– Что означает словосочетание «роняли листву»? (Листья падали с деревьев.) – Подберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Ёлочка появилась на свет осенью.) б) Чтение второго абзаца, определение темы. – С какого предложения начинается вторая часть и почему? (Вторая часть начинается с предложения «Прошло много лет», потому что ёлочка росла.) Прочитайте второй абзац текста. – Напомните, какие подарки дарили ёлочке деревья. Какого цвета были листья-подарки осины, клена, ивы? (У осины – красные, у клена – оранжевые, у ивы – желтые.) С чем сравнивает их автор? Каких листьев-подарков на ёлочке было больше? (Ивы.) Какое слово помогло вам ответить на вопрос? (Засыпает.) Какие глаголы использует автор, чтобы не повторялось слово «дарит»? (Роняет, засыпает.) – Выберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Каждую осень деревья дарят ёлочке подарки.) в) Чтение третьего абзаца, определение темы. – Приятно ли было ёлочке получать подарки? Как автор сказал об этом? (И стоит ёлочка счастливая.) – Какая ёлочка была в день своего рождения? (Удивленная.) – Что означает в этом тексте слово «нарядная»? (Вся усыпанная разноцветными листьями.) – Какие слова вам хотелось бы использовать в изложении этой части? (Учитель обращает внимание на построение последнего предложения: «Раскинула лапки, а на ладошках подарки».) – Какое предложение будет заголовком к этой части? (И стоит ёлочка счастливая.) 4) Структура текста. – Сколько частей в тексте? (Три части.) – О чем вы напишете в первой части? (О том, когда появилась ёлочка, какая она была в день своего рождения.) – О чем напишете во второй части? (О том, какие подарки получала ёлочка в день рождения.) – Как вы закончите свой рассказ? (Напишем о том, какая стояла ёлочка.) 5) Пересказ текста. – Что расскажете в первой части? (О том, когда появилась ёлочка, какая она была в день своего рождения.) – Сколько предложений для этого потребуется? (Два предложения.) – А теперь подумайте, о чем расскажете во второй части? (О том, какие подарки получала ёлочка в день рождения.) – Сколько для этого потребуется предложений? (Не менее пяти предложений.) – О чем расскажете в заключении? (Напишем о том, какая стояла ёлочка.) – Сколько предложений для этого потребуется? (Два-три предложения.) – Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.) – Соответствует ли содержание рассказа теме? – Сколько частей получилось в рассказе? (3.) Орфографическая подготовка. Слова для орфографической подготовки на доске с пропусками: 1-я часть текста – р_няли, л_ству; 2-я часть текста – д_рит, китайские ф_нар_ки, р_няет, _ранж_вые, з_сыпает, з_л_тые. Ученики находят данные слова в тексте и называют буквы, которые в них пропущены. Учитель вписывает каждую букву красным мелом. 4. Письменное изложение текста. – Закройте учебники. Запишите текст. 5. Самопроверка. Учащиеся определяют, раскрыта ли тема, последовательно ли изложено содержание, использованы ли средства речевой выразительности текста-образца, выделены ли части текста; проверяют орфографическую правильность написанного. 6. Чтение записанного текста. |