Подготовка к изучению нового материала Словарная работа Повторение темы « Способы образования прилагательных» | - Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ? (Презентация слайд 2) . - Как вы думаете, легко ли сделать открытие? - Какие люди могут сделать открытие? - А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие? Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. На уроке мы не будем пользоваться учебником и даже в тетрадях писать не будем. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. И как настоящие ученые мы будем вести «дневники». Они лежат у вас на столах. Подпишите «дневники». Все учёные отмечают в дневниках день исследования - Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных. - Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы прилагательные, которые записаны у вас в дневниках исследования. (Презентация - слайд №3) ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-) КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-) ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-) ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-) КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА (-ЕНН-) КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ (-Н-) ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-) - Итак, каким способом образованы все эти слова? - От слов какой части речи все эти прилагательные образованы? - Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных? - Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. (Презентация - слайд №4) - Какова цель нашего исследования? (Презентация - слайд №5) | -Да. (Предположительный ответ: Открытие — новое достижение, совершаемое в процессе научного познания (см. эпистемология, материализм)природы и общества; установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира:) -нет - называют качества -Да - Приставочный, суффиксальный, сложение основ. - Суффиксальным. - От существительных. - Есть Н-НН. - Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных. - Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных. |
Объяснение нового материала Знакомство с таблицей Формулировка правила: | Посмотрите ещё раз на слова. Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН? - Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. (Презентация - слайд №6 Приложение 2) - Ориентируясь на таблицу, сформулируйте правило: Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных: - при помощи суффикса -Н- от существительного с основой на Н; - от существительных при помощи суффикса -ОНН-, -ЕНН-. Исключение: ветреный. Одна буква Н пишется: - в суффиксе -ИН-; - в суффиксах -АН-, -ЯН- прилагательных, образованных от существительных. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный. | Ученики высказывают свои предположения. |
Закрепление нового материала Игра «Четвёртый лишний» Работа в тетради Цветной диктант Взаимопроверка «цветного» диктанта Песенка – закрепление | Устно вставьте пропущенные буквы и найдите «четвёртое лишнее», запишите эти слова в тетрадь. (Презентация - слайд №7) А). ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый; Б). обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый; В). пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый. Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей. (Презентация - слайд №8) Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист. Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. (Приложение №9) Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным. Ледяная фигура Былинный герой Деревянный дом Ржаной хлеб Румяное лицо Авиационный перелёт Мужественный человек Кожаная куртка - Сейчас мы попробуем себя в роли учителя, давайте, обменяемся тетрадями и проверим работы друг друга ОТВЕТЫ НА СЛАЙДЕ(Презентация слайд 10) А сейчас споём песенку, которая поможет нам запомнить новую орфограмму. Я пою первую строчку, а вы повторяете её. Готовы? -ИН-, -АН-, -ЯН- запомним . Суффиксы простые В них всегда напишем Букву Н одну Ну а две заветных. Буквы НН поставим В суффикс –ОНН-. И, конечно, -ЕНН- Если Н в основе . А другая – в суффикс Их, конечно, сложим . И напишем две А потом проверим . Нет ли исключений . И ошибок мы. Не допустим? Нет! | Ответы детей Дети проверяют работы друг друга Дети повторяют за учителем |
Подведение итогов и выставление оценок | - Повторите еще раз, какое правило мы открыли сегодня? - Достигли мы цели нашего открытия? - Каждый из вас за работу над открытием получает ту отметку, которая стоит в вашем «дневнике исследователя». Молодцы, ребята! Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет, как это делали Попов и Кусто. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов. А пока я желаю вам удачного дня и хочу, чтоб девизом вашего сегодняшнего дня стали слова Кумора Лешека: «Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию»(Презентация – слайд12) | -Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных. - Да, мы узнали, когда в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных, пишется Н-НН. |