kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение сжатому изложению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сжатое изложение - это краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации с сокращением второстепенной

Просмотр содержимого документа
«Обучение сжатому изложению»

Конспект урока на тему «Обучение написанию сжатого изложения» в 8 классе

Цели урока:

  • образовательные:

  • подготовка к ГИА: обучение видам сжатия текста;

  • развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем;

  • развитие навыков использования в работе над текстом способов и приёмов компрессии;

  • развивающие:

  • развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;

  • развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

  • развитие умения логически излагать свои мысли;

  • развитие умения слушать;

  • воспитательные:

  • содействовать развитию умения учащихся общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

  • показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие.

Задачи:

  • способствовать формированию интереса к учёбе;

  • активизировать мышление учащихся путем создания проблемной ситуации;

  • развивать умение планировать свою работу и время,

  • формировать коммуникативные умения и навыки;

  • развивать исследовательские и творческие способности личности;

  • учить навыкам анализа и рефлексии, умению представить результаты своей работы;

  • овладевать навыками устной и письменной речи;





Ход урока

[Повторяют памятку «Запомни, пригодится!!!»]


    1. Написать любую работу нелегко, нужно потрудиться.

    2. Необходимо хорошо понять содержание текста.

    3. Надо текст услышать, а не просто прослушать, понять тему (о чем он), уловить главную мысль (идею; с какой целью автор это написал, что хотел сказать), определить стиль и тип речи.

    4. Текст лучше запоминается с закрытыми глазами (чтобы не отвлекаться).

III.

Актуализация знаний учащихся.

– Приём стадии вызова - «Закончите предложение» (на партах лежат карточки)




1) сжатое изложение – это краткое изложение …. исходного текста с передачей существенной информации и сокращением второстепенной

2) текст – это группа предложений, … связанная одной темой

3) идея - это то, … о чём или о ком говорится в тексте

4) текст-рассуждение состоит из … тезиса, аргументов и вывода

5) сжать текст - это значит сократить его, но при этом … сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце

6) микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, … связанных одной мыслью – абзац.

IV.

Постановка цели и задач урока.

- Какова цель нашего урока?



- Сформулируйте задачи урока


- Не надо думать, что хорошо пишет изложение только тот, у кого хорошая память. Надо уметь адекватно воспроизводить авторский замысел, вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, лаконично и точно излагать содержание текста.

Продолжим учиться написанию сжатого изложения, применяя способы и приёмы компрессии текста


(ответы детей)

V.

Работа в группах: составить кластер

- Давайте вспомним, какие способы сжатия текста мы знаем?


- Что можно исключить из текста?









- Что значит «обобщить»?

[Каждая группа работает с одним приёмом сжатия, а на доске составляется общий кластер]


Способы сжатия: исключение: - вводные конструкции

- повторы

- синонимы

- однородные члены

-несущественные фрагметы

- целые предложения


Обобщение:

- однородные члены обобщающим наименова-нием

-несколько простых предл. сложным


Упрощение (замена):

- прямой речи косвенной

- части текста одним пред-ложением

- СПП простым предл.

- предложения или его ча-сти указательным место-имением

VI.

Коллективная практическая работа. Применение навыков сжатия (работа в парах).

- Перед вами находятся карточки – задания. Потренируемся в сжатии текстов и предложений


1. пара. Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя их суть.

1 пара. Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью.


2 пара. В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и не-стандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы – «изобрести».


3 пара. Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный); на детских бутылочках, на баночках, коробках, картонках, на бумаге, пластмассе, дереве, жести.


4 пара. Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой воли, неукротимым ритмом движения. Море – вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен.


2. Прочитайте тексты и запишите их сжато, используя приёмы компрессии. Сделайте вывод, какой приём вы использовали.


  • Вероятнее всего, талант накапливается по капельке, передаваясь по наследству, от колена к колену, как цвет волос, черты лица или характера. Он пробирается по родословной, как огонек по бикфордову шнуру, чтобы однажды, в каком-нибудь там поколении, разразиться ослепительным взрывом. Он мог не проявляться в предыдущих коленах, но не проявившиеся крупицы его все равно передавались дальше и копились, копились, дожидаясь своего проявления.


  • Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.




Ценность времени – в его быстротечности.







В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении.






Мордочка Микки-Мауса изображена на многих вещах, предметах, материалах.





Однажды увидев море, невозможно забыть его невероятную красоту и неукротимую мощь.








Талант накапливается и передаётся по наследству. Он пробирается по родословной, чтобы в одном из поколений разразиться ослепительным взрывом. Талант копится по крупицам, дожидаясь своего проявления.


Вывод: применили приём исключения второстепенной информации.


Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказкам


Вывод: применили приём обобщения

VII.

Работа с текстом. Изложение из банка заданий.

1) Первоначальный вариант текста. (Без деления на абзацы)

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. (По Ю. Бондареву) 152 слова


2) Давайте определим тему текста. Как это можно сделать?

- Итак, о чем текст, который мы с вами читали? Какова его тема? Сформулируйте её.



- Какова его главная мысль? Что хотел донести автор до читателя? Как можно озаглавить текст?




- Определение количества абзацев в тексте, определение микротемы каждого абзаца. Запишите каждую микротему кратко, опуская второстепенную информацию.


1 абзац.

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.





2 абзац.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

.



3 абзац.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.



















Тема определяется различными способами:

- по началу текста;

- по ключевым словам;

- по ключевым эпизодам;

- по заглавию текста.


Война была для детей жестокой и грубой школой

Память о войне должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время

Можно озаглавить так: «Люди и Время», «Память о войне», «Война и дети»…


Выделяем микротемы:

1 абзац – Жестокая школа войны.

2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.

3 абзац – Память о войне должна жить.

5) Приёмы сжатия. Редактируем каждый абзац.


Исключаем прилагательное в 1 предложении, одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем: Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. Дети не понимали истинной ценности простых вещей, так как не обладали жизненным опытом.


Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом: Война наполнила их душевный опыт. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности. Вернувшиеся с войны сумели сохранить в себе чистый мир, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости


Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого: Память о войне должна жить, ведь главные участники истории – Люди и Время.

VIII.


А теперь пришло время написать сжатое изложение.

Образец сжатого изложения.


Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. Дети не понимали истинной ценности простых вещей, так как не обладали жизненным опытом.

Война наполнила их душевный опыт. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности. Вернувшиеся с войны сумели сохранить в себе чистый мир, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости.

Память о войне должна жить, ведь главные участники истории – Люди и Время.




[Пишут сжатое изложение]

IX.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Было трудно

Надо повторить ещё раз

Всё легко и просто

[Выбирают ответ]

X.

Домашнее задание.

Работа с текстом из упр. 301. По аналогии с работой на уроке




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучение сжатому изложению

Автор: Дорджиева Герел Далаевна

Дата: 21.03.2020

Номер свидетельства: 543663

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Обучение сжатому изложению.(Презентация) "
    ["seo_title"] => string(49) "obuchieniie-szhatomu-izlozhieniiu-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "204386"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429641331"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Обучение сжатому изложению.(Конспект урока) "
    ["seo_title"] => string(49) "obuchieniie-szhatomu-izlozhieniiu-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "204389"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429641550"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Обучение сжатому изложению "
    ["seo_title"] => string(35) "obuchieniie-szhatomu-izlozhieniiu-1"
    ["file_id"] => string(6) "161407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422209696"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Обучение сжатому изложению  текста-повествования «Сказка про мальчика, понимавшего язык земли»"
    ["seo_title"] => string(106) "obuchieniie-szhatomu-izlozhieniiu-tieksta-poviestvovaniia-skazka-pro-mal-chika-ponimavshiegho-iazyk-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "257183"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448285350"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Обучение сжатому изложению. "
    ["seo_title"] => string(33) "obuchieniie-szhatomu-izlozhieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "141696"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418149956"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства