kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока (образовательные):

- научить различать группы прилагательных с одной и двумя -Н- в суффиксах прилагательных;

- опознавать их в тексте и устной речи;

- определять  морфемы слова, определять по ним принадлежность к определённой части речи;

- уметь употреблять прилагательные в речи в соответствии с жизненной ситуацией;

-обогащать речь обучающихся; расширить словарный запас обучающихся.

Универсальные учебные действия:       

 Регулятивные:

-высказывать предположения на основе наблюдений;

 -формулировать тему, проблему урока, искать пути её решения;

-соотносить цели и результаты своей деятельности;

-определять степень успешности работы.

Познавательные:

-выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий;

-искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения;

- объединять слова в группы по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные:

-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения;

-уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных »


Методическая разработка

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (ФГОС) в 6классе учителя русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №448 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Титоренко Галины Степановны

Тема урока: «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока (образовательные):

- научить различать группы прилагательных с одной и двумя -Н- в суффиксах прилагательных;

- опознавать их в тексте и устной речи;

- определять морфемы слова, определять по ним принадлежность к определённой части речи;

- уметь употреблять прилагательные в речи в соответствии с жизненной ситуацией;

-обогащать речь обучающихся; расширить словарный запас обучающихся.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

-высказывать предположения на основе наблюдений;

-формулировать тему, проблему урока, искать пути её решения;

-соотносить цели и результаты своей деятельности;

-определять степень успешности работы.

Познавательные:

-выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий;

-искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения;

- объединять слова в группы по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные:

-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения;

-уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оборудование урока:

авторская мультимедийная презентация, раздаточный материал для групповой работы, учебники, тесты.

УМК: ФГОС. 1)Русский язык в 2 частях. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.М. 2014

ФГОС. 2) Тесты по русскому языку в 2 частях. Е.В.Селезнёва. М.2014

ФГОС. 3) Рабочая тетрадь по русскому языку в 2 частях. Л.А.Тростенцова ,Т.А. Ладыженская и др. М.2014



Этап урока

Содержание учебного материала

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Самоопределение к учебной деятельности.

Включение учащихся в деятельность.


Одна и две Н в суффиксах прилагательных.


Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха.

Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой процесс.

Уважение к учителю и сверстникам.

Самоопределение.

Самооценка готовности к уроку (Л)


II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Актуализация знаний учащихся о синтаксическом разборе предложения, роли прилагательного в предложении, согласовании существительного (местоимения) с прилагательным в роде, числе и падеже, образованием прилагательных от существительных с последующим выходом на проблемную ситуацию урока

1.Проверка домашнего задания: тесты:

Вариант 1

стр.23- 25; буквы О и Е после шипящих в суффиксах прилагательных (Упр.363). Запись и разбор слов по теме (на доске).









Фронтальная,

парная,

индивидуальная

Диктует предложение.

(карточка №2), ( на доске).

Предлагает выполнить синтаксический разбор предложения, определить у существительных и прилагательных род, число, падеж. Выделить суффиксы.

Записывают предложение, у существительных и прилагательных определяют род, число, падеж. Выделяют суффиксы. Обосновывают условия выбора О и Е в суффиксах.


Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П).

Находить и исправлять ошибки, оценивать (Р), осуществлять самопроверку и взаимопроверку (К).

2. Словарная работа:

1) белый, снежный, белоснежный;

2) великолепный, пышный, роскошный


Предлагает выделить корни и суффиксы в словах:

-Что общего вы отметили?

Приведите свои примеры

(смелый, храбрый, отважный, бесстрашный;

солома, соломенный;

огонь, огневой, огненный), выделите суффиксы.

Приводят свои примеры, выделяют морфемы. От какой части речи образованы слова?

При помощи какой морфемы?


III. Введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока.

Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения.

1. Подводящий диалог:

1.Как слова, записанные нами, связаны с той большой темой, которую мы сейчас изучаем? (это прилагательные)

2. Что мы узнали нового или повторили на прошлом уроке, изучая тему «Имя прилагательное? (имена прилагательные образуются от существительных при помощи суффиксов)

3. Какую особенность вы заметили? (часто используется Н)


4.Анализ материала для наблюдений и формулировки проблемного вопроса


Фронтальная, индивидуальная, парная

Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока.


Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, цели.

Работают с тестами










Группа «Ассистентов» проводит работу по проверке: анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы.

Остальные учащиеся работают над дифференцированным заданием.

Работают индивидуально. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку, воспроизводят способ действий, выставляют отметки в соответствии с нормами.

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему и проблему урока (Р)

IV. Поиск решения. Открытие новых знаний.

Построение плана достижения цели,

Фиксация нового знания в речи.

1.Анализ материала для наблюдений и формулировки правила.

(Упр.365, 367 (1часть))

Коллективная, парная

I. Предлагает ученикам образовать прилагательные от существительных,

составить с ними словосочетания, записать их и обозначить корни и суффиксы.

II.В технологии проблемного диалога организует наблюдение:

1.Прочитайте записанные вами прилагательные.

2. Что их объединяет?

1) все слова образованы с помощью суффикса -ИН- (Упр.365);

2) все слова образованы с помощью суффикса -ЯН-,

-АН-(Упр.367,1);

3) все слова образованы с помощью суффикса -ЕНН- (Упр.367, 2)

3 Сколько -Н- в суффиксах записанных прилагательных? Как же мы будем отличать прилагательные, имеющие в суффиксе одну -Н-, от прилагательных с двумя -Н-? III.Организует групповую работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения.

-Обсудите в группах, какие слова можно выписать для тематической группы: не такие, как остальные? (стеклянный, оловянный, деревянный).

- Дополните своими примерами: ветреный.

1.Высказывают предположения. Называют гласные в суффиксах, записывают прилагательные в тетрадь.

2.Проводят наблюдение над морфемами.

3.Выделяют тематические группы имён прилагательных, имеющих только

1) одну -Н- в суффиксе;

2) две –Н- в суффиксе.

После наблюдений в группах высказывают свои гипотезы.



Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. (П.Р).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К).

Работать в группе, участвовать в выработке решения (К).

V.Физкультминутк

Предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности на физическую.


Коллективная

Вместе с детьми выполняет упражнения

Вместе с учителем выполняют упражнения


VI. Первичное закрепление учебного материала.

Организация усвоения детьми способа действия при различении прилагательных, имеющих в суффиксе одну-Н-две-Н-Распознавание прилагательных: без суффикса.

Применение полученных знаний на практике.

1.Презентация.

Найди четвертое лишнее: Слайды 1, 2

1) синий, нефтяной, весенний, серебряный.

2) чугунный, свиной, хозяйственный, глиняный

Существительные: луна, вода, дерево, песок, тыква, огонь, солома – образовать прилагательные, записать, обозначить суффиксы, обосновать. 3.Определить признак предмета: Слайд 3, 4

автобус (экскурсионный),

капуста (белокачанная)

плащ (кожаный),

полушубок (овчиный)

день, мальчик, человек (ветреный),

день (безветренный),

день (небезветренный).


Индивидуальная



















Групповая

Уточняет понимание задания.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Осуществляет индивидуальный контроль.


Выполняют задания индивидуально. Записывают прилагательные и словосочетания, находят общее и различие. Выводят правило об исключении.
















Выполняют работу в группе.

Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям. (П.Р).

Работать в группе, участвовать в выработке решения (К).

VII. Создание «Словарика трудных написаний и произношений» Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия

1.Записать слова из рамочек на стр.31, 32.

Обозначить суффиксы и корни слов, расставить ударения.

2. Слайд 5.

3. Работа с карточками.

Группо- вая

Предлагает вспомнить о лексическом значении слов и орфоэпии.

- Как может изменить лексическое значение слова одна буква или перенос ударения?

Уточняет понимание задания, осуществляет контроль.

Выполняют задание сначала в группах, затем индивидуально оформляют свою страничку.

Оценивание работы (самоконтроль и взаимоконтроль)

Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям оценивать свою работу (П.Р).

VIII.Рефлексия.

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников.


Индивидуальная

Организует рефлексию через подводящий диалог.


Отвечают на вопросы. Ассистенты подводят итог работы. Выставляют оценки.

Слайд 6.

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р)

IX.Домашнее задание



Даёт задание.

п.64, №370 или

написать рассказ на одну из тем «Моя любимая игрушка», «В школьной мастерской», используя прилагательные с разными суффиксами. Придумать кроссворд на темы «Морфемика» и «Морфология».

Записывают задание.

Рефлексия. Слайд 7.

Синквейн. Слайд 8.



Приложения к уроку Презентация Слайд 1. Найди четвёртое лишнее:

1.си…ий, нефт…ой, весе…ий, серебр…ый

2.чугу…ый, сви…ой, хозяйств…ый, глин…ый

3.каме…ый, ю…ый, лекарств…ый, тыкв…ая

Слайд 2. Проверка (образованы без суффиксов) 1.син +ий 2.свин+ой 3.юн+ый Слайды 3, 4. Назови предметы. Подбери прилагательные к существительным, обоснуй выбор суффикса. ( Слайд 3 - рисунки. Слайд 4. Проверка ( прилагательные) 1.автобус (экскурсионный) 2.плащ (кожаный) 3.полушубок (овчинный) 4.капуста (белокачанная) Слайд 5.  Работа в группах ( по карточкам), проверка на слайде или электронной доске. Образуйте прилагательные из списка слов одной тематической группы.


1 группаживотный мир (лебедь, свинья, воробей, змея)

2. группа - отрезки времени, явления природы (будни, сумерки, старина, мороз)

3. группавещества (кость, румяна, нефть, слюда)

4. группа – еда (лимон, клюква, рожь, макароны (изделия)


3. Работа в группах по карточкам с текстами. Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Выпишите слова с пропущенными орфограммами, объясните их. (Консультанты помогают выполнять задание)

Карточка 1 ( Выполните грамматические задания. Выпишите прилагательные, обозначьте суффиксы. Отгадайте загадку и образуйте от существительного прилагательное)

Их изобрели из кристаль…ой чистоты гор…ого хрусталя в неизвест...ый для нас врем…ой период в Древ…ей Греции. Родиной их считается Венеция – царица зеркал…ой и стекл…ой посуды. На Руси их стали н…сить с XV века. Это... _______ (очки )-(очковая змея)

Слово «очки» получило своё название от древнерусского слова. Какого? (т.е. Очи – глаза.)

Карточка 2 ( Выполните грамматические задания. Выпишите прилагательные, обозначьте суффиксы. Отгадайте загадку и образуйте от существительного прилагательное.)

На небе в созвездии Большого Пса есть зв…зда, которую можно видеть только лет…ей ночью (4 – синтаксический разбор предложения). В эту особ…ую пору работать было т...жело из(за) жары и люди в обед…ую пору отдыхали. Этот лет…ий период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осе...ий отдых, и зим…ий, и весе…ий, и лет…ий. Это _______ (каникулы ) - (каникулярный

Карточка 3( Задание: прочитайте текст, выполните грамматические задания. Выпишите прилагательные, обозначьте суффиксы. Какое прилагательное является исключением из правила?)

  1. Коротышки были разные. 2) Одни называли себя малышами , другие малышками. 3)Малыши в ветре…ые дни ходили в рубашках навыпуск и либо в дли…ых брюках, либо в вяза…ых штанишках, а малышки любили носить дли…ые льн…ые или шерст…ые платья из пёстренькой материи и солом…ые шляпки. ( По Н.Носову)

Группа «Ассистенты» проводят этап «Закрепление изученного»

- Проведите исследование текста. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие суффиксы может иметь прилагательное? Назовите их.

  2. Сколько -Н- может быть в суффиксе прилагательного? (Приведите 2 – 3 примера)

  3. В каких прилагательных пишется двае -Н-, хотя в суффиксе только одна -Н-?

  4. Какие суффиксы всегда пишутся с одним -Н- ? (приведите 2 - 3 примера)

  5. Назовите слова – исключения.

  6. Какие грамматические категории объединяют прилагательные с существительными?

- К следующему уроку обязательно подготовьте ответы на эти вопросы и отразите их в своем ответе.

Свой ответ можете построить так:

Я, исследовал текст отрывка и теорию, данную в учебнике, и пришёл к выводу, что:

Слайд 6.

- Две -Н- пишется в прилагательных, образованных:

-от существительных с основой на -Н: сон – сон+Н+ый; осень – осен+Н+ий; длина – длин+Н+ый; окно – окон+Н+ый;

- с помощью суффиксов –ОНН- и –ЕНН-: лекция – лекци+ОНН+ый; станция – станци+ОНН+ый: утро – утр+ЕНН+ий

время – врем+ЕНН+ый.

- С одной -Н- пишутся прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов –АН- (-ЯН-) и –ИН-:

кож+АН+ый; глин+ЯН+ый; лебед+ИН+ый.

Исключения:

1) - юн+ый; свин+ой; румян+ый –( образованы без суффикса –Н-);

2) -ветр+ЕН+ый (однокоренные слова с приставками пишутся с двумя –НН-:подветренный, обветренный, неБЕЗветренный, но НЕветр+ЕН+ый;

3) - олов+ЯНН+ый, дерев+ЯНН+ый, стекл+ЯНН+ый.

Таким образом, проведя это исследование, мы пришли к выводу, что в суффиксах имён прилагательных может писаться как -Н-, так и –НН-.

Рефлексия: (на слайде 7)

1.Сегодня на уроке я изучал тему…

2. Мне было трудно понять…

3. Я легко усвоил…

4. Я оценю себя как …

5. Думаю, что другие оценят мою работу как …

Попробуем сочинить синквейн о суффиксе. Слайд 8.

1.суффикс 3.образует, изменяет, украшает

2.нужный, важный 4.обогащает лексический состав языка









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Автор: Титоренко Галина Степановна

Дата: 06.10.2015

Номер свидетельства: 236559

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока на тему: "Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных". "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odna-i-dvie-bukvy-n-v-suffiksakh-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "116453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412493784"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) ""Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных""
    ["seo_title"] => string(50) "odna_i_dvie_bukvy_n_v_suffiksakh_prilaghatiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "452550"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516900814"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по русскому языку ,,Одна и две н в суффиксах прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-odna-i-dvie-n-v-suffiksakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "194550"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427791640"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Открытый урок "Одна и две буквы н  в суффиксах прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyi-urok-odna-i-dvie-bukvy-n-v-suffiksakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "107147"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403175073"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "конспект урока по русскому языку "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-odna-i-dvie-bukvy-n-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "183153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425742003"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства