Педагогические цели | Создать условия для развития умения распознавать формы одного и того же слова, для формирования представлений об окончании как изменяемой части слова, его роли в образовании форм слова, в словосочетании и предложении |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Планируемые результаты (предметные) | Знают признаки и роль окончания; различают формы одного и того же слова и однокоренные слова |
Личностные результаты | Вырабатывают элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного моментов изучения русского языка |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; используют ознакомительное и поисковое чтение, осознают цель чтения. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в материализованной громкоречевой и умственной форме; овладевают способами решения учебной задачи. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; участвуют в диалоге, общей беседе |
Основное содержание темы, понятия и термины | Окончание слова, признаки и роль окончания, состав слова, формы одного и того же слова, однокоренные слова |
Образовательные ресурсы | Учебник, рабочая тетрадь |
Этапы урока | Формы, методы методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку - Какой сейчас будет урок? - Какими мы должны быть на уроке? - Для чего это нам нужно? | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Л – проявляют готовность к работе на уроке | |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практиче-ский. Письмо | – Напишите соединение и буквы. На доске: ч, сн | Выполняют письмо по образцу | Пр. – вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное напи- сание |
III. Актуализация знаний | Коллективная. Словесный. Чтение | – На доске записаны слова, прочитайте их (гриб, грибочек, грибной, грибник, чеснок) - Какое слово лишнее? - Почему? - Какие слова мы считаем однокоренными? | Читают слова объясняют, какое слово и почему лишнее . | Пр. – знают определение однокоренных слов, знают значимые части слова; П – осознанно строят речевое высказывание в устной форме | Устный ответ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
IV. Словарная работа | Фронтальная. Практическая. | - Запишем новое словарное слово. - Подберите однокоренные слова - с помощью, каких частей слова образовались новые слова? - Составьте с любым из этих слов предложение. | Подчеркивают не-проверяемые буквы, устно объясняют значение словосочетаний, подбирают однокоренные, составляют устно предложение. | Пр. – знают написание изучаемых слов, умеют пользоваться словарями. П – анализируют изучаемые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков. Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу; овладевают способами решения учебной задачи. К – участвуют в диалоге, совместной деятельности; строят монологическое высказывание | Фронтальный (беседа по вопросам); правильное обозначение окончаний, написание слова; индивидуальный |
V. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | – На доске текст прочитайте его. - Вам понравился текст? - Что можно сделать чтобы вам понравился текст? - Давайте исправим и выпишем эти слова. – Чем отличаются друг от друга остальные слова в каждом ряду? (Окончаниями.) – Попробуйте предположить, что станет сегодня предметом нашего изучения? | Анализируют предложенный языковой материал. Изменяют форму слова. Выписывают слова. Сравнивая слова, отмечают, что они отличаются оконча-ниями. Формулиру-ют цель урока | П – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их сущест-венных и несущественных признаков. Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; ориенти- руются на позицию парт- нера в общении и взаимодействии | Беседа по вопросам, выделяют окончание |
VII. Планирование учебной деятельности | Фронтальная беседа. Составление плана. | - Давайте попробуем составить план урока: План 1. Наблюдение. 2. Определяем значимость. 3. Составляем правило. 4. Применяем. | Анализируем, делаем вывод, составляем план деятельности | Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; ориенти- руются на позицию парт- нера в общении и взаимодействии | Беседа по вопросам, монологическая речь |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. Ознакомление с признаками окончания
| Коллективная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа | – Попробуйте сформулировать ответы на вопросы: • Что называется окончанием? • Что образуется при изменении слова? – Сравните вашу формулировку с тем, что предложено в учебнике (с. 92). – | Формулируют ответы на вопросы. Зачитывают форму-лировку, данную в учебнике. Выполняют упраж- нение | Пр. – знают признаки окончания, умеют выполнять разбор слова по составу. П – используют ознакомительное и поисковое чтение; осознают цель чтения. Р – принимают и сохра- няют цель и учебную задачу. К – высказывают свое собственное мнение, аргументируют его | Устные ответы на вопросы. Письменное выполнение упражне-ния |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Раз, два, три. Головою три кивка, Раз, два, три. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня | Правильное выполнение движений |
Определение значимости окончания для связи слов в словосочетании и предложении
| Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, комментированное письмо | – Попробуйте сделать вывод: какова роль окончания? | Делают вывод о том, для чего служит окончание | П – анализируют языковые объекты с точки зрения существенных и несущественных признаков. Р – овладевают способами решения учебной задачи; выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой форме | Устное ком-ментирование выполняемых действий, письменное выполнение упраж- нения, устный монологиче-ский ответ |
Работа с определением окончания | Коллективная. Словесный. Беседа | – Все, что необходимо знать об окончании, вы знаете. Осталось только соединить все эти | Читают определение окончания, повторяют его вслух. | П – осуществляют синтез как составление целого из частей; воспринимают | Устное произнесение определе- |
| | знания в одно правило. Прочи-тайте его. – Повторите определение окон- чания. – Какая часть речи, так же, как и окончание, служит для связи слов в словосочетании и предложении? (Предлог.) | На основе выполненных упражнений делают вывод о том, что для связи слов в словосочетании и предложении служит еще и предлог | смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию. Р – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы | ния окон- чания |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. | Фронтальная. Словесный. Практический. Письмо | - Выполним упражнение 3 на стр 92 - первое слово выполним вместе, а второе самостоятельно. - проверим работу Объясняет задание. Контролирует выполнение | Выполняют упражнение в рабочей тетради. Представляют выполненную работу | П – осознают познавательную задачу, решают ее самостоятельно. Р – оценивают свои достижения, определяют трудности | Выполнение упражнения в рабочей тетради |
VI. Закрепление знаний и способов действий. | Работа в парах. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Перед вами карточки на которых написаны части слов. Составьте слова. Вы должны поработать в парах, но для начала вспомним правила работы в парах. Запишите их выделить часть с помощью которой образовалась новая форма слова. | Читают текст, выписывают слова и выделяют окончания. Делают вывод о том, что лексическое значение слов не изменилось, изменилась лишь форма слова. | Пр. – знают части слова, умеют выполнять разбор слова по составу. П – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их сущест-венных и несущественных признаков. К – участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание | Развернутые монологические ответы |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | - Вернемся к плану урока. - Все ли пункты плана мы выполнили? - Повторим правило. – Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Само-регуляция |
Домашнее задание (рабочая тетрадь, упр. 105) | Фронтальная. Словесный. Чтение | Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения с.93 упр.4 | Слушают учителя, делают записи | Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания | Правильная запись домашнего задания |