Просмотр содержимого документа
«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».
Цель: познакомить учащихся с понятиями одушевленных и неодушевленных существительных, формировать умение ставить вопросы к именам существительным и распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Задачи:
- познакомить обучающихся с понятиями «одушевленные», «неодушевленные» существительные, научить применять новые термины при распознавании имен существительных;
- формировать умение ставить вопросы к именам существительным; способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные:
• регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
• познавательные УУД: строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.
Предметные: учащиеся научатся пользоваться новыми понятиями; использовать их при классификации имён существительных.
Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.
Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения, работа в группах.
Оборудование: компьютер; мультимедийное приложение к уроку (презентация); карточки с заданием по вариантам; плакат с изображением воздушного шара, карточки для групповой работы, изображения смайликов, магнитики.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Сегодня у нас необычный урок, к нам на урок пришел гость – это Незнайка. В течение всего урока он будет наблюдать, переживать и радоваться вашим успехам.
- Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, улыбкой поприветствуйте гостья и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II. Минутки чистописания
- Начнем с минутки чистописания. Подготовим руку к письму. Слайд 2.
Перед нами здесь замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули (тянем, тянем, тянем.)
Покрутили (крутим ладошки туда-сюда)
Постучали (стучим ладонями друг о друга)
И открыли! (пальцы размыкаются).
- Слайд 3. А теперь все открыли тетради, положите правильно, сядьте красиво, правильно. Запишите сегодняшнее число, и классная работа. (Двадцать второе января).
- Те, кто уже записали поднимите ручки на локоток.
- Слайд 4. А сейчас все внимание на экран, какими буквами различаются слова дом- сом? (Буквами д, с)
- Какой частью речи является слово сом? дом? (существительное)
- Что обозначает эта часть речи? (предмет)
- Прописываем строчку заглавную и строчную буквы с. Слайд 5.
- Оставляем одну линию и записываем. Словарная работа.Слайд 6.
- Отгадайте загадки, и запишите отгадки своих тетрадях через запятую.
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Сидит дед,
во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук)
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка)
- На какой вопрос отвечают эти имена существительные? (на вопрос что)
- Как назвать эти имена существительные, одним словом? (Овощи)
- Сделайте звуко-буквенный анализ слова овощи. Слайд 7.
- Проверяем.Слайд 7.
ОВОЩИ – 3 слога, 5 звуков, 5 букв.
[о] – гласный, ударный;
[в] – согласный, звонкий, парный, твёрдый;
[а] – гласный, безударный;
[щ] – согласный, глухой, непарный;
[и] – гласный, безударный.
III. Самоопределение темы урока
- А теперь все смотрим на экран. Найдын, прочти пожалуйста. Слайд 8.
Стол, мальчик, гроза, праздник, белка, слон.
- На какие вопросы отвечают эти имена существительные? (На вопросы кто? Что?)
- Молодцы!
- Алдын-Херел, найди и прочти пожалуйста слова, которые отвечают на вопрос что? (Стол, гроза, праздник.)
- Молодец! Садись.
- А теперь Ноюна, прочти пожалуйста слова, которые отвечают на вопрос кто? (Мальчик, белка, слон.)
- На какие две группы можно разделить эти слова? (На одушевленные и неодушевленные)
- Молодцы! Как же вы хорошо справляетесь с заданиями, Незнайка хвалит вас, ребята!
- Ну а кто уже догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Одушевлённые и неодушевленные имена существительные). Слайд 9.
IV. Работа по теме урока
- Теперь все быстренько открыли учебники, открыли страницу 12. Слайд 10.
Эдита, прочти, пожалуйста, правилу громко, четко и ясно, чтоб все слышали. (Правило на с. 12).
- А теперь давайте быстренько сделайте упражнение 15 на с. 12. Менди, выйди, пожалуйста, к доске. А остальные работаем самостоятельно в своих тетрадях.
(Ответ:
Одушевленные имена существительные: учительница, ребята, ученик, шофёр, отец, машинист, товарищ.
Неодушевленные имена существительные: Родина, берег, горох, шоссе, восток, заря, праздник, самолёт, ракета, помидор.)
- Молодцы!
(Если учащиеся быстро выполнят, то следующее задание: Упражнение 16 с. 12.)
Физминутка. Слайд 12.
Вы, наверное, устали.
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали,
Раз – присели, два – привстали,
Три – нагнулись и достали
Левой ручкою носок, правой ручкой потолок.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Повертелись, покрутились.
И за парту все уселись.
Глазки закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем поморгаем
И работать продолжаем.
V. Продолжение работы по теме урока.
Игра: Слайд 13.
- Знакомьтесь ребята, это Мишка, а это банка с медом. Дальше я буду доставать из банки капельки меда, на нем написаны слова, а вы должны отгадать, и сказать какое это существительное одушевленное или неодушевленное. Если вы все правильно найдете, за каждый правильный ответ Мишка будет есть капельку сладкого меда, а если не сможете найти правильного ответа, тогда капельки меда мы не сможем получить, и Мишка останется голодным. Мы же не хотим этого ребята, да? Тогда, давайте поможем Мишке.
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием! Мишка очень рад.
- А теперь Незнайка дал нам задание. У вас на партах лежит карточки, быстренько сделайте, ребята.
Карточка:
Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?
Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.
Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.
Снег таял на солнышке.
Побежали ручьи.
- А теперь обменяйтесь с листочками, и проверьте. (Взаимопроверка).
(Ответ: Слайд 14.
1. Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?
Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.
2. Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.
Снегтаял на солнышке.
Побежалиручьи.)
VI. Рефлексия. Слайд 15.
- Ребята, наш урок подходит к концу:
- Итак, что такое имя существительное, и на какие вопросы отвечают? (Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?», «что?».)
- Молодцы!
- Оцените свою работу с помощью смайликов:
- Кому было легко – поднимите смайлик с улыбкой.
- Кому очень было трудно – поднимите грустный смайлик.
Домашнее задание: Упражнение 20, 21 с. 14. Инструктаж домашнего задания.
Оценки получили: _______________________________________________________.
VII. Итог урока
- Ребята, а вам понравился урок?
- Незнайка очень хвалит вас, и он очень рад, что пришел именно к вам. Спасибо за работу! Урок окончен.
Карточка:
1. Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?
Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.
2. Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.
Снег таял на солнышке.
Побежали ручьи.
Карточка:
1. Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?
Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.
2. Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.
Снег таял на солнышке.
Побежали ручьи.
Карточка:
1. Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?
Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.
2. Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.
Снег таял на солнышке.
Побежали ручьи.
Карточка:
1. Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?
Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.
2. Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.
Снег таял на солнышке.
Побежали ручьи.
Карточка:
1. Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?
Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.
2. Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.
Снег таял на солнышке.
Побежали ручьи.
Карточка:
1. Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?
Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.
2. Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.
Снег таял на солнышке.
Побежали ручьи.
Карточка:
1. Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?
Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.
2. Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.
Снег таял на солнышке.
Побежали ручьи.
Карточка:
1. Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?
Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.
2. Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.
Снег таял на солнышке.
Побежали ручьи.
Карточка:
1. Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?
Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.
2. Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.