- Я желаю вам сегодня хорошо поработать, узнать для себя что-то новое. Будем работать дружно, вместе выполнять задания.
II. Проверка домашнего задания
Упр 11 стр. 10
— Назовите имена существительные.
— Как вы доказали, что слова в каждой паре однокоренные?
— Назовите корень ?
III. Актуализация опорных знаний
- Тетради у вас уже открыты, запишите сегодняшнее число. Сегодня 3 февраля, классная работа. Обратите внимание, что в слове классная работа есть орфограмма. Какая?
Словарная работа
- По средине написали словарь. Сейчас будет словарный диктант.
— Разделите их на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера.
— По какому признаку вы разделили слова? (Слова, которые отвечают на вопрос кто?, и слова, которые отвечают на вопрос что?)
— Правильно ребята!
— Слова, отвечающие на вопрос кто? называются одушевлённые имена существительные.
— А как вы думаете, слова, отвечающие на вопрос что? Называются…? (Неодушевлённые имена существительные.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Тема и цели урока
— Сегодня мы будем работать с одушевленными и неодушевленными существительными. Вы научитесь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
VI.Первичное восприятие и осознание нового материала
6.1 Работа с учебником
Упр. 15 (с. 12).
— Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.
— Как называются эти слова? (Словарные слова)
— Что нужно сделать с этими словами? (Их нужно запомнить.)
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Назовите одушевлённые имена существительные.
— Назовите неодушевлённые имена существительные.
— Что обозначают одушевлённые имена существительные?
— На какой вопрос они отвечают в начальной форме?
— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
— На какой вопрос они отвечают в начальной форме?
Упр. 18 (с. 12).
— Прочитайте слова. Какой частью речи является каждое слово?
— Как вы понимаете лексическое значение каждого слова?
— Выполните письменное задание к упражнению.
. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше. Вместе с детьми в классе имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.
VII. Закрепление изученного материала
7.1 Работа с учебником
Упр. 19 (с. 13).
— Прочитайте стихотворение.
— Назовите имена существительные в первом и во втором предложении.
— Спишите, подчеркнув грамматическую основу.
7.2 . Работа над загадками
— Отгадайте загадки. Запишите в два столбика отгадки. В первый столбик одушевленные имена сущ., а во второй неодушевленные имена сущ.
1. Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу.
2. Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице.
3.Снег идет, и ветер свищет.
А малютка пищу ищет.
Ты всегда его жалей –
Это серый...
4. Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет,
А мороз щипает,
Когда это бывает?
5. Круглое, румяное, я расту на ветке; Любят меня взрослые и маленькие детки.
6. Белый камушек похудал сильно, а следы на доске видно.
7. Теремок ползет.
На себе его везет
Хозяюшка богатая,
Рогатая.
-Какие слова вы записали?
- Какие слова вы записали в 1 столбик?
- Какие слова вы записали во 2 столбик?
-Молодцы, хорошо справились с заданием.
VIII. Рефлексия
— Замените одним словом, запишите.
• Промежуток времени, равный 60 минутам (час).
• Военнослужащий, стоящий на посту, на часах (часовой).
• Лесной доктор (дятел).
• Модель земного шара (глобус).
— Какие из этих слов отвечают на вопрос кто ?, а какие — на вопрос что? Почему?
— Что обозначают одушевлённые имена существительные?
— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— С чем вы сегодня познакомились на уроке?
— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
X . Домашнее задание
Записать пять одушевлённых и пять неодушевлённых имён существительных.