kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение сжатому изложению текста-повествования «Сказка про мальчика, понимавшего язык земли»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения сжатому изложению  текста-повествования «Сказка про мальчика, понимавшего язык земли» ставит своей целью учить формулировать основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста;  писать сжатое изложение

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение сжатому изложению текста-повествования «Сказка про мальчика, понимавшего язык земли»»

Урок русского языка в 5 классе УМК Ладыженской Т.А.  Обучение сжатому изложению текста-повествования  «Сказка про мальчика, понимавшего язык земли» ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ (упр. 261) Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Урок русского языка в 5 классе

УМК Ладыженской Т.А.

Обучение сжатому изложению

текста-повествования

«Сказка про мальчика, понимавшего язык земли»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

К УРОКУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

(упр. 261)

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Цели:

Цели:

  • учить формулировать основную мысль текста;
  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
  • сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста;
  • писать сжатое изложение
Знакомо ли вам имя Аркадия Пластова? «Сенокос» «Родник» «Летом» «Первый снег» «Полдень» «Ужин тракториста»

Знакомо ли вам имя

Аркадия Пластова?

«Сенокос»

«Родник»

«Летом»

«Первый снег»

«Полдень»

«Ужин тракториста»

Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972)

Аркадий

Александрович

Пластов

(1893 – 1972)

«Сказка про мальчика, понимавшего язык земли» Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди! «Юность»

«Сказка про мальчика,

понимавшего язык земли»

Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!

«Юность»

«Сказка про мальчика, понимавшего язык земли» С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой сам светловолосый озорной смешливый храбрый. В общем обычный мальчишка. «Деревня»

«Сказка про мальчика,

понимавшего язык земли»

С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой сам светловолосый озорной смешливый храбрый. В общем обычный мальчишка.

«Деревня»

«Сказка про мальчика, понимавшего язык земли» Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит чего-то. — Кому это ты, Аркашка?—спрашивают мальчишки. — Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает?—говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы ветром, да жаворонки высоко в небе свистят. «Витя-подпасок»

«Сказка про мальчика,

понимавшего язык земли»

Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит чего-то.

— Кому это ты, Аркашка?—спрашивают мальчишки.

— Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает?—говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.

«Витя-подпасок»

«Сказка про мальчика, понимавшего язык земли» Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка ему обед принес спрашивает: — С кем это ты разговариваешь? — Муравьи мне рассказали что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить и муравейник восстанавливать. Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.  «Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?»—думает Аркаша.  (По Е.Мурашовой)  

«Сказка про мальчика,

понимавшего язык земли»

Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка ему обед принес спрашивает:

— С кем это ты разговариваешь?

— Муравьи мне рассказали что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить и муравейник восстанавливать.

Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.

«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?»—думает Аркаша.

(По Е.Мурашовой)

 

Беседа по тексту В каком стиле речи написан данный текст?  Почему автор рассказывает о детстве Пластова?  Чем маленький Аркаша удивлял родителей и сверстников?  За что родители сердились на Аркашу?   В чём секрет художника Пластова?

Беседа по тексту

В каком стиле речи написан данный текст?

Почему автор рассказывает о детстве Пластова?

Чем маленький Аркаша удивлял родителей и сверстников?

За что родители сердились на Аркашу?

В чём секрет художника Пластова?

Беседа по тексту Понравился ли вам рассказ? Является ли данный отрывок текстом? Назовите признаки текста.        Какова тема текста? Этот текст о любви к родной земле  Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел? Основная мысль текста  —  обыкновенный мальчик умеет необыкновенно любить природу и понимать её язык

Беседа по тексту

Понравился ли вам рассказ?

Является ли данный отрывок текстом?

Назовите признаки текста.

Какова тема текста?

Этот текст о любви к родной земле

Какова основная мысль текста,

т.е. авторский замысел?

Основная мысль текста

обыкновенный мальчик умеет необыкновенно любить природу и понимать её язык

  • Заголовок
  • Начало
  • Основная часть
  • Концовка
  • Тема
  • Основная мысль
Деление текста на микротемы и составление плана МИКРОТЕМА  —  наименьшая составная часть темы целого текста  Редко рождаются такие люди.  С виду пацан как пацан.  Привет ветру.  Разговор с муравьями.  Вечерние беседы с закатом.  Земля живая, всё на ней свой голос имеет. ЗАПОМНИТЕ: в плане столько пунктов, сколько микротем .

Деление текста

на микротемы

и составление плана

МИКРОТЕМА

наименьшая составная часть темы целого текста

  • Редко рождаются такие люди.
  • С виду пацан как пацан.
  • Привет ветру.
  • Разговор с муравьями.
  • Вечерние беседы с закатом.
  • Земля живая, всё на ней свой голос имеет.

ЗАПОМНИТЕ:

в плане столько пунктов, сколько микротем .

Сжатие текста Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди! Без каких предложений в первой микротеме обойтись нельзя?  Сожмите первую микротему. Маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!

Сжатие текста

Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!

Без каких предложений в первой микротеме обойтись нельзя?

Сожмите первую микротему.

Маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!

Сжатие текста С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой сам светловолосый озорной смешливый храбрый. В общем обычный мальчишка. Без каких предложений во 2-й микротеме обойтись нельзя?  Сожмите вторую микротему. С детства окружающие удивлялись на Аркашу Пластова. А с виду он был пацан как пацан (обычный мальчишка).

Сжатие текста

С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой сам светловолосый озорной смешливый храбрый. В общем обычный мальчишка.

Без каких предложений во 2-й микротеме обойтись нельзя?

Сожмите вторую микротему.

С детства окружающие удивлялись на Аркашу Пластова. А с виду он был пацан как пацан (обычный мальчишка).

Сжатие текста Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит чего-то. — Кому это ты, Аркашка?—спрашивают мальчишки. — Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает?—говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы ветром, да жаворонки высоко в небе свистят. Без каких предложений в 3-й микротеме обойтись нельзя?  Сожмите третью микротему. Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он в поле, раскинет руки и кричит чего-то. — Это я ветру привет передаю, а он мне отвечает? — говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат.

Сжатие текста

Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит чего-то.

— Кому это ты, Аркашка?—спрашивают мальчишки.

— Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает?—говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.

Без каких предложений в 3-й микротеме обойтись нельзя?

Сожмите третью микротему.

Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он в поле, раскинет руки и кричит чего-то.

Это я ветру привет передаю, а он мне отвечает? — говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат.

Сжатие текста Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка ему обед принес спрашивает: — С кем это ты разговариваешь? — Муравьи мне рассказали что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить и муравейник восстанавливать. Без каких предложений в 4-й микротеме обойтись нельзя?  Сожмите четвёртую микротему. Или сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка спрашивает: — С кем это ты разговариваешь? — Муравьи мне рассказали что на их дом медведь лапой наступил.

Сжатие текста

Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка ему обед принес спрашивает:

— С кем это ты разговариваешь?

— Муравьи мне рассказали что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить и муравейник восстанавливать.

Без каких предложений в 4-й микротеме обойтись нельзя?

Сожмите четвёртую микротему.

Или сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка спрашивает:

С кем это ты разговариваешь?

Муравьи мне рассказали что на их дом медведь лапой наступил.

Сжатие текста Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт. Без каких предложений в 5-й микротеме обойтись нельзя?  Сожмите пятую микротему. По вечерам Аркаша с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.

Сжатие текста

Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.

Без каких предложений в 5-й микротеме обойтись нельзя?

Сожмите пятую микротему.

По вечерам Аркаша с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.

Сжатие текста «Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?»—думает Аркаша. Без каких предложений в 6-й микротеме обойтись нельзя?  Сожмите шестую микротему. Очень Аркаше хотелось доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет.

Сжатие текста

«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?»—думает Аркаша.

Без каких предложений в 6-й микротеме обойтись нельзя?

Сожмите шестую микротему.

Очень Аркаше хотелось доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет.

Перескажите сжатый текст Маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди! С детства окружающие удивлялись на Аркашу Пластова. А с виду он был пацан как пацан. Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он в поле, раскинет руки и кричит чего-то. — Это я ветру привет передаю, аон мне отвечает? — говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат.  Или сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка спрашивает: — С кем это ты разговариваешь? — Муравьи мне рассказали что на их дом медведь лапой наступил. По вечерам Аркаша с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт. Очень Аркаше хотелось доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет.

Перескажите сжатый текст

Маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!

С детства окружающие удивлялись на Аркашу Пластова. А с виду он был пацан как пацан.

Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он в поле, раскинет руки и кричит чего-то.

Это я ветру привет передаю, аон мне отвечает? — говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат.

Или сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка спрашивает:

С кем это ты разговариваешь?

Муравьи мне рассказали что на их дом медведь лапой наступил.

По вечерам Аркаша с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.

Очень Аркаше хотелось доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет.

Напишите сжатое изложение  Редко рождаются такие люди.  С виду пацан как пацан.  Привет ветру.  Разговор с муравьями.  Вечерние беседы с закатом.  Земля живая, всё на ней свой голос имеет. Помните о знаках препинания при диалоге: —  П? — а. —  П, — а. А: —  П. Желаю удачи!

Напишите

сжатое изложение

  • Редко рождаются такие люди.
  • С виду пацан как пацан.
  • Привет ветру.
  • Разговор с муравьями.
  • Вечерние беседы с закатом.
  • Земля живая, всё на ней свой голос имеет.

Помните о знаках препинания при диалоге:

П? а.

П, а.

А:

П.

Желаю удачи!

Всем спасибо за работу!

Всем

спасибо

за

работу!

Использованный материал:

Использованный материал:

  • Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014 г.
  • Карасёва И.В. Поурочные аланы по учебнику «Русский язык: 5 класс» Ладыженской Т.А., Баранов М.Т. и др. - Волгоград: Учитель, 2014 г.
  • Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе. - М.: Школьная пресса, 2014 г.
  • Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia
  • Репродукции картин А.А.Пластова: http://opisanie-kartin.com/plastov-arkadij/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Печказова Светлана Петровна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 257183


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства