Просмотр содержимого документа
«Обучающее изложение «Ёлочка»»
МБОУ «Школа № 97 города Донецка»
Коваленко Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов
Тема: Обучающее изложение «Ёлочка» (По Н. Сладкову)
Цель: учить передавать содержание текста в соответствии с планом
Задачи: 1.Формирование умения воспроизводить текст в логической последовательности; формирование навыка композиционного членения текста.
2. Развитие речи, орфографической зоркости, способности чётко формулировать свои мысли.
3. Воспитание интереса к русскому языку, уверенности в своих силах, познавательного интереса к окружающему миру
Ход урока
- Сегодня мы узнаем, какой наряд у ёлочки осенью и напишем обучающее изложение.
Работа по теме урока.
Знакомство с текстом
Упр. 88 (с. 52).
- Прочитайте отрывок из произведения Н. Сладкова.
- Понравился ли он вам? Что показалось особенно интересным?
- О чём говорится в этом тексте? Определите тему текста. (О ёлочке.)
- Назовите главную мысль текста. (Ёлочка счастлива в свой день рождения, так как все радуют её подарками.)
- Как можно назвать этот текст?
(Подарки для ёлочки. Ёлочка. Осенний наряд деревьев. Осенняя ёлочка.)
- Что отражается в заголовке - тема или главная мысль текста?
(Тема.)
- Сколько частей в тексте?(Три.)
-Прочитайте памятку 7 на с. 147 «Как подготовиться к изложению».
-Итак, какова цель нашего урока?
(Цель урока состоит в том, чтобы вдумчиво читать, анализировать художественный текст, открывая секреты писательского мастерства Н. Сладкова. А затем написать изложение.)
Составление плана изложения.
-Назовите основные части текста.
(Вступление, основная часть, заключение (концовка))
а)- Прочитайте первую часть текста. (Чтение вслух)
- Когда появилась на свет ёлочка?
- Как можно сказать об этом по-другому?(Родилась)
- Как появилась на свет ёлочка? Что она сделала?
( Раздвинула листья…)
- Какие слова говорят о ёлочке, как о живом существе?
- Как называется такое изобразительно –выразительное средство языка?
(Олицетворение)
- О чём первая часть? Скажите кратко.
- Как озаглавим первую часть?
(Рождение ёлочки)
- Запишите заглавие первой части.
Опорные слова 1 часть: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.
- Перескажите первую часть близко к тексту.
б) – Прочитайте вторую часть текста.
- С чего начинается вторая часть? Давайте вместе прочитаем первое предложение.
- Что происходило каждый год осенью в день рождения ёлочки?
- Какие деревья дарили ёлочке подарки, назовите?
- Что дарили ёлочке деревья? Скажите одним словом.
- Каких цветов были листья?
- На что похожи листья осинки? (На фонарики)
- Чем листья осинки похожи на фонарики?
(Формой…)
- Как в тексте названы листья клёна? Почему?
- Чем одаривала ёлочку ива? Почему?
Осинка дарит фонарики.
Клён роняет звёзды.
Ива засыпает рыбками.
- Какое изобразительно – выразительное средство языка использует автор во второй части текста? (Фонарики, звёзды, рыбки…)
(Скрытое сравнение – метафору)
- В тексте говорится о том, как три дерева дарят подарки. Но слово «дарят» употреблено только один раз. Почему?
(Чтобы не было повторов)
- Озаглавьте вторую часть текста.
( Деревья дарят подарки.)
- Запишите заглавие второй части в тетради.
Опорные слова из второй части текста – на слайде.
- Перескажите эту часть.
в)- Прочитайте третью часть текста.
- Приятно ли ёлочке, что ей дарят подарки?
- Как вы догадались? (И стоит ёлочка счастливая.)
- Отчего ёлочка счастлива? (У неё много друзей. Они помнят о ней, дарят ей подарки. Благодаря их подаркам, ёлочка стоит нарядная.)
- Почему наряд ёлочки разноцветный?
- Так какова же главная мысль текста? Давайте её ещё раз повторим.
Продолжение работы по теме урока. Написание изложения.
(работа в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот.; затем – несколько учеников рассказывают вслух; далее повторное чтение текста и написание изложения. Самопроверка.)
Подведение итогов урока и рефлексия деятельности.
- Что мы делали сегодня на уроке?
- Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
- Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова. И одним из таких авторов является Н. Сладков, написавший много замечательных произведений для детей о природе. Ведь только внимательный человек, имеющий богатую фантазию, может в обычном для нас явлении увидеть необычное.
- Закройте глаза и вспомните, как вы работали на сегодняшнем уроке. Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что он поработал «на отлично».
- Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что он поработал « на хорошо».
Спасибо, что сами себя оценили.
Домашнее задание
Составить и записать два предложения с фразеологизмами.