План – конспект открытого занятия. Для детей 2 года обучения.
Тема: «изготовление игрушки-сувенира Снеговичок».
Цели:
обучающая – способствовать формированию и развитию умений и навыков
по изготовлению игрушек-сувениров.
развивающая – развивать познавательную активность, творческие возможности, художественную инициативу учащихся;
воспитывающая – способствовать развитию нравственных, трудовых и
эстетических качеств личности.
Оснащение занятия:
кабинет;
материалы, инструменты и приспособления: ткань, нитки, иглы, ножницы, синтепон, бисер, клей и др.;
образец – снеговичок;
Методы обучения: словесно – наглядный.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.
Тип урока: комбинированный.
Ход занятия:
Организационный момент:
приветствие;
проверка посещаемости кружковцев;
проверка готовности кружковцев к занятию;
сообщение кружковцам темы и целей занятия.
Повторение пройденного материала. Вопросы:
1. Как называется этот шов?
(Показать образец шва «обметочный».)
2. Рассказать об особенностях выполнения этого шва.
3. Как правильно набить синтепоном игрушку.
Изложение нового материала.
На прошлом занятии мы изготовили объемную игрушку - замечательного котенка. А сегодня нам предстоит с вами изготовить полу-объёмную игрушку-сувенир «Снеговичок», которую можно использовать как елочную игрушку.
Пришла зима и преобразила мир своим морозным дыханием. Иногда все становится похожим на чудесную сказку: летит белый пушистый снежок, сверкает на солнце укрытая зимним одеялом спящая земля. И в каждом дворе, словно по мановению волшебной палочки, появляются укутанные в шарфы забавные снеговики. Эта веселая зимняя затея известна людям уже не одно столетие. Но далеко не многим известно, какой сверхъестественный смысл был у снеговика в прошлом. Представьте себе, наших любимых, милых снеговичков ранее изображали огромными, злыми снежными монстрами. И не зря — ведь когда-то зимы были намного холоднее, поэтому приносили в дома немало хлопот. А месяц январь иногда даже так и называли - «снеговик».
По старинному преданию скульптор, поэт и архитектор Микеланджело Буонарроти, примерно в 1493 году впервые слепил снежную фигуру. А на Руси же снеговиков лепили с древних языческих времен и почитали как духов зимы. К ним, как и к Морозу, относились с должным уважением и обращались с просьбами о помощи и уменьшении длительности лютых морозов. Нос из морковки задабривал духов урожая и плодородия. Перевернутое ведро на голове символизировало достаток в семье. Кстати, снежные бабы и Снегурочка - это наше, русское достояние. Наши предки верили, что зимними природными явлениями (туманами, снегами, метелями) повелевают духи женского пола. Поэтому, чтобы показать им свое почтение, лепили снежных баб. А вот в Европе всегда считали снежную бабу особой мужского пола. Считалось, слепить снежную бабу в полнолуние — к несчастьям и ночным кошмарам. А в Норвегии верили, что рассматривать снеговиков ночью из-за штор опасно! Встретить снежную фигуру вечером считалось плохим знаком. Поэтому в темное время суток ее пытались обойти стороной.
Христианская легенда рассказывает, что снеговики — это ангелы. Ведь снег — дар неба. Эти зимние герои передают Богу просьбы людей. Поэтому из свежевыпавшего снега лепили маленького снеговичка и шептали ему сокровенные желания. Считалось, как только фигурка растает, желание будет доставлено на небеса и непременно сбудется. Со временем давний обычай лепить снеговиков и снежных баб лишился своего культового содержания и превратился в веселую и увлекательную игру и для детей, и для взрослых
Лишь в XIX снеговики «стали» добрыми героями новогодних сказок, появились на поздравительных открытках и завоевали любовь детских сердец.
Практическая работа учащихся. Изготовление игрушки-сувенира Снеговичок.
1. Вводный инструктаж.
- сообщить название практической работы; (игрушка-сувенир «Снеговичок»)
- сообщить цели практической работы: продемонстрировать знания, умения и навыки, полученные в результате изучения темы «игрушка-сувенир»; (обметочный шов, пришивание глаз, набивка, украшение)
- ознакомить учащихся с заданием по образцу; (из чего состоит снеговичок)
- ознакомить учащихся с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для выполнения работы; (флис, нитки, ножницы, игла, бисер, синтепон)
- провести инструктаж по технике безопасности:
При работе с иголками - храните иголки и булавки в определённом месте (подушечке, специальной коробке и т.д.), не оставляйте их на рабочем месте, ни в коем случае не берите иголки в рот.
При работе с ножницами - храните ножницы в определённом месте, кладите их сомкнутыми острыми концами от себя, передавайте ножницы друг другу ручками вперёд.
2. Самостоятельная работа учащихся.
1. Пришиваем глазки снеговичку.
2. Обшиваем варежки петельным швом.
3. Сметываем две детали снеговичка.
4. Затем прошиваем по контуру петельным швом и наполняем синтепоном. Нужно сразу вшить петельку из ленточки.
Переменка – отдых.
Загадки о снеговике
Человечек непростой: появляется зимой, а весною исчезает, потому что быстро тает. Появился во дворе он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной, у катка стоит с метлой. К ветру зимнему привык, наш приятель.
Мы слепили снежный ком, шляпу сделали на нем, нос приделали и в миг получился.
Что за нелепый человек пробрался в двадцать первый век. Морковкой нос, в руке метла, боится солнца и тепла.
Игра «Сундучок с сокровищами».
Разбить детей на пары.
– Перед вами сундучок. Какие же сокровища, необходимые для шитья, находятся в нём? Узнать об этом вы сможете, выполнив задание. Как только одна из команд первой справится с заданием, игра останавливается.
(Раздать каждой команде листы с заданием.)
Задание: решить примеры.
1. ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =
(иголка)
2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =
(ткань)
3. СНЕГА – НЕГА + ИНЕЙ – ЕЙ + ТЕПЛО – ЛО + ОН =
(синтепон)
4. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =
(ножницы)
5. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =
(нитки)
– Так вот, оказывается, какие сокровища спрятаны в сундучке! Иголки, нитки, ткань, синтепон и ножницы являются верными помощниками для каждой рукодельницы.
Продолжение работы
4. Варежки и самого снеговичка украшаем бисером, пайетками. (По желанию)
5. Осталось завязать ленточку снеговику. Можно завязать в виде шарфика, или в виде бабочки.
3. Текущий инструктаж:
проверка организации рабочих мест учащихся;
проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
оказание помощи слабо подготовленным учащимся.
4. Заключительный инструктаж:
анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
разбор типичных ошибок учащихся;
выяснение причин допущенных учащимися ошибок;
оценка результатов работы учащихся.
Уборка рабочих мест.
Подведение итогов занятия:
сообщить учащимся о достижении целей урока;
оценить результаты индивидуального труда детей на занятии,
Вот и подошло к концу наше занятие. Я считаю, поработали мы на славу. Теперь у Вас на елочке поселится такой очаровательный снеговичок, который непременно подарит вам праздничное настроение.
Раздаточный материал для игры «Сундучок с сокровищами».
ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =
ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =
СНЕГА – НЕГА + ИНЕЙ – ЕЙ + ТЕПЛО – ЛО + ОН =
НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =
НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =