- учебник «Русский язык». Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2/А.В. Полякова – М:Просвещение, 2003. – 126с.;
- Орфографический словарик: Пособие для учащихся нач. классов. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 1985. – 80 с.
- тексты.
– личностно-диалогический уровень.
Название этапа | Содержание этапа | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. | Организацион- ный момент. | | Внимание! Проверь дружок, готов ли ты начать урок? | Приветствие окружающих. | Регулятивные: волевая саморегуляция. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действий. Цель: актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов. | Актуализация знаний. Словарная работа. | | У вас на столах изображения. Подумайте, какие слова они обозначают? Как вы понимаете эти слова? олимпиада соревнования чемпион рекорд преодоление победа -А как же пишутся слова олимпиады? Найдите в словаре. В группе выберите капитана, который решит у доски орфографические задачки. - Чему будет посвящен урок? Что вам известно о зимней олимпиаде? Я предлагаю вам посмотреть видео и составить предложения, ответив на вопросы когда, как, где? Показ видео-фрагмента (спортсмены в движении). Вы замечательно справились. Как вы думаете какая тема у нас сегодня будет? Перед вами появился символ. Что он обозначает? Символ олимпиады поможет не только спортсменам, но и нам придти к вершине. Какой символ перед вами? Что он обозначает? Что нам уже известно об обстоятельствах? Все, что вы назвали, поместилось в четырех кольцах. А пятое осталось пустым. | -потому что зимой состоится зимняя олимпиада в Сочи. Олимпиаде. Просмотр видеосюжета. Составление предложении. Мы продолжим изучать обстоятельства. Символ олимпиады – пять колец. Они обозначают континенты. -второстепенный член предложения; - отвечает на вопросы косвенных падежей когда? где? как?; - обозначает признак действия; - выражается существительными и наречиями. | Познавательные: формируем умение находить ответы на вопросы в видео. Коммуникативные: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные: гражданский патриотизм. Личностные: формируем умение высказывать свое отношение к событиям. Познавательные: формируем умение обобщать и классифицировать. |
Постановка учебной задачи. Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | Целеполагание. Орфографическая разминка. Словарная работа. | | Что это значит? Составим план работы: Повторим то, что уже знали об обстоятельствах; Узнаем новое об обстоятельствах; Определим роль обстоятельств в нашей речи. Я предлагаю вам быть чемпионами, добиться личных рекордов, преодолев незнание. Придти к финишу победителем. А какие личные рекорды вы сегодня для себя поставите? | Продолжать изучение обстоятельств, потому что мы не все знаем. Определяют область «знания» и «незнания». -Узнаю новое об обстоятельствах и повторю, что уже знал; - помогу товарищам в группе. | Регулятивные: формируем умение прогнозировать предстоящую работу. Личностные:формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. |
Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. | Работа по группам. Исследование текста. Работа по алгоритму. Выдвижение гипотезы. Работа с учебником. | | Я предлагаю вам начать наше соревнование. Выполнить алгоритм, который есть у каждой группы. (всего 3 группы) Пройди по пунктам алгоритма. Прочитай текст Наталья Бурдыга – четырехкратная чемпионка Европы, мастер спорта международного класса по биатлону. Родилась и выросла в г.Осе. В феврале страну будут представлять и спортсмены Пермского края. А это чайковские, пермские, чусовские олимпийцы. Для 3 групп задания. Найди обстоятельство. Запиши в алгоритм. Запиши на какой вопрос отвечает (фронтальная проверка учителем). - Все ответы верны. Вашепредположение? -Предположите, как называются эти группы обстоятельств. Где будем проверять свои предположения? Работа с учебником.с. 17 посмотрите в правило. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время и способ действия и отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? как?, называется обстоятельством. Что мы уже знали, а что открыли? На доске появляется тема полностью: Обстоятельства места, времени, способа действия. | - в учебнике - существует три группы обстоятельств. Знали вопросы обстоятельств. Открыли как называются три группы обстоятельств. | Познавательные:формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстрации, текстов. Осмысленное чтение. Коммуникативные: взаимодействие при информационном поиске, сотрудничество. Слушать и слышать других. Точно выражать свои мысли. Спрашивать, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения. Участвовать в диалоге. Уметь помогать другим и стремиться к эффективной работе. Сравнение. Формулировка проблем. Познавательные: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные: формируем умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника. Выдвижение и доказательство гипотезы. |
Физкультминутка Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психо-эмоциональной разгрузки учащихся, первичное закрепление нового материала. | Снятие усталости, закрепление нового материала. | | У вас был командный мозговой штурм. Показ групповых фото спортсменов и имитация их движении, составление предложении с обстоятельствами места, времени, способа действия. Аплодисменты нашим спортсменам! Новых успехов в командном зачете! | | |
Первичное закрепление во внешней речи. Цель: усвоение нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели. | Работа в тетради. | | -Найдите слова по классу. Смело, ловко, быстро, метко, высоко, в Сочи, в городе Гватемала, в Москве (1980), в Москве (2013), в России, зимой, 14 февраля, в 2011г., в 2009г, за 1000 дней. 1 группа придумывает словосочетания с обстоятельствами места, 2 группа времени и 3 группа способа действия. -Какие получились словосочетания? -Командиры снимите свои обстоятельства разместите по столбикам на доске. -На какие вопросы отвечают 1 столбик, 2 столбик, 3 столбик? -Как называются ваши обстоятельства, а ваши? | 1 гпуппа - в Сочи, в городе Гватемала, в Москве (1980), в Москве (2013), в России. 2 группа - зимой, 14 февраля, в 2011г., в 2009г, за 1000 дней. 3 группа - Смело, ловко, быстро, метко, высоко. -Где? Когда? Каким образом? Места, времени, образа действия. | Познавательные: формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов. |
Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха. | Работа устно. | | -Из данных существительных придумайте предложения, чтобы они являлись обстоятельствами. Мечта, соревнование, преодоление, победа, гордость, успех, олимпиада, Сочи, зима, февраль, символ, огонь, 2014г.! -Придумайте предложение с одним из слов. -Придумайте предложение, используя как можно больше обстоятельств! Молодцы, вы почти уже чемпионы! Выполните еще одно задание. | Пример: В 2014 году успешно пройдет олимпиада в Сочи. | Коммуникативные: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: Самоорганизация учебного труда. Самостоятельность. |
Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Закрепление. Работа устно. | | Перед вами спортивный календарь, на котором ваши фотографии с различных соревновании. Придумайте предложение с любым видом обстоятельств о себе. | Пример: Арсений грациозно катается на коньках. | Коммуникативные: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Информация о домашнем задании. Цель: инструктаж по самостоятельном выполнению работы дома. | Объяснение разноуровневого домашнего задания. | | - правило, с. 17 упр 227; - правило, с. 17 упр 228; - правило, написать письмо от болельщика. | | Регулятивные: формируем умение прогнозировать предстоящую работу. |
Рефлексия деятельности. Цель: самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний. | Подведение итогов. | | Удалось ли вам достигнуть цель, которую каждый ставил для себя на урок? Какую победу каждый одержал для себя? Ответьте на последний вопрос плана: какова роль обстоятельств в речи? На какую ступеньку пьедестала каждый сегодня себя бы поставил? I, II, III место. | Ответы детей. Мы заслужили эти игры, Мы заслужили пять колец. За них мы бились словно тигры И победили наконец! Нам освещает путь вперед Свет олимпийского кольца. Нас там победа только ждет. С Россией вместе, до конца! Суждения детей. | Регулятивные: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Контроль и оценка своей деятельности. |