kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обстоятельство

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ И ОЛИМПИАДЕ  ПО РУССКОМУ  ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА С ГРАММАТИКОЙ  КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА. СИНТАКСИС.ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.

            Обстоятельство (пысы?тауыш)-это второстепенный член предложения (с?йлемні? т?рлаусыз м?шесі), который обозначает признак действия (іс-?рекетті? сыны) или другого признака (бас?а сынны? сыны): обозначает место, время, образ, причину, цель действия и отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? каким образом? почему? зачем? с какой целью?, подчеркивается тире точка...  .

                          Виды обстоятельств

Виды

Способы выражения

Примеры

1.Образ действия

(?имыл -сын)

Наречие, существи-тельное в косвенных падежах и с предлогами, деепричас-тие, деепричаст-ный оборот

Скользили бесшумно и тихо (как?).

2.Место

(мекен-жай, орын)

-

Вижу издалека (откуда?).

3.Время

(уа?ыт, мезгіл)

-

Встретимся завтра (когда?).

4.Условие

(шарт)

-

-

При желании (если захотеть) можно всего     

добиться.

5.Причи-на

(себеп)

-

Опоздал из-за болезни (потому что болел).

6.Цель

(ма?сат)

-

-

Для укрепления здоровья (чтобы укрепить здоровье)

необходимо заниматься спортом.

7.Уступки

(?арсы-лы?ты)

 

Вопреки предсказанию моего спутника (несмотря на предсказание моего спутника), погода прояснилась.

 

Обстоятельство образа действия может выражаться сравнительным оборотом (салыстырмалы с?з орамы) с предлогами: как, словно, как будто, будто... .

 Например:Словно зверь, река металась в своих берегах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая тетрадь учеников по разделу «Синтаксис.Обстоятельство»

Синтаксис: второстепенные члены предложения.Обстоятельство.

Задание№1

Поставить вопросы к обстоятельствам.

Обстоятельства

Вопросы

1.Обстоятельство места

1.

2.Обстоятельство времени

2.

3.Обстоятельство образа действия

3.

4.Обстоятельство причины

4.

5.Обстоятельство цели

5.

6.Обстоятельство условия

6.

7.Обстоятельство уступки

7.

 

Задание№2

Найти и подчеркнуть обстоятельства.

  1. А между тем олень двигался к вожаку неторопливо, с достоинством, трубя громко,с перерывами.
  2. Сюда я приехал издалека, на лошадях.
  3. Всю четвертую последнюю ночь слева и справа гремела отчаянная канонада.
  4. Тарас скоро встретил множество знакомых лиц.
  5. Книгу принесите завтра.
  6. Вдруг она пробежала мимо меня, напевая что-то другое и прищелкивая пальцами, взбежала к старухе.
  7. В полдень приползли из боя двое.
  8. Снова пашня думает о севе.
  9. Они оба сидели минут пять тихо и не шевелились.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание№3

Объяснить способы выражения обстоятельств.

 

     1.   Мы зашли к другу узнать новости (образец:зачем?- чтобы    

           узнать...).

2.Сквозь морозные ресницы ветер смотрит на синицу.

3.Я наклонился полюбоваться его очертаниями.

4.Он извинялся потупя голову.

5.Она зашла проститься.

6.Тяга к большим пространствам появилась у меня с юного возраста.

7.Она молча кивнула мне на прощание.

8.Мы шапку над павшими снимем не раз.

9.Месяц величаво поднялся на небе  посветить добрым людям и всему миру.

10.Он, глядя куда-то в даль,едва заметным движением ответил на поклоны офицеров.                                 

Задание№4

С данными словами составить словосочетания.

 

          Бесшумно,по-турецки,беспомощно, от радости (причина), от боли (причина), назло (цель), намеренно (цель), при желании (условие), робко, издалека, едва-едва, перед воротами, по-зимнему, холодно.

                                                 Задание№5

Найти, выписать  обстоятельства и   поставить к ним вопросы.

 

Предложения

Обстоятельства, их вопросы

1.В лесу легко дышится.

 

2.В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад.

 

3.Солдаты теперь слушали внимательно.

 

4.Тот ему отвечал не смущаясь и откровенно.

 

5.Все трое смотрели молча.

 

6.Вы и в залу входите танцуя.

 

7.Хорь присел на скамью и вступил со мной в разговор.

 

8.Ваня летом работал во дворе.

 

9.Там, за облаками, пылал невидимым солнцем чудесный , пркрасный город.

 

 

Задание№6

Расставить, где возможно, недостающие знаки препинания.

  1. Клим Самгин шагал по улице бодро не уступая встречным людям.
  2. Наталья о чем-то задумавшись смотрела на закат.
  3. Он шел неохотно тяжело шаркая ногами.
  4. Григорий стоит потупя голову.
  5. И радость поет не кончаясь, и песня навстречу идет, и люди смеются встречаясь, и встречное солнце поет.
  6. «Завтра завтра только не сегодня»,-говорят ленивые люди.
  7. Свистя и взвизгивая ветер быстро гнал тучи.
  8. Солнце жгло поутру накаляя песок добела.
  9. Горы как бы расступились давая дорогу нашей машине.

 

м

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обстоятельство »

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ И ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА С ГРАММАТИКОЙ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА. СИНТАКСИС.ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.

Обстоятельство (пысықтауыш)-это второстепенный член предложения (сөйлемнің тұрлаусыз мүшесі), который обозначает признак действия (іс-әрекеттің сыны) или другого признака (басқа сынның сыны): обозначает место, время, образ, причину, цель действия и отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? каким образом? почему? зачем? с какой целью?, подчеркивается тире точка... .

Виды обстоятельств

Виды

Способы выражения

Примеры

1.Образ действия

(қимыл -сын)

Наречие, существи-тельное в косвенных падежах и с предлогами, деепричас-тие, деепричаст-ный оборот

Скользили бесшумно и тихо (как?).

2.Место

(мекен-жай, орын)

-

Вижу издалека (откуда?).

3.Время

(уақыт, мезгіл)

-

Встретимся завтра (когда?).

4.Условие

(шарт)

-

-

При желании (если захотеть) можно всего

добиться.

5.Причи-на

(себеп)

-

Опоздал из-за болезни (потому что болел).

6.Цель

(мақсат)

-

-

Для укрепления здоровья (чтобы укрепить здоровье)

необходимо заниматься спортом.

7.Уступки

(қарсы-лықты)


Вопреки предсказанию моего спутника (несмотря на предсказание моего спутника), погода прояснилась.


Обстоятельство образа действия может выражаться сравнительным оборотом (салыстырмалы сөз орамы) с предлогами: как, словно, как будто, будто... .

Например:Словно зверь, река металась в своих берегах.






























Рабочая тетрадь учеников по разделу «Синтаксис.Обстоятельство»

Синтаксис: второстепенные члены предложения.Обстоятельство.

Задание№1

Поставить вопросы к обстоятельствам.

Обстоятельства

Вопросы

1.Обстоятельство места

1.

2.Обстоятельство времени

2.

3.Обстоятельство образа действия

3.

4.Обстоятельство причины

4.

5.Обстоятельство цели

5.

6.Обстоятельство условия

6.

7.Обстоятельство уступки

7.


Задание№2

Найти и подчеркнуть обстоятельства.

  1. А между тем олень двигался к вожаку неторопливо, с достоинством, трубя громко,с перерывами.

  2. Сюда я приехал издалека, на лошадях.

  3. Всю четвертую последнюю ночь слева и справа гремела отчаянная канонада.

  4. Тарас скоро встретил множество знакомых лиц.

  5. Книгу принесите завтра.

  6. Вдруг она пробежала мимо меня, напевая что-то другое и прищелкивая пальцами, взбежала к старухе.

  7. В полдень приползли из боя двое.

  8. Снова пашня думает о севе.

  9. Они оба сидели минут пять тихо и не шевелились.











Задание№3

Объяснить способы выражения обстоятельств.


1. Мы зашли к другу узнать новости (образец:зачем?- чтобы

узнать...).

2.Сквозь морозные ресницы ветер смотрит на синицу.

3.Я наклонился полюбоваться его очертаниями.

4.Он извинялся потупя голову.

5.Она зашла проститься.

6.Тяга к большим пространствам появилась у меня с юного возраста.

7.Она молча кивнула мне на прощание.

8.Мы шапку над павшими снимем не раз.

9.Месяц величаво поднялся на небе посветить добрым людям и всему миру.

10.Он, глядя куда-то в даль,едва заметным движением ответил на поклоны офицеров.

Задание№4

С данными словами составить словосочетания.


Бесшумно,по-турецки,беспомощно, от радости (причина), от боли (причина), назло (цель), намеренно (цель), при желании (условие), робко, издалека, едва-едва, перед воротами, по-зимнему, холодно.

Задание№5

Найти, выписать обстоятельства и поставить к ним вопросы.


Предложения

Обстоятельства, их вопросы

1.В лесу легко дышится.


2.В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад.


3.Солдаты теперь слушали внимательно.


4.Тот ему отвечал не смущаясь и откровенно.


5.Все трое смотрели молча.


6.Вы и в залу входите танцуя.


7.Хорь присел на скамью и вступил со мной в разговор.


8.Ваня летом работал во дворе.


9.Там, за облаками, пылал невидимым солнцем чудесный , пркрасный город.



Задание№6

Расставить, где возможно, недостающие знаки препинания.

  1. Клим Самгин шагал по улице бодро не уступая встречным людям.

  2. Наталья о чем-то задумавшись смотрела на закат.

  3. Он шел неохотно тяжело шаркая ногами.

  4. Григорий стоит потупя голову.

  5. И радость поет не кончаясь, и песня навстречу идет, и люди смеются встречаясь, и встречное солнце поет.

  6. «Завтра завтра только не сегодня»,-говорят ленивые люди.

  7. Свистя и взвизгивая ветер быстро гнал тучи.

  8. Солнце жгло поутру накаляя песок добела.

  9. Горы как бы расступились давая дорогу нашей машине.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Обстоятельство

Автор: Бегентаева Галия

Дата: 25.12.2014

Номер свидетельства: 147747

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка в 8 классе "Основные виды обстоятельств" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-osnovnyie-vidy-obstoiatiel-stv"
    ["file_id"] => string(6) "197221"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428218587"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "На тему "Обстоятельства""
    ["seo_title"] => string(25) "na_tiemu_obstoiatiel_stva"
    ["file_id"] => string(6) "392065"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487156927"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Краткосрочное планирование урока русского языка в 8 классе на тему: Виды обстоятельств"
    ["seo_title"] => string(94) "kratkosrochnoie-planirovaniie-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-vidy-obstoiatiel-stv"
    ["file_id"] => string(6) "272509"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451997943"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Обстоятельства образа действия" "
    ["seo_title"] => string(96) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-obstoiatiel-stva-obraza-dieistviia"
    ["file_id"] => string(6) "186665"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426404031"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Краткосрочный план урока русского языка в 8 классе на тему: Обстоятельство"
    ["seo_title"] => string(80) "kratkosrochnyi-plan-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-obstoiatiel-stvo"
    ["file_id"] => string(6) "272510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451998113"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства