kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта по развитии речи "Обобщающее изложение по коллективно составленному плану «Осенняя ёлочка» (по Н. Сладкову )"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Обучающее изложение по коллективно составленному плану

«Осенняя ёлочка» (По Н. Сладкову).

Тип урок: комбинированный урок

Цели:   1.Формирование умения воспроизводить текст в логической последовательности;

формирование навыка композиционного членения текста.

2. Развитие речи, орфографической зоркости, развитие способности чётко формулировать свои мысли.

3. Воспитание интереса к русскому языку  воспитание уверенности в своих силах, познавательного интереса к окружающему миру

Оборудование: текст, карточки «Вставь букву», индивидуальные карточки – помощницы

Осенняя ёлочка

Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли свои листья.

          Прошло много лет. На каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

          И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. 

                                   

                                                                                              ( По Н. Сладкову)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент (1минута)

Целеполагание и мотивация.

(1 минута)

Сообщение темы урока

(2 мин)

Актуализация

(5 мин)

Первичное осмысление материала.

(5мин)

Осознание и осмысление информации.

(15мин.)

Физкультминутка

(1 мин.)

Применение знаний и умений

(10мин)

Самопроверка

Рефлексия (1мин)

Итог урока (3мин)

Д\з

 

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Сегодня у нас особая миссия!

Мы – исследователи.

Что мы исследуем на уроках русского языка?

Загадка:

Гостья к нам пришла с опушки -

Зелена, хоть не лягушка.

И не Мишка косолапый,

Хоть ее мохнаты лапы.

И понять не можем мы:

Иглы для чего нужны?

Не швея она, не ежик,

Хоть на ежика похожа.

Догадаться очень просто,

Кто пришел к нам нынче в гости?

 - О чём эта загадка?

 -  Как догадались?

 - Что вам особенно понравилось в этом стихотворении?

 - Какого цвета наряд у ёлочки зимой, весной, летом? Почему?

 Цель нашего урока – исследование текста о…

На уроках окружающего мира мы уже ни раз знакомились с особенностями хвойных деревьев, а сегодня мы узнаем, какой наряд у ёлочки осенью.

Типы текста

На доске открывается таблица по ходу ответов детей. (Приложение 1)

I.Работа по содержанию.

1.Что привлекло автора в этой сцене?

2. Что нового вы узнали?

3. Лексическая работа со неизвестными словами.

II. Работа над композицией текста.

    - Определите тему текста.

 - Какова главная мысль текста?

- Какой заголовок соответствует содержанию текста?

- Сколько частей в тексте?

- Кому захотелось запомнить текст? Почему?

- Назовите основные части текста.

- Из скольких пунктов будет состоять план? Почему?

III. Работа над текстом( по частям), составление плана, выбор опорных слов.

- Прочитайте первую часть текста.

- Когда появилась на свет ёлочка?

 - Как можно сказать об этом по- другому?

- Как  появилась на свет ёлочка? Что она сделала?

  - Какие слова говорят о ёлочке, как о живом существе?

 - О чём первая часть? Скажите кратко.

 - Как озаглавим первую часть?

- Запишите заглавие первой части. (Учитель записывает заглавие на доске.)

 Попробуем вместе выявить опорные слова

- Перескажите первую часть близко к тексту.

б) – Прочитайте вторую часть текста.

 - С чего начинается вторая часть? Давайте вместе прочитаем первое предложение.

 - Что происходило каждый год осенью в день рождения ёлочки?

 - Какие деревья дарили ёлочке подарки, назовите?

 - Что дарили ёлочке деревья? Скажите  одним словом.

 - Каких цветов были листья?

 - На что похожи листья осинки?

- Чем листья осинки похожи на фонарики?

- Как в тексте названы листья клёна? Почему?

 - Чем одаривала ёлочку ива? Почему?               

- Какое изобразительно – выразительное средство языка использует автор во второй части текста?

 ( Скрытое сравнение – метафору)

 - В тексте говорится о том, как три дерева дарят подарки. Но слово «дарят» употреблено только один раз. Почему?

 - Озаглавьте вторую часть текста.

- Запишите заглавие второй части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные предложения из второй части текста (см. выше обозначены курсивом).

Перескажите эту часть друг другу.

 - Прочитайте  третью часть текста.

 - Приятно ли ёлочке, что ей дарят подарки?

 - Как вы догадались?

 - Отчего ёлочка счастлива?

 - Почему наряд ёлочки разноцветный?

 - Так какова же главная мысль текста? Давайте её ещё раз повторим.

 - Озаглавьте третью часть.

 - Запишите заглавие третьей части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные слова :счастливая, нарядная, разноцветная.

Перескажите третью часть себе.

А в лесу растёт черника

Земляника, голубика,

Чтобы ягодку сорвать

Надо глубже приседать.

Нагулялся я в лесу

Корзинку с ягодой несу

VI.Орфографическая работа.

Чтение текста учителем с установкой на запоминание и представление.

Что нового мы узнали на уроке ?

Легко ли написать текст, который интересно было бы слушать?

Что для этого необходимо?

   Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова. И одним из таких авторов является Н. Сладков, написавший много замечательных произведений для детей о природе. Ведь только внимательный человек, имеющий богатую фантазию,  может в обычном для нас явлении увидеть необычное.

  Закройте глаза и вспомните, как вы работали на сегодняшнем уроке.  Встаньте,  пожалуйста, те, кто считает, что он поработал «на отлично».

Встаньте,  пожалуйста, те, кто считает, что он поработал « на хорошо».

Спасибо, что сами себя оценили.

Осенняя ёлочка делится с вами подарками – листьями, на которых вам следует написать поздравление ёлочке с днём рождения.

Спасибо за урок. Я надеюсь, что с удовольствием прочитаю изложения, написанные вами.

Выполняют задание

 

Приложение № 1

Композиция текста – повествования

1. Вступление

2. Основная часть.

3. Концовка.

 

План.

1. Рождение ёлочки.

 2. Деревья дарят подарки.

 3.Счастливая и нарядная ёлочка.

 

 

Приложение № 2

 

д…ревья -  ____________

ос…нь - _______________

тр…винки_____________

 з…мля - ______________

р…ждение - ____________ Ры…ки – __________

 

 (На)свет_______________ (по)явилась_____________

 (раз)двинула____________ (вы)сунулась____________ (о)смотрелась___________ (из)земли_______________     (в)день_________________

 

Первая часть.

Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.

 

Вторая часть.

Опорные слова

Осинка дарит фонарики.

Клён роняет звёзды.

Ива засыпает рыбками.

 

Третья часть.

Опорные слова :

счастливая, нарядная, разноцветная.

 

 

Если тебе трудно вспомнить содержание текста, воспользуйся вопросами.

 

1. Когда появилась ёлочка?

2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения?

3. Какая стояла ёлочка?

Приложение № 3

Самопроверка

1.     Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2.     Начало предложения пиши с большой буквы.

3.     Найди слова, которые нужно проверить.

4.     Проверь, все ли опорные слова использованы.

5.     Прочитай текст ещё раз.

 

Самопроверка

1.     Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2.     Начало предложения пиши с большой буквы.

3.     Найди слова, которые нужно проверить.

4.     Проверь, все ли опорные слова использованы.

5.     Прочитай текст ещё раз.

 

Самопроверка

1.     Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2.     Начало предложения пиши с большой буквы.

3.     Найди слова, которые нужно проверить.

4.     Проверь, все ли опорные слова использованы.

5.     Прочитай текст ещё раз.

 

Самопроверка

1.     Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2.     Начало предложения пиши с большой буквы.

3.     Найди слова, которые нужно проверить.

4.     Проверь, все ли опорные слова использованы.

5.     Прочитай текст ещё раз.

 

Самопроверка

1.     Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2.     Начало предложения пиши с большой буквы.

3.     Найди слова, которые нужно проверить.

4.     Проверь, все ли опорные слова использованы.

5.     Прочитай текст ещё раз.

 

 

Самопроверка

1.     Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

2.     Начало предложения пиши с большой буквы.

3.     Найди слова, которые нужно проверить.

4.     Проверь, все ли опорные слова использованы.

5.     Прочитай текст ещё раз.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по развитии речи "Обобщающее изложение по коллективно составленному плану «Осенняя ёлочка» (по Н. Сладкову )" »














Технологическая карта урока русского языка в 3 классе


по УМК «Школа России»

Автор учебника В.П. Канакина, В.Г.Гороцкий




Тема урока.

Обучающее изложение

по коллективно составленному плану

«Осенняя ёлочка» (По Н. Сладкову )

Используемая литература:

"Русский язык 1-4 классы:

сочинения и изложения."

Н.Н. Бобкова и др., 2013.

http://nacalka.com/

http://images.yandex/





Учитель Едемская Нина Викторовна




















2013 год





Тема урока. Обучающее изложение по коллективно составленному плану

«Осенняя ёлочка» (По Н. Сладкову).

Тип урок: комбинированный урок

Цели: 1.Формирование умения воспроизводить текст в логической последовательности;

формирование навыка композиционного членения текста.

2. Развитие речи, орфографической зоркости, развитие способности чётко формулировать свои мысли.

3. Воспитание интереса к русскому языку воспитание уверенности в своих силах, познавательного интереса к окружающему миру

Оборудование: текст, карточки «Вставь букву», индивидуальные карточки – помощницы


Осенняя ёлочка

Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли свои листья.

Прошло много лет. На каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная.

( По Н. Сладкову)




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент (1минута)



Целеполагание и мотивация.

(1 минута)



Сообщение темы урока

(2 мин)


























Актуализация

(5 мин)






Первичное осмысление материала.

(5мин)







Осознание и осмысление информации.

(15мин.)



















































































Физкультминутка

(1 мин.)





Применение знаний и умений

(10мин)













Самопроверка

Рефлексия (1мин)

Итог урока (3мин)

















Д\з

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

.





Сегодня у нас особая миссия!

Мы – исследователи.

Что мы исследуем на уроках русского языка?




Загадка:

Гостья к нам пришла с опушки -

Зелена, хоть не лягушка.

И не Мишка косолапый,

Хоть ее мохнаты лапы.

И понять не можем мы:

Иглы для чего нужны?

Не швея она, не ежик,

Хоть на ежика похожа.

Догадаться очень просто,

Кто пришел к нам нынче в гости?

- О чём эта загадка?

- Как догадались?

- Что вам особенно понравилось в этом стихотворении?


- Какого цвета наряд у ёлочки зимой, весной, летом? Почему?

Цель нашего урока – исследование текста о…

На уроках окружающего мира мы уже ни раз знакомились с особенностями хвойных деревьев, а сегодня мы узнаем, какой наряд у ёлочки осенью.




Типы текста

На доске открывается таблица по ходу ответов детей. (Приложение 1)






I.Работа по содержанию.

1.Что привлекло автора в этой сцене?

2. Что нового вы узнали?

3. Лексическая работа со неизвестными словами.







II. Работа над композицией текста.

- Определите тему текста.

- Какова главная мысль текста?



- Какой заголовок соответствует содержанию текста?


- Сколько частей в тексте?

- Кому захотелось запомнить текст? Почему?





- Назовите основные части текста.


- Из скольких пунктов будет состоять план? Почему?


III. Работа над текстом( по частям), составление плана, выбор опорных слов.

- Прочитайте первую часть текста.

- Когда появилась на свет ёлочка?

- Как можно сказать об этом по- другому?

- Как появилась на свет ёлочка? Что она сделала?

- Какие слова говорят о ёлочке, как о живом существе?

- О чём первая часть? Скажите кратко.

- Как озаглавим первую часть?

- Запишите заглавие первой части. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Попробуем вместе выявить опорные слова

.


- Перескажите первую часть близко к тексту.


б) – Прочитайте вторую часть текста.

- С чего начинается вторая часть? Давайте вместе прочитаем первое предложение.

- Что происходило каждый год осенью в день рождения ёлочки?

- Какие деревья дарили ёлочке подарки, назовите?

- Что дарили ёлочке деревья? Скажите одним словом.

- Каких цветов были листья?

- На что похожи листья осинки?

- Чем листья осинки похожи на фонарики?

- Как в тексте названы листья клёна? Почему?

- Чем одаривала ёлочку ива? Почему?


- Какое изобразительно – выразительное средство языка использует автор во второй части текста?

( Скрытое сравнение – метафору)

- В тексте говорится о том, как три дерева дарят подарки. Но слово «дарят» употреблено только один раз. Почему?

- Озаглавьте вторую часть текста.

- Запишите заглавие второй части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)


Опорные предложения из второй части текста (см. выше обозначены курсивом).

Перескажите эту часть друг другу.


- Прочитайте третью часть текста.

- Приятно ли ёлочке, что ей дарят подарки?

- Как вы догадались?

- Отчего ёлочка счастлива?



- Почему наряд ёлочки разноцветный?

- Так какова же главная мысль текста? Давайте её ещё раз повторим.

- Озаглавьте третью часть.

- Запишите заглавие третьей части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)



Опорные слова :счастливая, нарядная, разноцветная.

Перескажите третью часть себе.


А в лесу растёт черника

Земляника, голубика,

Чтобы ягодку сорвать

Надо глубже приседать.

Нагулялся я в лесу

Корзинку с ягодой несу


VI.Орфографическая работа.



Чтение текста учителем с установкой на запоминание и представление.















Что нового мы узнали на уроке ?

Легко ли написать текст, который интересно было бы слушать?

Что для этого необходимо?

Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова. И одним из таких авторов является Н. Сладков, написавший много замечательных произведений для детей о природе. Ведь только внимательный человек, имеющий богатую фантазию, может в обычном для нас явлении увидеть необычное.

Закройте глаза и вспомните, как вы работали на сегодняшнем уроке. Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что он поработал «на отлично».

Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что он поработал « на хорошо».

Спасибо, что сами себя оценили.


Осенняя ёлочка делится с вами подарками – листьями, на которых вам следует написать поздравление ёлочке с днём рождения.

Спасибо за урок. Я надеюсь, что с удовольствием прочитаю изложения, написанные вами.

Выполняют задание







Ответы детей ( слова, предложения, тексты).
















О ёлке

Ёлка сравнивается с зелёной лягушкой, косолапым мишкой, колючим ёжиком, швеёй.


Ответы детей


ёлке









Ответы детей: повествование, описание, рассуждение.

Зависит от речевой задачи.

Отвечает на свой вопрос.

Состоит из композиционных частей.



Чтение текста учеником.



Работа с этимологическим словарём.




.




Ёлочка.

Ёлочка счастлива. У неё есть друзья, которые не забывают её и дарят ей подарки.

Ёлочка.

Осенний наряд деревьев.

Осенняя ёлочка.

Три.

- Для того, чтобы мы запомнить текст, , употребить в пересказе наиболее удачные, интересные слова и выражения авторского текста.

Вступление, основная часть, заключение (концовка).

Ответы детей





Чтение вслух

Ответы детей с опорой на текст

Родилась


Раздвинула листья…

Ответы детей с опорой на текст



Рождение ёлочки

Запись плана изложения в тетради


Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась

пересказ


Чтение шёпотом

Ответы детей с опорой на текст









На фонарики

Формой…


Осинка дарит фонарики.

Клён роняет звёзды.

Ива засыпает рыбками.



Фонарики, звёзды, рыбки…




Чтобы не было повторов

Деревья дарят подарки

Запись плана изложения в тетради





пересказ


Чтение про себя



Да

И стоит ёлочка счастливая.

У неё много друзей. Они помнят о ней, дарят ей подарки. Благодаря их подаркам, ёлочка стоит нарядная.

Ответы детей с опорой на текст



Счастливая и нарядная ёлочка

Запись плана изложения в тетради






пересказ


Выполнение необходимых движений






Работа по карточке «Вставь букву» (Приложение 2)


Слушают, закрыв, глаза.






Написание изложения без предварительного пересказа детьми.

(Приложение 2)




Проверка по карточке «Самопроверка» (Приложение 3)


-Ответы детей.Самооценка.







Приложение № 1

Композиция текста – повествования

1. Вступление

2. Основная часть.

3. Концовка.


План.

1. Рождение ёлочки.

2. Деревья дарят подарки.

3.Счастливая и нарядная ёлочка.


Приложение № 2


д…ревья - ____________

ос…нь - _______________

тр…винки_____________

з…мля - ______________

р…ждение - ____________ Ры…ки – __________


(На)свет_______________ (по)явилась_____________

(раз)двинула____________ (вы)сунулась____________ (о)смотрелась___________ (из)земли_______________ (в)день_________________


Первая часть.

Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.


Вторая часть.

Опорные слова

Осинка дарит фонарики.

Клён роняет звёзды.

Ива засыпает рыбками.


Третья часть.

Опорные слова :

счастливая, нарядная, разноцветная.



Если тебе трудно вспомнить содержание текста, воспользуйся вопросами.


1. Когда появилась ёлочка?

2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения?

3. Какая стояла ёлочка?


…ревья - ____________

ос…нь - _______________

тр…винки_____________

з…мля - ______________

р…ждение - ____________ Ры…ки – __________


(На)свет_______________ (по)явилась_____________

(раз)двинула____________ (вы)сунулась____________ (о)смотрелась___________ (из)земли_______________ (в)день_________________


Первая часть.

Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.


Вторая часть.

Опорные слова

Осинка дарит фонарики.

Клён роняет звёзды.

Ива засыпает рыбками.


Третья часть.

Опорные слова :

счастливая, нарядная, разноцветная.



Если тебе трудно вспомнить содержание текста, воспользуйся вопросами.


1. Когда появилась ёлочка?

2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения?

3. Какая стояла ёлочка?


…ревья - ____________

ос…нь - _______________

тр…винки_____________

з…мля - ______________

р…ждение - ____________ Ры…ки – __________


(На)свет_______________ (по)явилась_____________

(раз)двинула____________ (вы)сунулась____________ (о)смотрелась___________ (из)земли_______________ (в)день_________________


Первая часть.

Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.


Вторая часть.

Опорные слова

Осинка дарит фонарики.

Клён роняет звёзды.

Ива засыпает рыбками.


Третья часть.

Опорные слова :

счастливая, нарядная, разноцветная.



Если тебе трудно вспомнить содержание текста, воспользуйся вопросами.


1. Когда появилась ёлочка?

2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения?

3. Какая стояла ёлочка?



Приложение № 3

Самопроверка

  1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

  2. Начало предложения пиши с большой буквы.

  3. Найди слова, которые нужно проверить.

  4. Проверь, все ли опорные слова использованы.

  5. Прочитай текст ещё раз.


Самопроверка

  1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

  2. Начало предложения пиши с большой буквы.

  3. Найди слова, которые нужно проверить.

  4. Проверь, все ли опорные слова использованы.

  5. Прочитай текст ещё раз.


Самопроверка

  1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

  2. Начало предложения пиши с большой буквы.

  3. Найди слова, которые нужно проверить.

  4. Проверь, все ли опорные слова использованы.

  5. Прочитай текст ещё раз.


Самопроверка

  1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

  2. Начало предложения пиши с большой буквы.

  3. Найди слова, которые нужно проверить.

  4. Проверь, все ли опорные слова использованы.

  5. Прочитай текст ещё раз.


Самопроверка

  1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

  2. Начало предложения пиши с большой буквы.

  3. Найди слова, которые нужно проверить.

  4. Проверь, все ли опорные слова использованы.

  5. Прочитай текст ещё раз.



Самопроверка

  1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.

  2. Начало предложения пиши с большой буквы.

  3. Найди слова, которые нужно проверить.

  4. Проверь, все ли опорные слова использованы.

  5. Прочитай текст ещё раз.



8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Едемская Нина Викторовна

Дата: 30.06.2014

Номер свидетельства: 109155


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства