kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Окончание слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку для учащихся 2 класса по системе "Планета знаний"

Просмотр содержимого документа
«"Окончание слова"»

Тема: «Окончание слова»

Цели: учить исправлять грамматические ошибки в предложении, определять значимые части слова; совершенствовать умение составлять схему связи слов в предложении.



Тип урока: закрепление изученного материала.


Планируемые результаты:

личностные: проявляют прилежание в учёбе; расширяют познавательный интерес, учебные мотивы; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом;

предметные: научатся исправлять грамматические ошибки в предложении, определять значимые части слова; получат возможность научиться устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами

метапредметные: регулятивные – научатся понимать важность планирования работы; получат возможность научиться объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали; познавательные – научатся строить схему предложения; получат возможность научиться осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений); коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;.


Оборудование:

Учебник «Русский язык» ч.1, авторы Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина

Презентация



Ход урока:

Этап урока:

Деятельность учителя:

Деятельность обучающихся:


Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

( ученица приветствует гостей)

- Мы рады приветствовать Вас в нашем классе!

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Учитель: - Начинаем наш урок.

                  Он пойдет ребятам впрок.

                  Постарайтесь все понять, интересное узнать!


Прежде чем начать работать, давайте разомнем наши пальчики, это поможет нам приготовить мозг к работе, а так же красиво писать.

Времена года
Зимние месяцы: декабрь, январь
К ним не забудем добавить февраль
(руки расставлены в стороны, имитируем падение снежинок)
Весне отдаем март, апрель, теплый май
(руки подняты вверх над головой, изображаем легкий ветерок)
Для лета — июнь, июль, август давай
(руки перед собой, ладони прижаты друг к другу, имитируем движение «рыбка плывет»)
А если к нам в гости осень придет,
Сентябрь, октябрь, ноябрь принесет!
(имитируем сбор ягод в корзинку)

Слово ноябрь запишем в минутке чистописания

Сейчас потрем наши ладошки. Хорошо продолжим работу.

А сейчас проверьте свою посадку, сядьте ровно, расправьте спинки, откройте свою тетрадь, правильно расположите её на столе.

Аккуратно запишите сегодняшнюю дату, сегодня двадцать третье ноября, В классе.

Слушают учителя.

личностные: проявляют прилежание в учёбе; расширяют познавательный интерес, учебные мотивы; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом;

предметные: научатся исправлять грамматические ошибки в предложении, определять значимые части слова; получат возможность научиться устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами

метапредметные:

регулятивные – научатся понимать важность планирования работы; получат возможность научиться объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;





познавательные – научатся строить схему предложения; получат возможность научиться осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);



коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;.


II. Минутка чистописания Сл.2

Н н ноябрь ноябрьский

Не диво в ноябре белые мухи.

Дайте характеристику звуку «н » (согл., звонк., непар., бывает твёрдый и мягкий).

Пишут буквы в соответствии с нормами каллиграфии

III Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


Мозговой штурм.

  1. Что изучает морфемика? (Части слова)

  2. Без чего не может существовать слово? (Без корня).

  3. Что такое корень слова? (Общая часть родственных, однокоренных слов).

  4. Как найти в слове корень? (Подобрать родственные слова).

  5. Какой корень в словах ноябрь ноябрьский?

  6. Какие морфемы кроме корня вы знаете? (приставки , суффиксы).

  7. Для чего служат приставки и суффиксы? (Для образования новых слов).

  8. Какой суффикс в слове ноябрьский?

  9. Назовите слова с таким же суффиксом?

  10. Почему морфемы называют значимыми? (Потому что они важные. С их помощью образуются новые слова).


Слушают учителя. Отвечают на вопросы.



IV. Постановка темы и учебной задачи.







Я снова прошу вас обратить внимание на доску, у меня записано наше словарное слово, скажите, что в нем изменилось?

ноябрь – в ноябре

Поменялся ли от этого смысл слова?

Как еще можно изменить его? (ноябрю, ноябрём)

Меняется ли от этих действий само слово?

А что у нас изменилось в этих случаях?

Этими буквами слово оканчивается, значит это - окончание слова.

Кто назовет мне нашу тему урока? Верно. Тема нашего урока «Окончание»

Что мы должны сегодня с Вами узнать?

Чему научиться?

1.Узнать, какая часть слова …

называется окончанием.

2.Узнать, каким …

значком обозначается окончание.

3.Узнать, для чего…

служит окончание.

4.Научиться находить…

окончание в слове.

Что мы уже можем сказать об окончании?

Это часть слова. Она изменяется.

Верно, постепенно мы с вами будем дополнять наши знания об окончании, а в конце урока проверим все ли правильно мы определили.

Что бы дополнить, наши знания об окончании выполним упражнение……….






Выполняют задание, отвечают на вопросы.







V.Открытие нового знания




1.Работа по учебнику.

- На дворе ноябрь, совсем скоро зима. Давайте вспомним о самых простых способах защиты от гриппа (слайд 4).

Ответы детей: - соблюдать правила гигиены;

- принимать противовирусные аппараты;

- делать прививки против гриппа;

- принимать витамины;

- в местах, где большое скопление людей носить защитные маски;

- пить чай с лимоном;

- есть чеснок и др.

-Я с вами согласна. И самым простым народным средством защиты от гриппа является чеснок (слайд 5).

-Почему так ценят чеснок в народе? Прочитаем текст .Назовите полезные свойства чеснока.

Ответы детей:     -в чесноке много полезных веществ.

                             -сок чеснока помогает залечивать раны.

-раньше чесноком лечили кашель.

-Давайте из каждого предложения выпишем  разное употребление слова «чеснок». Но сначала подготовим руку к письму.

-Проверим правила посадки при письме, положение тетради. Запишем слова:

Чеснок, чесноке, чеснока, чесноком, чесноку.

-Какая часть слова «чеснок» изменялась?

Ответы детей: Чеснок, чесноке - /е/, чеснока - /а/, чесноком - /ом/, чесноку - /у/

- В русском языке изменяемая часть слова называется ОКОНЧАНИЕМ и выделяется так (слайд7)

- Выделим окончания в слове «чеснок» ( в тетрадях). В некоторых словах окончание не выделяется звуком. Его называют нулевым и выделяют так в слове чеснок.

-А что вам напоминает знак «окончание»?

- Давайте и мы с вами подойдем к окну посмотрим вдаль и на метку на стекле, снова вдаль и на метку (5раз) Физкультминутка для глаз «Метка на стекле».

-Ребята, как вы думаете, а для чего в словах нужно окончание? Давайте прочитаем наш текст ещё раз, но слово «чеснок» не будет изменяться (слайд 8). Какой вывод можно сделать?

Ответы детей: чтобы в предложении было всё понятно, слова дружили друг с другом.

- Правильно, я согласна с вашим мнением – окончание связывает слова в предложении (слайд 9).

Итак, попробуем сформулировать правило, что такое окончание.

Откроем учебники на странице 92 и прочитаем правило.


Работают с учебником.

Слушают учителя.

Выполняют задания в тетрадях.







VI. Физкультминутка

Мы проверили осанку.
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.


Выполняют физкультминутку







VII. Закрепление изученного.



Чтобы дополнить, наши знания об окончании выполним упражнение……….

- Теперь мы поработаем в группах. Необходимо выбрать командира в каждой группе. Какова его роль?

Каждой группе дается конверт со словами

Определить к какой части речи относятся слова. Выделите окончания.

Снег, снега, снегу, снегами, снегов, о снеге.

Пушистый, пушистого, пушистым, пушистая, пушистое, пушистые

Падает, падаю, падаешь, падаем, падают, падаете.


Вывод; чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова.



Запишем в тетради предложение . Определите части речи и выделите окончания. Сравните окончания.

Падает пушистый снег.


Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют своё мнение.

VIII. Закрепление изученного. Самостоятельная работа


Выполнить упр. 5 с. 93 Спиши, вставляя окончания имён прилагательных. Выделите окончания
Нитка [какая?] тонк.., озеро [какое?] зеркальн.., дом [какой?] больш.., нитки [какие?] тонк.., озёра [какие?] зеркальн.., дома [какие?] больш...

Выполняют задание самостоятельно.

IX. Подведение итога.

-Подведем итог нашего урока:

С какой частью слова мы познакомились на уроке?

Что узнали об окончании?

Какие цели и задачи, выдвинутые в начале урока вам удалось выполнить на нашем занятии? (сверить с записями на доске)



- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем ещё надо работать?

ИГРА: ДА или НЕТ (светофорики )

Окончание – часть слова?

Окончание – изменяемая часть слова?

Окончание – часть основы?

Окончание служит для связи слов в предложении?

У одного и того же слова могут быть разные окончания?

С помощью окончания образуются новые слова?

Основа – это все слово без окончания?




Отвечают на вопрос







XI.Рефлексия.


А закончить урок, я бы хотела словами известного писателя - Антуана де Сент-Экзюпери, который сказал: «Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».

Сейчас оцените свою работу на протяжении всего урока. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и выберите то утверждение, с которым вы будете согласны и поднимите руку


Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё - таки учиться!


Отвечают на вопросы учителя;

Обмениваются впечатлениями.


Высказывают свои предположения.



XII. Домашнее задание.


Выполнить упр.3, с.92

или упр. 7 с.93

Записывают домашнее задание в дневник

XIII. Оценка деятельности учащихся.


-Предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке.

-Встаньте те, кто себе за урок поставил «5»? (2-3 человека поясняют за что).

Встаньте те, кто себе поставил «4»?

-А кто не поставил себе отметку? Почему?

-Кому понравился урок?

-Спасибо за работу.

Высказывают свои предположения.

Обмениваются впечатлениями.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Окончание слова"

Автор: Зайнагабдинова Айгуль Узбековна

Дата: 04.10.2020

Номер свидетельства: 559086

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(295) "Презентация к уроку русского языка «Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки» (УМК  система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) "
    ["seo_title"] => string(173) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-sistiematizatsiia-sviedienii-o-rabotie-okonchanii-slov-nazyvaiushchikh-priedmiety-i-priznaki-umk-sistiema-d-b-el-konina-v-v-davydova"
    ["file_id"] => string(6) "180341"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425154085"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Окончания слов-названий предметов". "
    ["seo_title"] => string(101) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-po-tiemie-okonchaniia-slov-nazvanii-priedmietov"
    ["file_id"] => string(6) "130106"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415817737"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) "Окончание слова"
    ["seo_title"] => string(16) "okonchaniieslova"
    ["file_id"] => string(6) "323924"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462266980"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "« Как проверить орфограммы слабых позиций в окончаниях слов, называющих действия». "
    ["seo_title"] => string(90) "kak-provierit-orfoghrammy-slabykh-pozitsii-v-okonchaniiakh-slov-nazyvaiushchikh-dieistviia"
    ["file_id"] => string(6) "129242"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415648733"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Орфограммы в окончаниях слова"
    ["seo_title"] => string(33) "orfoghrammy_v_okonchaniiakh_slova"
    ["file_id"] => string(6) "349862"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476694662"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства