kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для ознакомления с понятием «одушевленные и неодушевленные имена существительные»; способствовать развитию умения классифицировать слова, решать проблемные задачиСоздать условия для ознакомления с понятием «одушевленные и неодушевленные имена существительные»; способствовать развитию умения классифицировать слова, решать проблемные задачиСоздать условия для ознакомления с понятием «одушевленные и неодушевленные имена существительные»; способствовать развитию умения классифицировать слова, решать проблемные задачиСоздать условия для ознакомления с понятием «одушевленные и неодушевленные имена существительные»; способствовать развитию умения классифицировать слова, решать проблемные задачи

Просмотр содержимого документа
«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА


Учебный предмет: русский язык

Класс: 3

Автор учебника: Иванов С.В., Евдокимова А.О.


•  Тема урока: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые


• Дидактическая цель: Создать условия для знакомства с лексико-грамматическим признаком имён существительных – одушевлённостью и неодушевлённостью.


• Тип урока: «открытие» нового знания.


• Задачи по содержанию (обучающая, развивающая, воспитательная):

 обучающие: формируем умения соотносить вопросы кто? и что? и слово - название предмета;

помогаем смоделировать алгоритм определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных;

даём понятие о категории одушевлённости и неодушевлённости как о постоянном признаке имени существительного;

формируем умения анализировать результаты работы и делать выводы;


развивающие: развиваем навык дифференциации одушевлённых и неодушевлённых имён существительных;

- желание знать больше по предмету;

- умение добывать новые знания;

способствуем развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания, восприятия, связной речи;


воспитательные: прививаем интерес к русскому языку;

воспитываем внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение работы в паре;

- патриотизм, уважение к героям и участникам Великой Отечественной войны;

- любовь к Родине, гордость за свой народ и его легендарное прошлое.


• Методы обучения:

Словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, дидактическая игра.


• Формы организации познавательной деятельности учащихся:


фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная, самостоятельная работа учащихся, работа с материалом учебника (чтение определения, выполнение тренировочных упражнений)


• Средства обучения (для учителя, для учащихся):

1) общеклассное – компьютер, проектор, экран, презентация, карточки со словами;

2) для каждого ученика – учебник «Русский язык» 3 класс, часть 2, учебные принадлежности, карточки для самостоятельной работы; звёздочки для «салюта»

3) для работы в парах – карточки с заданием.

Технологическая карта урока

Этап

Содержание

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Самоопределение к деятельности

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать!

- Ребята, я желаю вам сегодня хорошо поработать, узнать для себя что-то новое. Будем работать дружно, вместе выполнять задания. Откройте тетради и запишите дату.

Прочитайте предложение: (слайд 1).

Слава нашей героической Армии, которая отстояла свободу и независимость нашей Родины!

- Как вы понимаете смысл этого предложения?

Ребята, 2020 год- год 75-летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Немало об этом важном событии мы говорили на классных часах, на уроках внеклассного чтения, посещали школьный музей. И об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.


Подготовка к восприятию нового материала.



Записывают дату и вид работы в тетради.




Высказывают своё мнение.

Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания;

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения;

Познавательные : осуществляют поиск и выделяют нужную информацию.

2. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

1. На доске написаны слова:

Великая Отечественная война, День Победы, орден Отечественной войны, медаль

«За отвагу», медаль «За победу над Германией»

- Прочтите слова. Какая тема объединяет их?


(Слайд 2,3,4)

2. Посмотрите на эти награды. Они принадлежат вашим родным. Орденом Отечественной войны II степени был награждён Чеботарёв Николай Петрович - прадед Мавриковой Тони, медалью «За Отвагу» был награждён прадед Котенко Пети - Чувашов Михаил Тимофеевич, медаль «За победу над Германией» хранится в семье Бирюкова Саши.


3. Спишите слова, подчеркните орфограммы.


4. Обратите внимание на выделенные слова. (слайд 5)

Великая Отечественная война, День Победы, орден Отечественной войны, медаль «За отвагу», медаль «За победу над Германией»


-К какой части речи они относятся? Докажите.

-Дайте определение имени существительного.

-Предлагаю вспомнить начало изучения этой части речи (слайд 6)

-Что мы уже узнали об имени существительном?

Что осталось узнать? (одушевлённые и неодушевлённые)



-Празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

-Это военные награды.






Смотрят презентацию.











Классифицируют слова по определенному признаку.


- Имя существительное.

- Это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет.


Называют.

- Одушевлённые и неодушевлённые.

Коммуникативные:

Участвовуют в обсуждении содержания материала


Личностные:

Развивают умения высказывать свое отношение, выражать эмоции

проявляют уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Познавательные:

Развивают умения извлекать информацию из текста.

Обобщают и классифицируют слова по определённым признакам.

Регулятивные:

Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


3. Постановка учебной задачи.

1. Сформулируйте тему урока. (Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)

(Слайд 7)


- Какие задачи вы поставите перед собой на этом уроке?

Понять… Выучить… Знать… Применить…


(слайд 8) Главный вопрос урока: Как определить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?


Уточняют тему урока, задачи.


- Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.


- Научиться различать и распределять имена существительные на группы, задавать вопросы.


Выбирают карточки и выставляют на доске в определённом порядке.



Регулятивные УУД:

Развивают умение высказывать свое предположение.

Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозируют предстоящую работу (составление плана)


Коммуникативные УУД:

Развивают умение слушать и понимать других.

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Оформляют свои мысли в устной форме.


4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие»). Реализация построенного проекта.

1. Разделите слова на две группы и объясните: по какому признаку вы это сделали. (слова у каждого на карточках)

приятель, друг, враг, автомат, солнце, солдат, мир, радость, дети, собака, соловей, санитарка

- Что объединяет слова первой группы?

- Что объединяет слова второй группы?

-Какую группу имён существительных назовём одушевлёнными?

- Какую группу имён существительных назовём неодушевлёнными?

2. Работа по учебнику.

Откройте учебник на с. 53 урок 94, на 54 странице прочитайте рубрику «Обрати внимание».

- К такому ли выводу мы пришли сами?

-Наш родной русский язык полон тайн и загадок! Но с удовольствием раскрывает свои секреты. Произнесите ещё раз слова: одушевлённые, неодушевлённое.

-Что подсказали вам слова? Как поняли их смысл?

Нужно составить алгоритм действий, выполняя которые, сможем определить одушевлённое или неодушевлённое имя существительное.

- Что мы делаем в первую очередь со словом? (прочитаем)

- Как узнать какой частью речи является слово? (поставим вопрос)

- Что остается? Вопрос задали, часть речи узнали. (Определим: одушевлённое или неодушевлённое имя существительное)

(слайд 9)


Выполнение заданий.


Пишут на доске по очереди в два столбика кто? что?



Отвечают на вопросы.










Анализируют прочитанное, делают вывод.











Составляют алгоритм:

1.Прочитать слово.

2. Поставить вопрос (определить часть речи)

3. Задать вопрос: кто? –одушевлённое

что? – неодушевлённое.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи. Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения


Познавательные: умеют определять познавательную задачу; извлекают необходимую информацию из учебника; действуют по алгоритму, образцу; осуществляют анализ, классификацию, сравнение; делают выводы.


5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Сейчас мы проверим, как хорошо вы усвоили новые понятия.

Выполните упражнение 2 на странице 54.

Работа в парах.

Проверка на слайде.


Выполнение заданий.

Работа в парах. (Проговаривают действия, опираясь на алгоритм).







Регулятивные : прогнозируют, контролируют в форме сличения, коррекции.

Познавательные : умеют определять познавательную задачу; извлекают необходимую информацию из учебника; действуют по алгоритму; осуществляют анализ, классификацию, сравнение; делают выводы.

Коммуникативные УУД:

сотрудничают, осуществляют совместную деятельность в парах, показывают умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:

сохраняют мотивацию к учебной деятельности; имеют адекватную позитивную самооценку.

6. Самостоятельная работа

с самопроверкой.

Работа с текстом. (Текст на листочках у каждого ученика)

(Слайд 10)

-Посмотрите на скульптурное изображение воина-освободителя. Этот памятник установлен в городе Берлине в Трептов-парке. Автор этого монумента- Евгений Викторович Вучетич.

Памятник.

В городе Берлине стоит огромный памятник. Высоко над домами на зелёном холме стоит богатырь из камня. В одной руке у него тяжелый меч, а в другой – маленькая девочка. Грозно смотрит великий солдат с высоты, не собираются ли злые враги нарушить мирный покой.

- О чём говорится в этом тексте?

- Какова его основная мысль?

- Перекликается ли содержание текста с изображением памятника? (Да, солдат смотрит с высоты на город)

-Списать текст, определить одушевлённые или неодушевлённые выделенные имена существительные.



(слайд 11) Проверка со слайда.



















Отвечают на вопросы.

- О памятнике советскому солдату в городе Берлине.

- Солдат охраняет мир на земле.

- Да, солдат смотрит с высоты на город.

Дифференцированное задание. (Сильные учащиеся работают со всеми словами, средние и слабые с частью слов).



Осуществление самопроверки.

Регулятивные: планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят коррективы в действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других.

Познавательные: действуют по алгоритму, образцу; осуществляют анализ, классификацию, сравнение; делают выводы.

Личностные:

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; познание героического прошлого  своей страны и народа.


7. Включение в систему знаний и повторений.

1. Работа с картиной А.Лактионова «Письмо с фронта».

Трудно было нашим солдатам, которые освобождали нашу Родину от врага. Тяжелые бои и испытания выпали на их долю.


Шли солдаты на запад

По дорогам войны.

Выпадал среди залпов,

Может, час тишины.

И тогда, на привале,

Опустившись в окоп,

Люди письма писали

Тем, кто был далеко.

(слайд 12)

- Кто изображен на картине?

- Какое важное событие показал нам художник?

- Какое настроение вызывает у вас эта картина? Почему?

-О чём мог писать солдат?

Ученик читает письмо солдата, показывает треугольник письма.

4. Запишите имена существительные, распределив в два столбика: одушевлённые и неодушевлённые.

Какие имена существительные называются одушевлёнными, неодушевлёнными?


5. Игра «Оживите слова» (устно) (слайд 13)

Неодушевлелённое Одушевлённое

Музыка – (музыкант)

Парашют – (парашютист)

Море – (моряк)

Танк – (танкист)

Рация – (радист)

Связь – (связист)




















Отвечают на вопросы.

-Родные долго ждали вестей от солдата, и вот письмо пришло.

- О боях, о том, что скучает по родным, беспокоится о них.

Записывают на доске выходят по рядам (3-4 по очереди)


Повторяют правило.

Делают вывод.



Выполняют задание коллективно.


Регулятивные:

умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные : общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)

Личностные:

познание героического прошлого своей страны и народа на примере репродукции с картины.


Коммуникативные: развивают умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

8.Рефлексия деятельности

Давайте подведём итог (слайд 14)

Ответили мы на главный вопрос урока:

Как определить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

(слайд 15)

Приведите свои примеры одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.

Метод недосказанных предложений (каждый ученик выбирает подходящую ему фразу и заканчивает её)

- Выскажите своё мнение об уроке. Как он для вас прошёл?

Слайд 16

- Я понял (поняла), что… 

- Было интересно… 
- Было трудно… 
- Я научился (научилась)… 

- Я могу…

Отметки.

Домашнее задание. Страница 54 правило, упражнение 3.


Когда закончилась война в столице нашей Родины Москве был грандиозный салют.

Мы устроим наш салют, салют наших знаний. (Выбирают свою звезду)


Было всё понятно – красный.

Было понятно, но затруднялся(затруднялась) – желтый.

Было трудно, но я старался (старалась) – зелёный.


Салют


Повторяют алгоритм





Приводят примеры.







Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные:

умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

Регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять ошибки.

Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, содействовать развитию у учащихся осознания практической и личностной значимости изучаемого учебного материала.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Автор: Шелухина Надежда Николаевна

Дата: 02.09.2020

Номер свидетельства: 556855

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "урок русского языка на тему: одушевленные и неодушевленные имена существительные"
    ["seo_title"] => string(98) "urok_russkogho_iazyka_na_tiemu_odushievliennyie_i_nieodushievliennyie_imiena_sushchiestvitiel_nyie"
    ["file_id"] => string(6) "345846"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474818281"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект  урока по русскому языку по теме :" Одушевленные и неодушевленные имена существительные " "
    ["seo_title"] => string(112) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-odushievliennyie-i-nieodushievliennyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "107159"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403178379"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные". 3 класс"
    ["seo_title"] => string(145) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-odushievliennyie-i-nieodushievliennyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "293880"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455556975"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Презентация для урока русского языка в 6 классе. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. "
    ["seo_title"] => string(123) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-odushievliennyie-i-nieodushievliennyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "127780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415374081"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные""
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-odushievliennyie-i-nieodushievliennyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-1"
    ["file_id"] => string(6) "288392"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454610320"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства