kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение сжатому изложению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована учителем на уроке русского языка в 7- 9 классах при подготовке к написанию сжатого изложения. Учащиеся узнают, чем подробное изложение отличается от сжатого, об основных приемах сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение), познакомятся с этапами написания сжатого изложения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение сжатому изложению. »

Обучение сжатому изложению Урок русского языка в 8 классе

Обучение сжатому изложению

Урок русского языка в 8 классе

«Богатство слов еще не составляет богатства языка. Гибкость, плавность, выразительность и вразумительность, разнообразие, наконец, удобное согласование живого слова с понятием умственного языка – вот что необходимо» В.и.дАЛЬ

«Богатство слов еще не составляет богатства языка. Гибкость, плавность, выразительность и вразумительность, разнообразие, наконец, удобное согласование живого слова с понятием умственного языка – вот что необходимо»

В.и.дАЛЬ

– Чем отличается подробное изложение от сжатого?

Чем отличается подробное изложение от сжатого?

  • Подробное изложение – максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей.  
  • Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации , при котором исключаются подробности
– Какие основные  приемы сжатия текста вы знаете? Исключение  – отдельных членов предложения, однородных членов, повторов; одного или нескольких синонимов; фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение и др. Обобщение – однородных членов обобщающим словом, фрагмента предложения синтаксическим синонимом, прямой речи косвенной, предложения или его части указательным местоимением, сложного предложения простым и др. Упрощение – двух простых предложений. Как правило, сопровождается заменой и / или исключением.

Какие основные  приемы сжатия текста вы знаете?

Исключение – отдельных членов предложения,

  • однородных членов,
  • повторов;
  • одного или нескольких синонимов;
  • фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение и др.

Обобщение – однородных членов обобщающим словом,

  • фрагмента предложения синтаксическим синонимом,
  • прямой речи косвенной,
  • предложения или его части указательным местоимением, сложного предложения простым и др.

Упрощение двух простых предложений. Как правило, сопровождается заменой и / или исключением.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ  СЖАТЫЙ ТЕКСТ 1. «Сколько же в нашей жизни всего пушкинского?» - задавался я вопросом. 1.Сколько же в нашей жизни всего пушкинского?    2. Вот центральные улицы и площади городов , названные в честь поэта и даже город его имени .   2. Вот улицы, площади и даже город, названные в честь поэта.

ИСКЛЮЧЕНИЕ

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

СЖАТЫЙ ТЕКСТ

1. «Сколько же в нашей жизни всего пушкинского?» - задавался я вопросом.

1.Сколько же в нашей жизни всего пушкинского?

2. Вот центральные улицы и площади городов , названные в честь поэта и даже город его имени .

2. Вот улицы, площади и даже город, названные в честь поэта.

ОБОБЩЕНИЕ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ СЖАТЫЙ ТЕКСТ 1. А сколько разных драматических спектаклей, опер и балетов ? Не счесть. 1. Не счесть театральных постановок.    2. Есть ведь ещё мелочь разная – брелоки, значки, календари, блокноты, шкатулки  с изображением поэта …  2.Есть ещё сувениры  разные с изображением поэта…

ОБОБЩЕНИЕ

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

СЖАТЫЙ ТЕКСТ

1. А сколько разных драматических спектаклей, опер и балетов ? Не счесть.

1. Не счесть театральных постановок.

2. Есть ведь ещё мелочь разная – брелоки, значки, календари, блокноты, шкатулки с изображением поэта

2.Есть ещё сувениры разные с изображением поэта…

УПРОЩЕНИЕ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ СЖАТЫЙ ТЕКСТ    Александр Сергеевич Пушкин – первый из всех, так близко подступивший к русской душе. Он и до сих пор путешествует неотрывно с нею. Так вцепился, так схватился, что, скорее всего, уже никогда эту душу от себя не отпустит . Александр Сергеевич Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе и сросся с нею.

УПРОЩЕНИЕ

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

СЖАТЫЙ ТЕКСТ

Александр Сергеевич Пушкин – первый из всех, так близко подступивший к русской душе.

Он и до сих пор путешествует неотрывно с нею.

Так вцепился, так схватился, что, скорее всего, уже никогда эту душу от себя не отпустит .

Александр Сергеевич Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе и сросся с нею.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ   1. Определение темы текста. Ответ на вопрос: «О чем текст?» 2. Определение идеи текста. Ответ на вопрос:  «Какую мысль автор хотел выразить?» 3. Определение структуры текста. 4. Абзацное членение текста: определение микротем текста как частей общей темы.  5. Моделирование сжатого изложения

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

1. Определение темы текста. Ответ на вопрос: «О чем текст?»

