Просмотр содержимого документа
«Огромна роль местоимения»
Тема урока: «Местоимение как часть речи»
Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: актуализировать и восстановить изученное ранее о местоимении, дать понятие о местоимении как части речи
Задачи: 1.Знать определение местоимения, уметь отличать местоимение от других частей речи, уметь правильно употреблять местоимения в речи.
2. Развивать умение работать в парах, развивать мышление, речь, умение оценивать себя и работу всего класса.
3. Воспитывать интерес к родному языку, трудолюбие, аккуратность.
Планируемые результаты:
личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия;
предметные: представление об основных функциях языка, представление о роли родного языка в жизни человека и общества, усвоение основ научных знаний о родном языке, ситуация речевого общения;
метапредметные: понимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; воспроизводить и применять правила работы в парах, группе; контролировать свои действия при решении познавательной задачи; оценивать свою работу на уроке; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.
Методы и формы работы: поисковый, эвристический; индивидуальная, групповая, фронтальная
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас очередной урок русского языка.
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.
Учите русский - годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда - в нем самом!
Учитель - Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)
- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)
Учитель: (вывод) Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными. Когда мы отвечаем устно на уроке, то следим за грамотностью своей речи, а в тетрадях пишем аккуратно и грамотно.
3. В предложении – подлежащее, дополнение, определение.
- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? ( Должны узнать, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи)
4. Открытие нового знания.
1)- Для начала выясним, почему же эта часть речи получила такое название? Прочитаем диалог на стр.63
Словарная работа
Местоимение – вместо и имя, то есть вместо имени.
- Итак, местоимение – часть речи, которая заменяет имена.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
Учитель: - Какие части речи может заменять местоимение? (имя существительное, имя прилагательное и имя числительное)
2) Скоро она вступит в свои права. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнется настоящая весна.
Учитель: - Вам понятен смысл текста? Почему не понятен?
Работа с текстом ( стр.64) Учитель: - Какой мы можем сделать вывод? Какие имена заменяют местоимения? Почему нам был непонятен смысл первого текста? Местоимения называют предмет признаки, количества или только указывают на них?
Местоимения указывают на предмет, признак, количество, но не называют их.
- На какие вопросы будут отвечать местоимения, если они употребляются вместо имен?
Попробуйте дать определение местоимению. (Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их и отвечает на вопросы кто, что, какой, чей, сколько?)
2) Давайте подумаем, если местоимения употребляются вместо имен, то и изменяются они … (как имена). А как изменяется большинство имен? (Все имена изменяются по падежам, существительные, кроме того, изменяются по числам, а прилагательные и порядковые числительные – по числам и родам.)
Учитель: - Чтобы выяснить, как изменяются местоимения, давайте просклоняем местоимение несколько.
- Следующее задание вы выполните в парах. Определите род и число местоимений в словосочетании. А местоимение несколько изменяется по родам и числам? Значит не все местоимения изменяются по родам и числам. - Мы с вами местоимение просклоняли, род и число у них определили и какой можем сделать вывод? ( Изменяются по падежам, родам и числам)
- К каким морфологическим признакам относятся все эти изменения? (непостоянным) - Давайте познакомимся с постоянными признаками местоимения. Это его разряды. Их девять.
3) - Следующим заданием будет работа над синтаксической ролью местоимений. Запишите предложения, подчеркните в них местоимения как члены предложения. Любите книгу всей душой. Она будет для вас лучшим другом и помощником.
Учитель: к какому же выводу вы пришли? (Местоимения в предложении могут выступать в роли подлежащего, дополнения или определения).
5. Физкультминутка. - Урок уроком, а здоровье превыше всего.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
6. Первичное закрепление.
Самостоятельная работа с самопроверкой
1) Упр.433
7. Творческая работа (редактирование текста).
В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком. - Что в этом тексте не так? - Замените часто повторяющееся слово местоимением.
- С какой целью мы употребляем местоимения в нашей речи? (Чтобы сделать нашу речь разнообразной, помогают избежать повторов.)
9. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.
Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?
- Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного)
10. Домашнее задание. П.76, упр.434. Урок окончен. Всем спасибо за работу.