общая часть родственных, однокоренных слов). Как найти в слове корень? (Подобрать родственные слова). Какой корень в словах ноябрь ноябрьский? Какие морфемы кроме корня вы знаете? (приставки , суффиксы). Для чего служат приставки и суффиксы? (Для образования новых слов). Какой суффикс в слове ноябрьский? Назовите слова с таким же суффиксом? Почему морфемы называют значимыми? (Потому что они важные. С их помощью образуются новые слова). | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. |
IV. Постановка темы и учебной задачи. | Я снова прошу вас обратить внимание на доску, у меня записано наше словарное слово, скажите, что в нем изменилось? ноябрь – в ноябре Поменялся ли от этого смысл слова? Как еще можно изменить его? (ноябрю, ноябрём) Меняется ли от этих действий само слово? А что у нас изменилось в этих случаях? Этими буквами слово оканчивается, значит это - окончание слова. Кто назовет мне нашу тему урока? Верно. Тема нашего урока «Окончание» Что мы должны сегодня с Вами узнать? Чему научиться? 1.Узнать, какая часть слова … называется окончанием. 2.Узнать, каким … значком обозначается окончание. 3.Узнать, для чего… служит окончание. 4.Научиться находить… окончание в слове. Что мы уже можем сказать об окончании? Это часть слова. Она изменяется. Верно, постепенно мы с вами будем дополнять наши знания об окончании, а в конце урока проверим все ли правильно мы определили. Что бы дополнить, наши знания об окончании выполним упражнение………. | Выполняют задание, отвечают на вопросы. |
V.Открытие нового знания | 1.Работа по учебнику. - На дворе ноябрь, совсем скоро зима. Давайте вспомним о самых простых способах защиты от гриппа (слайд 4). Ответы детей: - соблюдать правила гигиены; - принимать противовирусные аппараты; - делать прививки против гриппа; - принимать витамины; - в местах, где большое скопление людей носить защитные маски; - пить чай с лимоном; - есть чеснок и др. -Я с вами согласна. И самым простым народным средством защиты от гриппа является чеснок (слайд 5). -Почему так ценят чеснок в народе? Прочитаем текст .Назовите полезные свойства чеснока. Ответы детей: -в чесноке много полезных веществ. -сок чеснока помогает залечивать раны. -раньше чесноком лечили кашель. -Давайте из каждого предложения выпишем разное употребление слова «чеснок». Но сначала подготовим руку к письму. -Проверим правила посадки при письме, положение тетради. Запишем слова: Чеснок, чесноке, чеснока, чесноком, чесноку. -Какая часть слова «чеснок» изменялась? Ответы детей: Чеснок, чесноке - /е/, чеснока - /а/, чесноком - /ом/, чесноку - /у/ - В русском языке изменяемая часть слова называется ОКОНЧАНИЕМ и выделяется так (слайд7) - Выделим окончания в слове «чеснок» ( в тетрадях). В некоторых словах окончание не выделяется звуком. Его называют нулевым и выделяют так в слове чеснок. -А что вам напоминает знак «окончание»? - Давайте и мы с вами подойдем к окну посмотрим вдаль и на метку на стекле, снова вдаль и на метку (5раз) Физкультминутка для глаз «Метка на стекле». -Ребята, как вы думаете, а для чего в словах нужно окончание? Давайте прочитаем наш текст ещё раз, но слово «чеснок» не будет изменяться (слайд 8). Какой вывод можно сделать? Ответы детей: чтобы в предложении было всё понятно, слова дружили друг с другом. - Правильно, я согласна с вашим мнением – окончание связывает слова в предложении (слайд 9). Итак, попробуем сформулировать правило, что такое окончание. Откроем учебники на странице 92 и прочитаем правило. | Работают с учебником. Слушают учителя. Выполняют задания в тетрадях. |
VI. Физкультминутка | Мы проверили осанку. Мы проверили осанку И свели лопатки, Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. | Выполняют физкультминутку | |
VII. Закрепление изученного. | Чтобы дополнить, наши знания об окончании выполним упражнение………. - Теперь мы поработаем в группах. Необходимо выбрать командира в каждой группе. Какова его роль? Каждой группе дается конверт со словами Определить к какой части речи относятся слова. Выделите окончания. Снег, снега, снегу, снегами, снегов, о снеге. Пушистый, пушистого, пушистым, пушистая, пушистое, пушистые Падает, падаю, падаешь, падаем, падают, падаете. Вывод; чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова. Запишем в тетради предложение . Определите части речи и выделите окончания. Сравните окончания. Падает пушистый снег. | Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют своё мнение. |
VIII. Закрепление изученного. Самостоятельная работа | Выполнить упр. 5 с. 93 Спиши, вставляя окончания имён прилагательных. Выделите окончания Нитка [какая?] тонк.., озеро [какое?] зеркальн.., дом [какой?] больш.., нитки [какие?] тонк.., озёра [какие?] зеркальн.., дома [какие?] больш... | Выполняют задание самостоятельно. |
IX. Подведение итога. | -Подведем итог нашего урока: С какой частью слова мы познакомились на уроке? Что узнали об окончании? Какие цели и задачи, выдвинутые в начале урока вам удалось выполнить на нашем занятии? (сверить с записями на доске) - Что на уроке у вас хорошо получилось? - Над чем ещё надо работать? ИГРА: ДА или НЕТ (светофорики ) Окончание – часть слова? Окончание – изменяемая часть слова? Окончание – часть основы? Окончание служит для связи слов в предложении? У одного и того же слова могут быть разные окончания? С помощью окончания образуются новые слова? Основа – это все слово без окончания? | Отвечают на вопрос |
XI.Рефлексия. | А закончить урок, я бы хотела словами известного писателя - Антуана де Сент-Экзюпери, который сказал: «Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». Сейчас оцените свою работу на протяжении всего урока. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и выберите то утверждение, с которым вы будете согласны и поднимите руку Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё - таки учиться! | Отвечают на вопросы учителя; Обмениваются впечатлениями. Высказывают свои предположения. | |
XII. Домашнее задание. | Выполнить упр.3, с.92 или упр. 7 с.93 | Записывают домашнее задание в дневник |
XIII. Оценка деятельности учащихся. | -Предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. -Встаньте те, кто себе за урок поставил «5»? (2-3 человека поясняют за что). Встаньте те, кто себе поставил «4»? -А кто не поставил себе отметку? Почему? -Кому понравился урок? -Спасибо за работу. | Высказывают свои предположения. Обмениваются впечатлениями. |