|  – Что означает словосочетание «роняли листву»? (Листья падали с деревьев.)  – Подберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Ёлочка появилась на свет осенью.)  б) Чтение второго абзаца, определение темы.  – С какого предложения начинается вторая часть и почему? (Вторая часть начинается с предложения «Прошло много лет», потому что ёлочка росла.) Прочитайте второй абзац текста.  – Напомните, какие подарки дарили ёлочке деревья. Какого цвета были листья-подарки осины, клена, ивы? (У осины – красные, у клена – оранжевые, у ивы – желтые.) С чем сравнивает их автор? Каких листьев-подарков на ёлочке было больше? (Ивы.) Какое слово помогло вам ответить на вопрос? (Засыпает.) Какие глаголы использует автор, чтобы не повторялось слово «дарит»? (Роняет, засыпает.)  – Выберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Каждую осень деревья дарят ёлочке подарки.)  в) Чтение третьего абзаца, определение темы.  – Приятно ли было ёлочке получать подарки? Как автор сказал об этом? (И стоит ёлочка счастливая.)  – Какая ёлочка была в день своего рождения? (Удивленная.)  – Что означает в этом тексте слово «нарядная»? (Вся усыпанная разноцветными листьями.)  – Какие слова вам хотелось бы использовать в изложении этой части? (Учитель обращает внимание на построение последнего предложения: «Раскинула лапки, а на ладошках подарки».)  – Какое предложение будет заголовком к этой части? (И стоит ёлочка счастливая.)  4) Структура текста.  – Сколько частей в тексте? (Три части.)  – О чем вы напишете в первой части? (О том, когда появилась ёлочка, какая она была в день своего рождения.)  – О чем напишете во второй части? (О том, какие подарки получала ёлочка в день рождения.)  – Как вы закончите свой рассказ? (Напишем о том, какая стояла ёлочка.)  5) Пересказ текста.  – Что расскажете в первой части? (О том, когда появилась ёлочка, какая она была в день своего рождения.)  – Сколько предложений для этого потребуется? (Два предложения.)  – А теперь подумайте, о чем расскажете во второй части? (О том, какие подарки получала ёлочка в день рождения.)  – Сколько для этого потребуется предложений? (Не менее пяти предложений.)  – О чем расскажете в заключении? (Напишем о том, какая стояла ёлочка.)  – Сколько предложений для этого потребуется? (Два-три предложения.)  – Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.)  – Соответствует ли содержание рассказа теме?  – Сколько частей получилось в рассказе? (3.)  Орфографическая подготовка.  Слова для орфографической подготовки на доске с пропусками: 1-я часть текста – р_няли, л_ству; 2-я часть текста – д_рит, китайские ф_нар_ки, р_няет, _ранж_вые, з_сыпает, з_л_тые.  Ученики находят данные слова в тексте и называют буквы, которые в них пропущены. Учитель вписывает каждую букву красным мелом.  4. Письменное изложение текста.  – Закройте учебники. Запишите текст.  5. Самопроверка.  Учащиеся определяют, раскрыта ли тема, последовательно ли изложено содержание, использованы ли средства речевой выразительности текста-образца, выделены ли части текста; проверяют орфографическую правильность написанного.  6. Чтение записанного текста. 
 |