Просмотр содержимого документа
«Обучение сжатому изложению»
Конспект урока на тему «Обучение написанию сжатого изложения» в 8 классе
Цели урока:
образовательные:
подготовка к ГИА: обучение видам сжатия текста;
развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем;
развитие навыков использования в работе над текстом способов и приёмов компрессии;
развивающие:
развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
развитие умения логически излагать свои мысли;
развитие умения слушать;
воспитательные:
содействовать развитию умения учащихся общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие.
Задачи:
способствовать формированию интереса к учёбе;
активизировать мышление учащихся путем создания проблемной ситуации;
развивать умение планировать свою работу и время,
формировать коммуникативные умения и навыки;
развивать исследовательские и творческие способности личности;
учить навыкам анализа и рефлексии, умению представить результаты своей работы;
овладевать навыками устной и письменной речи;
Ход урока
[Повторяют памятку «Запомни, пригодится!!!»]
Написать любую работу нелегко, нужно потрудиться.
Необходимо хорошо понять содержание текста.
Надо текст услышать, а не просто прослушать, понять тему (о чем он), уловить главную мысль (идею; с какой целью автор это написал, что хотел сказать), определить стиль и тип речи.
Текст лучше запоминается с закрытыми глазами (чтобы не отвлекаться).
III.
Актуализация знаний учащихся.
– Приём стадии вызова - «Закончите предложение» (на партах лежат карточки)
1) сжатое изложение – это краткое изложение …. исходного текста с передачей существенной информации и сокращением второстепенной
2) текст – это группа предложений, … связанная одной темой
3) идея - это то, … о чём или о ком говорится в тексте
4) текст-рассуждение состоит из … тезиса, аргументов и вывода
5) сжать текст - это значит сократить его, но при этом … сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце
6) микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, … связанных одной мыслью – абзац.
IV.
Постановка цели и задач урока.
- Какова цель нашего урока?
- Сформулируйте задачи урока
- Не надо думать, что хорошо пишет изложение только тот, у кого хорошая память. Надо уметь адекватно воспроизводить авторский замысел, вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, лаконично и точно излагать содержание текста.
Продолжим учиться написанию сжатого изложения, применяя способы и приёмы компрессии текста
(ответы детей)
V.
Работа в группах: составить кластер
- Давайте вспомним, какие способы сжатия текста мы знаем?
- Что можно исключить из текста?
- Что значит «обобщить»?
[Каждая группа работает с одним приёмом сжатия, а на доске составляется общий кластер]
Способы сжатия: исключение: - вводные конструкции
- повторы
- синонимы
- однородные члены
-несущественные фрагметы
- целые предложения
Обобщение:
- однородные члены обобщающим наименова-нием
-несколько простых предл. сложным
Упрощение (замена):
- прямой речи косвенной
- части текста одним пред-ложением
- СПП простым предл.
- предложения или его ча-сти указательным место-имением
VI.
Коллективная практическая работа. Применение навыков сжатия (работа в парах).
- Перед вами находятся карточки – задания. Потренируемся в сжатии текстов и предложений
1. пара. Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя их суть.
1 пара. Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью.
2 пара. В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и не-стандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы – «изобрести».
3 пара. Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный); на детских бутылочках, на баночках, коробках, картонках, на бумаге, пластмассе, дереве, жести.
4 пара. Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой воли, неукротимым ритмом движения. Море – вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен.
2.Прочитайте тексты и запишите их сжато, используя приёмы компрессии.Сделайте вывод, какой приём вы использовали.
Вероятнее всего, талант накапливается по капельке, передаваясь по наследству, от колена к колену, как цвет волос, черты лица или характера. Он пробирается по родословной, как огонек по бикфордову шнуру, чтобы однажды, в каком-нибудь там поколении, разразиться ослепительным взрывом. Он мог не проявляться в предыдущих коленах, но не проявившиеся крупицы его все равно передавались дальше и копились, копились, дожидаясь своего проявления.
Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.
Ценность времени – в его быстротечности.
В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении.
Мордочка Микки-Мауса изображена на многих вещах, предметах, материалах.
Однажды увидев море, невозможно забыть его невероятную красоту и неукротимую мощь.
Талант накапливается и передаётся по наследству. Он пробирается по родословной, чтобы в одном из поколений разразиться ослепительным взрывом. Талант копится по крупицам, дожидаясь своего проявления.
Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказкам
Вывод: применили приём обобщения
VII.
Работа с текстом. Изложение из банка заданий.
1) Первоначальный вариант текста. (Без деления на абзацы)
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. (По Ю. Бондареву) 152 слова
2) Давайте определим тему текста. Как это можно сделать?
- Итак, о чем текст, который мы с вами читали? Какова его тема? Сформулируйте её.
- Какова его главная мысль? Что хотел донести автор до читателя? Как можно озаглавить текст?
- Определение количества абзацев в тексте, определение микротемы каждого абзаца. Запишите каждую микротему кратко, опуская второстепенную информацию.
1 абзац.
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
2 абзац.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
.
3 абзац.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.
Тема определяется различными способами:
- по началу текста;
- по ключевым словам;
- по ключевым эпизодам;
- по заглавию текста.
Война была для детей жестокой и грубой школой
Память о войне должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время
Можно озаглавить так: «Люди и Время», «Память о войне», «Война и дети»…
Выделяем микротемы:
1 абзац – Жестокая школа войны.
2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.
3 абзац – Память о войне должна жить.
5) Приёмы сжатия. Редактируем каждый абзац.
Исключаем прилагательное в 1 предложении, одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем: Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. Дети не понимали истинной ценности простых вещей, так как не обладали жизненным опытом.
Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом: Война наполнила их душевный опыт. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности. Вернувшиеся с войны сумели сохранить в себе чистый мир, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости
Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого: Память о войне должна жить, ведь главные участники истории – Люди и Время.
VIII.
А теперь пришло время написать сжатое изложение.
Образец сжатого изложения.
Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. Дети не понимали истинной ценности простых вещей, так как не обладали жизненным опытом.
Война наполнила их душевный опыт. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности. Вернувшиеся с войны сумели сохранить в себе чистый мир, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости.
Память о войне должна жить, ведь главные участники истории – Люди и Время.
[Пишут сжатое изложение]
IX.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Было трудно
Надо повторить ещё раз
Всё легко и просто
[Выбирают ответ]
X.
Домашнее задание.
Работа с текстом из упр. 301. По аналогии с работой на уроке