Просмотр содержимого документа
«Однородные и неоднородные определения»
Савченко Елена Степановна
учитель русского языка и литературы
МОУ «Школа № 47 г. Донецка»
e-mail: esavchenko1957@mail.ru
Тема урока: Однородные и неоднородные определения
11 класс
Аннотация. На уроке реализованы все виды учебно-универсальной деятельности учащихся
Ключевые слова: метапредметность, однородные члены предложения, знаки препинания, музыка, музыкальные термины, технологическая карта, рефлексия
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Форма урока: исследование языкового материала
Цель: достичь образовательных результатов:
предметный результат: совершенствовать знания учащихся об однородных неоднородных определениях и умения правильно расставлять знаки препинания;
метапредметный результат: учить умению анализировать информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе полученной информации, устанавливать логические связи, обобщать способы действия.
личностный результат: создание ценностных ориентиров и смыслов учеб-
ной деятельности.
Задачи урока через планируемые результаты:
познавательные: осознавать познавательную задачу, слушать, извлекать необходимую информацию, понимать и интегрировать её в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач, учиться анализировать, обобщать, делать выводы и строить речевые высказывания.
регулятивные: формировать умение самостоятельно формулировать цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, осуществлять пошаговый контроль способов решения, корректировать результаты.
коммуникативные и личностные: сохранять и развивать умение вести учеб-
ное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в паре и коллекти-
ве, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведе-
ния, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; созда-
ние условий для развития уважительного отношения учеников друг к дру-
гу, формирование сознательного отношения к учебной деятельности.
Методы:
по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый;
по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
по источнику знаний: словесные, практические, наглядные
стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
контроля и самоконтроля: устный, письменный, программированный контроль;
по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Оборудование: раздаточный материал с «Тестовыми заданиями», с «Заданиями на соответствие», муз .сюита Ласта Джеймса
Эпиграф: Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков − важное средство нравственного, умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души.
В.А. Сухомлинский
Этапы урока
Ход урока
Примечание
I. Организационный момент
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствие и проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок.(звучит музыка)
Регулятивные УУД: самоконтроль.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II. Постановка темы и целей урока.
Цель: мотивация учащихся.
Запишите тему урока. Исходя из цели и темы урока, сформулируйте задачи нашего занятия (ответы учащихся).
Следовательно, какими знаниями и умениями вы сегодня должны овладеть? (знать разряды прилагательных; усвоить алгоритм определения однородности и неоднородности определений и прочувствовать, насколько прекрасна и важна музыка в жизни человека)
Проведение словарного диктанта «Назови слово по определению»
Высшее музыкальное учебное заведение
(консерватория)
Лицо, управляющее оркестром, хором или танцами на балу(дирижер)
Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемых как звуковое единство(аккорд)
Род баяна с фортепьянной клавиатурой для правой руки(аккордеон)
Ведущая исполнительница женских партий в оперном театре(примадонна)
Музыкальное сопровождение (аккомпанемент) Смычковый музыкальный инструмент, средний по регистру и размерам между скрипкой и контрабасом(виолончель)
Автор музыкальных произведений (композитор)Переложение, обработка, приспособление музыкаль
ной композиции для иного состава исполнителей, чем первоначальный (или чем предусмотренный автором) (аранжировка)
Искусство спонтанного создания или интерпретации музыки (импровизация)
Составить и записать 3 словосочетания с ключевыми словами из диктанта (обязательно с однородными подлежащими, сказуемыми и дополнениями)
Работа с эпиграфом. Как вы понимаете слова В.А.Сухомлинского: » Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков − важное средство нравственного, умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души.»
Перепишите, подчеркните однородные члены предложения. Как вы определили однородность этих слов.(Повторение «Однородные члены предложения»- по одному вопросу, отношение к 1 слову в предложении, являются одним членом предложения).
Регулятивные УУД целеполагания.
КоммуникативныеУУД: умение выражать мысли одноклассников
Приступим к повторению теоретического материала
Учащиеся (3 группы) отвечают
1.На какие вопросы отвечают однородные определения ?
Как связаны между собой однородные определения? (перечислительной интонацией или сочинительными союзами).
2. О разрядах прилагательных
3.Какую роль играют в речи? (Играют роль действительно изобразительного средства: при их помощи рисуются детали общей картины, показывается динамика действия, они создают ряды эпитетов, обладающих большой выразительностью
Познавательные УУД: умение слушать, понимать, выполнять учебно-познавательные действия.
Коммуникативные УУД: умение вести учебный диалог с учителем, отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Личностные УУД: желание совершенствовать имеющиеся знания и умения
IV.Актуализация опорных знаний
Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивиду
альной деятельнос
ти каждого учащегося
Выберите правильный ответ «Верно-неверно» однородности определений:
- обозначают разные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с однородной стороны (верно)
-обозначают разные признаки предмета (неверно)
-являются в предложении синонимами или эпитетами (красочными определениями) (верно)
-выражены сочетанием качественных и относительных прилагательных (неверно)
-обозначают последовательное усиление признака того предмета, к которому относятся, т.е. образуют смысловую градацию (верно)
-если за одиночным определением следует определение, выраженное причастным оборотом (верно)
-прилагательные притяжательного или относительного разрядов всегда не могут быть однородными определениями(неверно).
На партах предварительно закрытые «Памятки об однородных определениях». Открыли, прочитали, добавили ту информации, которой нет в памятке.
Комментированный диктант (у доски)
Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном не только в окружающем мире, но и в самом себе.Синонимы В зимние дни, когда снегом засыпало все наши тропинки, мы сидели в школьной комнате, слушали замечательные, проникновенные мелодии П. Чайковского, Э. Грига, Ф. Шуберта, Р. Шумана.Эпитеты Если в раннем детстве донести до сердца ребенка красоту настоящего, высоко художественного музыкального произведения, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Градация и неоднородность (разные признаки, разряды: качественное прилагательное и относительное) Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его простые детские мысли, стремления. Разные признаки
5. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы.Причастный оборот
Познавательные УУД: постановка и решение проблемы, понимание информации, представлен
ной в игре, анализ, структурирова
ние информации, самостоятельное создание способов решения проблемы.
Регулятивные УУД: самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления
.
Познавательные УУД: обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.
Коммуникативные УУД: умение выражать мысли
V. Закрепление материала. Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.
Тренировочные упражнения
Определить однородность и неоднородность определений (провести соответствие): (работа в парах) (текст на парте)
1. Без звуков музыки жизнь человека была бы неполная, глухая, бедная ... (Д.Шостакович)
1.одно
родные
2. Музыка - истинная всеобщая человеческая речь. (Карл Юлиус Вебер)
2.неодно
родные
3 ) Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. (Бертольд Ауэрбах)
3.одно
родные
4. В рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет" Вера Шеина слушала сонату Бетховена №2 и понимала, как ее душа наполняется чистой, настоящей любовью.
5. Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья. (Владимир Бехтерев)
4.неоднородные
5.неоднородные
6. В романе Л.Н.Толстого "Война и мир" пение и пляска Наташи Ростовой показали ее настоящий русский характер и народный дух, которыми она была наделена с детства. 7.А.И. Куприн утверждает, что только любовь и музыка остаются вечными истинными ценностями на земле
8.Она делает возвышенным и благородным все, что берется выразить. 9.Искренняя, чистая и светлая музыка Грига создана пробуждать в людях “чувства добрые»
10.Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств, - любовью к родине”. Ф.Лист (о Шопене)
6.однородные
7.одно
Родные
8.неоднородные
9.однородные
10.однородные
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, понимать, выполнять учебно-познавательные действия, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: умение выражать мысли.
Регулятивные УУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах), контроль, коррекция.
Ключ: 1-1, 2-2, 3-4, 4-3, 5-6, 6-5;7-7
8-9,9-9,10-10
Тест по теме «Однородные и неоднородные определения»
1. Данный признак не является характерным для однородных определений:
а) характеризуют предмет с одной стороны; б) произносятся с перечислительной интонацией; в) можно поставить союз и, если определения соединены бессоюзной связью; г) характеризуют предмет с разных сторон.
2. Укажите однородные определения (знаки препинания не расставлены):
а) белые голубые шары; б) старый дубовый пол; в) новая шелковая блузка; г) большой чёрный камень.
3. Укажите неоднородные определения (знаки препинания не расставлены):
а) Вечерний лёгкий свет алеет на полях. б) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашкой.
в) Ранним, майским утром на прибрежных лугах гаснут огоньки маячков. г) В прекрасный, теплый день я сидел на берегу и любовался рекой.
5. В каком предложении нужно поставить запятую?
а) Мимо станции промчался длинный товарный поезд. б) Этот маленький карманный фонарик удобен для туриста. в) Возле поликлиники росли старые стройные берёзы. г) На свежем снегу нетрудно было заметить заячьи беличьи следы.
6. Какое слово надо подобрать к словосочетанию фарфоровая посуда, чтобы определения стали однородными?
а)старая; б)разбитая; в)фаянсовая; г) белая.
7. В каком предложении есть однородные определения, выраженные причастным оборотом (знаки препинания не расставлены)?
а) Мы выезжаем на великолепную сияющую под солнцем поляну. б) Из деревни доносились торжествующие крики выпущенных на волю петухов. в) В дальнем углу комнаты стояло пузатое ореховое бюро. г) Пышно цвели холодной высокомерной красотой георгины.
8. В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?
а) Она действительно походила на молодую стройную гибкую березу. б) Вдруг конское тревожное ржание раздалось во тьме. в) Это был прекрасный хотя и несколько печальный город. г) Радостное праздничное лучезарное настроение охватило меня.
9. В этом предложении между однородными определениями-эпитетами (надо поставить запятую).
а) И вот, озаряя ухабы, взлетел раскалённый светящийся солнечный шар. б) Давно-давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над спящими весенними полями. в) Меж круглых белых облаков невинно небо голубеет. г) У окошка, выходящего на восток, ветка тополя уже выбросила бледно-жёлтые клейкие листочки.
10. В этом предложении определения - однородные эпитеты
а) Погода была холодная ветреная, так что сугробы намело выше окон. б) Ласточки летали в розовеющем вечернем воздухе. в) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого. в) Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей.
а) Настали осенние серые дни. б) Щеки румяны и полны, и смуглы. в) Желтые дубовые заросли стояли в росе. г) На рейде стоял французский линейный корабль.
12. Укажите, где надо поставить запятые в предложении
Тут были (1) яркая гвоздика (2) и красные (3) оранжевые (4) и желтые лилии. (В. Арсеньев) а) 3. б) 1, 2. в) 2, 3. г) 2, 3, 4.
Регулятивные УУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах), контроль, коррекция.
Самостоятельная работа
Творческая работа
Сочинение - миниатюра «Музыка в моей жизни»
Сочинение - ассоциация «Я- музыка…Какая я?
VI.Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива
Чем помог урок? Какую работу проводили? Есть ли трудности, на которые ещё надо обратить внимание? Что считаете наиболее важным для себя на прошедшем уроке?
Оцените свою работу на уроке : »отлично», »хорошо», »удовлетворительно», »пассивно», »активно»
VII. Домашнее задание (выбрать любой вариант из самостоятельной работы)
Личностные: развитие способности не только мыслить ,делать выводы, но мыслить креативно и самостоятельносамоопределение, мотивация учения, смыслообразования.
Коммуникативные УУД: рефлексия своих действия.
Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль по результату, оценивание результатов деятельности товарищей