Тема урока. Обучающее изложение по коллективно составленному плану
«Осенняя ёлочка» (По Н. Сладкову).
Тип урок: комбинированный урок
Цели: 1.Формирование умения воспроизводить текст в логической последовательности;
формирование навыка композиционного членения текста.
2. Развитие речи, орфографической зоркости, развитие способности чётко формулировать свои мысли.
3. Воспитание интереса к русскому языку воспитание уверенности в своих силах, познавательного интереса к окружающему миру
Оборудование: текст, карточки «Вставь букву», индивидуальные карточки – помощницы
Осенняя ёлочка
Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли свои листья.
Прошло много лет. На каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная.
( По Н. Сладкову)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Организационный момент (1минута)
Целеполагание и мотивация.
(1 минута)
Сообщение темы урока
(2 мин)
Актуализация
(5 мин)
Первичное осмысление материала.
(5мин)
Осознание и осмысление информации.
(15мин.)
Физкультминутка
(1 мин.)
Применение знаний и умений
(10мин)
Самопроверка
Рефлексия (1мин)
Итог урока (3мин)
Д\з
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сегодня у нас особая миссия!
Мы – исследователи.
Что мы исследуем на уроках русского языка?
Загадка:
Гостья к нам пришла с опушки -
Зелена, хоть не лягушка.
И не Мишка косолапый,
Хоть ее мохнаты лапы.
И понять не можем мы:
Иглы для чего нужны?
Не швея она, не ежик,
Хоть на ежика похожа.
Догадаться очень просто,
Кто пришел к нам нынче в гости?
- О чём эта загадка?
- Как догадались?
- Что вам особенно понравилось в этом стихотворении?
- Какого цвета наряд у ёлочки зимой, весной, летом? Почему?
Цель нашего урока – исследование текста о…
На уроках окружающего мира мы уже ни раз знакомились с особенностями хвойных деревьев, а сегодня мы узнаем, какой наряд у ёлочки осенью.
Типы текста
На доске открывается таблица по ходу ответов детей. (Приложение 1)
I.Работа по содержанию.
1.Что привлекло автора в этой сцене?
2. Что нового вы узнали?
3. Лексическая работа со неизвестными словами.
II. Работа над композицией текста.
- Определите тему текста.
- Какова главная мысль текста?
- Какой заголовок соответствует содержанию текста?
- Сколько частей в тексте?
- Кому захотелось запомнить текст? Почему?
- Назовите основные части текста.
- Из скольких пунктов будет состоять план? Почему?
III. Работа над текстом( по частям), составление плана, выбор опорных слов.
- Прочитайте первую часть текста.
- Когда появилась на свет ёлочка?
- Как можно сказать об этом по- другому?
- Как появилась на свет ёлочка? Что она сделала?
- Какие слова говорят о ёлочке, как о живом существе?
- О чём первая часть? Скажите кратко.
- Как озаглавим первую часть?
- Запишите заглавие первой части. (Учитель записывает заглавие на доске.)
Попробуем вместе выявить опорные слова
- Перескажите первую часть близко к тексту.
б) – Прочитайте вторую часть текста.
- С чего начинается вторая часть? Давайте вместе прочитаем первое предложение.
- Что происходило каждый год осенью в день рождения ёлочки?
- Какие деревья дарили ёлочке подарки, назовите?
- Что дарили ёлочке деревья? Скажите одним словом.
- Каких цветов были листья?
- На что похожи листья осинки?
- Чем листья осинки похожи на фонарики?
- Как в тексте названы листья клёна? Почему?
- Чем одаривала ёлочку ива? Почему?
- Какое изобразительно – выразительное средство языка использует автор во второй части текста?
( Скрытое сравнение – метафору)
- В тексте говорится о том, как три дерева дарят подарки. Но слово «дарят» употреблено только один раз. Почему?
- Озаглавьте вторую часть текста.
- Запишите заглавие второй части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)
Опорные предложения из второй части текста (см. выше обозначены курсивом).
Перескажите эту часть друг другу.
- Прочитайте третью часть текста.
- Приятно ли ёлочке, что ей дарят подарки?
- Как вы догадались?
- Отчего ёлочка счастлива?
- Почему наряд ёлочки разноцветный?
- Так какова же главная мысль текста? Давайте её ещё раз повторим.
- Озаглавьте третью часть.
- Запишите заглавие третьей части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)
Опорные слова :счастливая, нарядная, разноцветная.
Перескажите третью часть себе.
А в лесу растёт черника
Земляника, голубика,
Чтобы ягодку сорвать
Надо глубже приседать.
Нагулялся я в лесу
Корзинку с ягодой несу
VI.Орфографическая работа.
Чтение текста учителем с установкой на запоминание и представление.
Что нового мы узнали на уроке ?
Легко ли написать текст, который интересно было бы слушать?
Что для этого необходимо?
Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова. И одним из таких авторов является Н. Сладков, написавший много замечательных произведений для детей о природе. Ведь только внимательный человек, имеющий богатую фантазию, может в обычном для нас явлении увидеть необычное.
Закройте глаза и вспомните, как вы работали на сегодняшнем уроке. Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что он поработал «на отлично».
Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что он поработал « на хорошо».
Спасибо, что сами себя оценили.
Осенняя ёлочка делится с вами подарками – листьями, на которых вам следует написать поздравление ёлочке с днём рождения.
Спасибо за урок. Я надеюсь, что с удовольствием прочитаю изложения, написанные вами.
Выполняют задание
Приложение № 1
Композиция текста – повествования
1. Вступление
2. Основная часть.
3. Концовка.
План.
1. Рождение ёлочки.
2. Деревья дарят подарки.
3.Счастливая и нарядная ёлочка.
Приложение № 2
д…ревья - ____________
ос…нь - _______________
тр…винки_____________
з…мля - ______________
р…ждение - ____________ Ры…ки – __________
(На)свет_______________ (по)явилась_____________
(раз)двинула____________ (вы)сунулась____________ (о)смотрелась___________ (из)земли_______________ (в)день_________________
Первая часть.
Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.
Вторая часть.
Опорные слова
Осинка дарит фонарики.
Клён роняет звёзды.
Ива засыпает рыбками.
Третья часть.
Опорные слова :
счастливая, нарядная, разноцветная.
Если тебе трудно вспомнить содержание текста, воспользуйся вопросами.
1. Когда появилась ёлочка?
2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения?
3. Какая стояла ёлочка?
Приложение № 3
Самопроверка
1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.
2. Начало предложения пиши с большой буквы.
3. Найди слова, которые нужно проверить.
4. Проверь, все ли опорные слова использованы.
5. Прочитай текст ещё раз.
Самопроверка
1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.
2. Начало предложения пиши с большой буквы.
3. Найди слова, которые нужно проверить.
4. Проверь, все ли опорные слова использованы.
5. Прочитай текст ещё раз.
Самопроверка
1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.
2. Начало предложения пиши с большой буквы.
3. Найди слова, которые нужно проверить.
4. Проверь, все ли опорные слова использованы.
5. Прочитай текст ещё раз.
Самопроверка
1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.
2. Начало предложения пиши с большой буквы.
3. Найди слова, которые нужно проверить.
4. Проверь, все ли опорные слова использованы.
5. Прочитай текст ещё раз.
Самопроверка
1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.
2. Начало предложения пиши с большой буквы.
3. Найди слова, которые нужно проверить.
4. Проверь, все ли опорные слова использованы.
5. Прочитай текст ещё раз.
Самопроверка
1. Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.
2. Начало предложения пиши с большой буквы.
3. Найди слова, которые нужно проверить.
4. Проверь, все ли опорные слова использованы.
5. Прочитай текст ещё раз.