2. Определение идеи текста. Ответ на вопрос:  «Какую мысль автор хотел выразить?»

3. Определение структуры текста.

4. Абзацное членение текста: определение микротем текста как частей общей темы.

5. Моделирование сжатого изложения

– Как определить тему?   1.по началу текста;  2.по ключевым словам;  3.по ключевым эпизодам;  4.по поступкам или размышлениям героев (автора)  5.по заглавию текста – Что нам помогает сформулировать идею ? Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

Как определить тему?

1.по началу текста; 2.по ключевым словам; 3.по ключевым эпизодам; 4.по поступкам или размышлениям героев (автора) 5.по заглавию текста

Что нам помогает сформулировать идею ?

Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

– Что такое композиция текста? Композиция текста  – построение текста. – Что такое тезис? Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания. – Как соединить содержание микротем в текст?    Использовать лексические и лексико- грамматические средства соединения частей текста.

Что такое композиция текста?

Композиция текста  – построение текста.

Что такое тезис?

Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Как соединить содержание микротем в текст?  

Использовать лексические и лексико- грамматические средства соединения частей текста.

ИСПОЛЬЗУЯ РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ СЖАТИЯ, ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ЗАДАННЫЙ ТЕКСТ

ИСПОЛЬЗУЯ РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ СЖАТИЯ, ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ЗАДАННЫЙ ТЕКСТ

Жизнь и творчество Растрелли связаны с Петербургом, Москвой и другими местами России. Родился он в семье итальянского скульптора. Мальчиком был привезен в Россию, и эта страна навсегда стала его второй родиной. Творчество Растрелли сыграло величайшую роль в развитии стиля барокко в русской архитектуре XVIII века. Растрелли строил дворцы (Петродворец, Зимний), парковые павильоны, церкви (Андреевский собор в Киеве), монастырские ансамбли (Смольный монастырь), городские особняки. Прекрасен бирюзово-белый четырехфасадный массив Зимнего дворца. Тремя энергичными выступами один фасад выходит на площадь, три арки подчеркивают его центр. Другой — двухъярусной колоннадой, вырастающей как бы из земли, уходит в пространство набережной Невы. Поставленные вдоль карниза статуи богинь, нимф и рыцарей завершают вертикали колонн. Много внимания зодчий уделял интерьерам. Он сам составлял рисунки и декорировку. Элементы декора в руках талантливого мастера сочетаются и комбинируются во множестве вариантов. Как волшебник, он щедро рассыпает по стенам замысловатое обрамление окон, резные раковины, гирлянды, цветы, орнаментальные завитки. Талант, блестящее мастерство, неуемный темперамент отдал великий зодчий на прославление русской национальной культуры. (По И. Киартано)

1. О чём говорится в этом тексте?   Растрелли – великий зодчий, работавший в России. 2. Какую мысль хотел выразить автор? Рассказать о талантливом архитекторе, сыгравшем огромную роль в культуре нашей страны. 3.Выделим микротемы  1. Россия стала второй родиной Растрелли. 2.Зодчий возвёл множество великих сооружений. 3.Прекрасен четырёхфасадный массив Зимнего дворца. 4.Внимание архитектора к интерьерам. 5.Блестящий мастер прославил русскую национальную культуру

1. О чём говорится в этом тексте?

Растрелли – великий зодчий, работавший в России.

2. Какую мысль хотел выразить автор?

Рассказать о талантливом архитекторе, сыгравшем огромную роль в культуре нашей страны.

3.Выделим микротемы

1. Россия стала второй родиной Растрелли.

2.Зодчий возвёл множество великих сооружений.

3.Прекрасен четырёхфасадный массив Зимнего дворца.

4.Внимание архитектора к интерьерам.

5.Блестящий мастер прославил русскую национальную культуру

СЖАТИЕ ТЕКСТА  1. Жизнь и творчество Растрелли связаны с Петербургом, Москвой и другими местами России. Родился он в семье итальянского скульптора. Мальчиком был привезен в Россию, и эта страна навсегда стала его второй родиной. Творчество Растрелли сыграло величайшую роль в развитии стиля барокко в русской архитектуре XVIII века.  1. Россия стала второй родиной итальянского скульптора Растрелли. Его творчество сыграло величайшую роль в развитии стиля барокко в русской архитектуре XVIII века.   2.  Растрелли строил дворцы (Петродворец, Зимний), парковые павильоны, церкви (Андреевский собор в Киеве), монастырские ансамбли (Смольный монастырь), городские особняки.       2. Зодчий построил множество замечательных сооружений в разных городах нашей страны.

СЖАТИЕ ТЕКСТА

1. Жизнь и творчество Растрелли связаны с Петербургом, Москвой и другими местами России. Родился он в семье итальянского скульптора. Мальчиком был привезен в Россию, и эта страна навсегда стала его второй родиной. Творчество Растрелли сыграло величайшую роль в развитии стиля барокко в русской архитектуре XVIII века.

1. Россия стала второй родиной итальянского скульптора Растрелли. Его творчество сыграло величайшую роль в развитии стиля барокко в русской архитектуре XVIII века.

2. Растрелли строил дворцы (Петродворец, Зимний), парковые павильоны, церкви (Андреевский собор в Киеве), монастырские ансамбли (Смольный монастырь), городские особняки.

2. Зодчий построил множество замечательных сооружений в разных городах нашей страны.

СЖАТИЕ ТЕКСТА  3.Прекрасен бирюзово-белый четырехфасадный массив Зимнего дворца. Тремя энергичными выступами один фасад выходит на площадь, три арки подчеркивают его центр. Другой — двухъярусной колоннадой, вырастающей как бы из земли, уходит в пространство набережной Невы. Поставленные вдоль карниза статуи богинь, нимф и рыцарей завершают вертикали колонн.    4. Много внимания зодчий уделял интерьерам. Он сам составлял рисунки и декорировку. Элементы декора в руках талантливого мастера сочетаются и комбинируются во множестве вариантов. Как волшебник, он щедро рассыпает по стенам замысловатое обрамление окон, резные раковины, гирлянды, цветы, орнаментальные завитки.    3. Прекрасен четырёхфасадный массив Зимнего дворца. Тремя выступами один фасад выходит на площадь, другой  уходит в пространство набережной Невы. .  4. Много внимания зодчий уделял интерьерам. Элементы декора в его руках сочетаются и комбинируются во множестве вариантов.

СЖАТИЕ ТЕКСТА

3.Прекрасен бирюзово-белый четырехфасадный массив Зимнего дворца. Тремя энергичными выступами один фасад выходит на площадь, три арки подчеркивают его центр. Другой — двухъярусной колоннадой, вырастающей как бы из земли, уходит в пространство набережной Невы. Поставленные вдоль карниза статуи богинь, нимф и рыцарей завершают вертикали колонн.

4. Много внимания зодчий уделял интерьерам. Он сам составлял рисунки и декорировку. Элементы декора в руках талантливого мастера сочетаются и комбинируются во множестве вариантов. Как волшебник, он щедро рассыпает по стенам замысловатое обрамление окон, резные раковины, гирлянды, цветы, орнаментальные завитки.

3. Прекрасен четырёхфасадный массив Зимнего дворца. Тремя выступами один фасад выходит на площадь, другой  уходит в пространство набережной Невы. .

4. Много внимания зодчий уделял интерьерам. Элементы декора в его руках сочетаются и комбинируются во множестве вариантов.

СЖАТИЕ ТЕКСТА  5. Талант, блестящее мастерство, неуемный темперамент отдал великий зодчий на прославление русской национальной культуры.   5. Своё блестящее мастерство отдал великий Растрелли на прославление русской национальной культуры.

СЖАТИЕ ТЕКСТА

5. Талант, блестящее мастерство, неуемный темперамент отдал великий зодчий на прославление русской национальной культуры.

5. Своё блестящее мастерство отдал великий Растрелли на прославление русской национальной культуры.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Переписать изложение, используя советы и предложения одноклассников     СПАСИБО ЗА УРОК!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Переписать изложение, используя советы и предложения одноклассников

СПАСИБО ЗА УРОК!

Источники:  шаблон презентации - Pedsovet.su

Источники: шаблон презентации - Pedsovet.su


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Обучение сжатому изложению.

Автор: Кудосова Анжела Фанисовна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141696

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Обучение сжатому изложению.(Презентация) "
    ["seo_title"] => string(49) "obuchieniie-szhatomu-izlozhieniiu-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "204386"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429641331"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Обучение сжатому изложению.(Конспект урока) "
    ["seo_title"] => string(49) "obuchieniie-szhatomu-izlozhieniiu-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "204389"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429641550"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Обучение сжатому изложению "
    ["seo_title"] => string(35) "obuchieniie-szhatomu-izlozhieniiu-1"
    ["file_id"] => string(6) "161407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422209696"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Обучение сжатому изложению  текста-повествования «Сказка про мальчика, понимавшего язык земли»"
    ["seo_title"] => string(106) "obuchieniie-szhatomu-izlozhieniiu-tieksta-poviestvovaniia-skazka-pro-mal-chika-ponimavshiegho-iazyk-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "257183"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448285350"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Обучение сжатому изложению"
    ["seo_title"] => string(30) "obuchenie_szhatomu_izlozheniiu"
    ["file_id"] => string(6) "543663"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1584740735"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства